СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стадии психологической зависимости от компьютерных игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стадии психологической зависимости от компьютерных игр»

Стадии психологической зависимости от компьютерных игр

  1. Стадия легкой увлеченности. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус». Таким образом, начинает реализоваться неосознаваемая потребность в принятии роли компьютерного персонажа. Подросток начинает играть, уже не случайным образом очутившись за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра еще не является значимой ценностью.

  2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности- игра в компьютерные игры. Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, то есть удовлетворение потребности тормозится какими – либо обстоятельствами, возможным достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств.

  3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменение самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир.

  4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Эта самая длительная стадия из всех стадий – она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Признаки компьютерной зависимости:

  • когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;

  • ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;

  • ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;

  • ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;

  • ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;

  • у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;

  • чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;

  • прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;

  • ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;

  • нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру. 

Факты, которые должны насторожить родителей.

- ребенок начал есть, пить, учить уроки, не отходя от компьютера;

-ребенок начал проводить ночи за компьютером;

-ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером;

-как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру;

-ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);

-ребенок находиться в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

-ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере.

Как предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей.

Важное влияние на личность ребенка оказывает стиль воспитания, который преобладает в семье. В настоящее время ученые выделяют четыре типа семей, провоцирующих развитие зависимости у подростков:

  1. травмирующая семья, в которой ребенок отождествляется либо с агрессором, либо является жертвой, что сопровождается чувствами стыда и беспомощности, от которых он впоследствии избавляется с помощью какого-либо объекта зависимости, будь то алкоголь, наркотики или компьютер;

  2. навязчивая семья, возлагающая собственные грандиозные ожидания на ребенка и, таким образом, формируя у него сильное эмоциональное напряжение, связанное со страхом не оправдать родительские ожидания;

  3. лживая семья, в которой ребенок утрачивает чувство реальности и собственной личности, испытывает стыд, отчуждение;

  4. непоследовательная семья, когда родительские правила различаются и меняются на ходу, создавая у ребенка сильный эмоциональный дискомфорт. 

Несколько рекомендаций родителям

  1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.

  2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.

  3. Будьте другом и помощником своему ребенку.

  4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.

  5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

  6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции  и объяснить ее.

  7. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 минут в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.

  8. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

  9. Необходимо прививать ребенку к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.

  10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.

  11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.

  12. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

И главное, проводите с ребенком больше времени. Вспомните игры, которые вас самих занимали в детстве, больше разговаривайте с ребенком, гуляйте, не ленитесь играть с ним, ведь никакой, даже самый «крутой» компьютер не заменит живого теплого общения с мамой или с папой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!