Контрольная работа по литературному чтению 2 класс
Прочитай текст.
В. Бианки
Подкидыш
Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.
Я решил спасти спрятанного в нём птенчика. Но как это сделать?
Кто выведет его из яйца? Кто вскормит? Я знал неподалёку гнездо другой птички - пеночки-пересмешки.
Она только что отложила своё четвёртое яичко. Но примет ли пересмешка подкидыша?
Яйцо каменки - чисто-голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те - розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать. Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?
Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой. Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.
Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст. Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо. Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем.
Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца? Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой - хвост пересмешки. Сидит!
Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними - голый слепенький птенчик каменки.
Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке. Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.
Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца.
Я скорей отходил прочь, чтобы не помешать ей в этом важном деле. На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду».
Но нет - в гнезде лежала живая каменка! Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.
Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички - высиживал её птенцов. Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов.
Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах. И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов - и выкормила их на славу.
Вопросы и задания к тексту:
1. Определи жанр произведения. Отметь правильный ответ
рассказ сказка стихотворение
2. Куда попало яйцо птички каменки после того, как мальчишки разорили её гнездо? Отметь правильный ответ
1) Яйцо каменки упало на землю под дерево.
2) Мальчики забрали яйцо каменки домой.
3) Яйцо оказалось в гнезде птички пересмешки.
3. Какие чувства передаёт автор, когда рассказывает о поступке мальчиков? Отметь правильный ответ
1) Он боится злобных мальчиков.
2) Осуждает жестоких мальчиков.
3) Гордится смелыми мальчиками.
4. Почему герой решил отнести яйцо каменки в чужое гнездо? Отметь правильный ответ
1) Ему нравится раскладывать яйца в гнёзда.
2) Пересмешка всегда высиживает чужие яйца.
3) Только так можно спасти замерзающее яйцо.
5. Определи порядок микротем в тексте. Пронумеруй предложения так, чтобы показать, в каком порядке происходили события.
1) Пересмешка сунула гусеничку в рот каменке.
2) Одно из шести яичек удалось отобрать целым.
3) Пересмешка долго не возвращалась к гнезду.
4) Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.
6. «Я подумал: - Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду». Сделай вывод о том, почему так подумал герой. Отметь правильный ответ
1) Герой забыл, что пересмешка полетела за кормом.
2) Герой увидел, что в гнезде нет птицы пересмешки.
3) Герой не нашёл в гнезде ни яиц, ни птенца каменки.
7. Выбери позицию, наиболее точно характеризующую отношение автора к поступкам птенца каменки. Отметь правильный ответ
1) Вылупившиеся птенцы всегда высиживают невылупившиеся яйца.
2) Птенец каменки ответил добром на добро птицы пересмешки.
3) Каменка помогает пересмешке, чтобы её не выгнали из гнезда.
8. Что удивило тебя в этом произведении?________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Выбери фразу, которая наиболее точно характеризует главную мысль автора. Отметь правильный ответ
1) Не та мать, что родила, а та, что воспитала!
2) Удивительное рядом!
3) В тесноте, да не в обиде!
Обоснуй свой выбор. _________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как ты понимаешь название рассказа? Напиши развёрнутый ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План стандартизированной контрольной работы
№ задания | Раздел программы (содержательная линия) | Проверяемый планируемый результат | Уровень сложности | Тип задания | Время выполнения | Максимальный балл |
1 | Литературоведческая пропедевтика | Различать произведения разных жанров | базовый | с выбором ответа | | 1 |
2 | Виды речевой и читательской деятельности | Находить ответ в тексте | базовый | с выбором ответа | | 1 |
3 | Виды речевой и читательской деятельности | Этически оценивать поступки героев | базовый | с выбором ответа | | 1 |
4 | Литературоведческая пропедевтика | Находить ответ в тексте | базовый | с выбором ответа | | 1 |
5 | Виды речевой и читательской деятельности | Деление текста на микротемы | повышенный | с множест-венным выбором ответа | | 2 |
6 | Виды речевой и читательской деятельности | Давать оценочное суждение | базовый | с выбором ответа | | 1 |
7 | Виды речевой и читательской деятельности | Давать оценочное суждение | базовый | с выбором ответа | | 1 |
8 | Виды речевой и читательской деятельности | Давать оценочное суждение | повышенный | краткий ответ | | 2 |
9 | Виды речевой и читательской деятельности | Определять тему пословицы Умение обосновывать вывод | повышенный | с выбором ответа + развёрнутый ответ | | 1 + 2 |
10 | Виды речевой и читательской деятельности | Давать оценочное суждение. | повышенный | развёрнутый ответ | | 2 |
| | | | |
40 мин | Общий балл 15 |
Инструкция по проверке и оценке работы
№ задания | Планируемый результат | Правильный ответ | Критерии оценивания / Максимальный балл |
1 | Различать произведения разных жанров. | 1 | 1 |
2 | Находить ответ в тексте. | 3 | 1 |
3 | Этически оценивать поступки героев. | 2 | 1 |
4 | Находить ответ в тексте. | 3 | 1 |
5 | Деление текста на микротемы. | 2314 | 2 |
6 | Давать оценочное суждение. | 2 | 1 |
7 | Давать оценочное суждение. | 2 | 1 |
8 | | свободный ответ | 2 |
9 | Определять тему пословицы. Умение обосновывать вывод | 1 свободный ответ | 1 2 |
10 | Давать оценочное суждение. | свободный ответ | 2 |
| | | 15 |
Примерный вариант оценивания на основе «принципа сложения»
% выполнения от максимального балла | Количество баллов | Цифровая отметка | Уровневая шкала |
100-80 | 15-12 | 5 | Повышенный |
80-65 | 11-9 | 4 |
65-50 | 8-7 | 3 | Базовый |
Менее 50 | Менее 7 | 2 | Недостаточный |