СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стандарты серии ISO 14000

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стандарты серии ISO 14000»

Министерство образования Калининградской области

государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

(ГАУ КО ПОО КСТ)









Реферат

по дисциплине: «Метрология и стандартизация»

на тему: «Стандарты серии ISO 14000»











Выполнила: студентка 3 курса

Группы ТХ 17-1 Воропаева Ульяна

Руководитель: Овчинникова И.В.







Калининград 2020

Содержание

Введение………………………………………………………………....…………...3

Глава 1. ISO и окружающая среда ….………………...............................................5

Глава 2. Зачем стандарты ISO 14000 нужны предприятиям…….…......………..10

Глава 3. Системы экологического менеджмента……..………..…..…………….12

Глава 4. Ситуация ISO 14000 в России…………………………..……..………...15

Глава 5. Преимущества и недостатки…………………….………..…….……….16

Заключение…………………………………………………………………………19

Список литературы…………….……………………………………...………...…21





























Введение

Система стандартов ISO 14000, в отличие от многих других природоохранных стандартов, ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации вещества и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента - environmental management system, EMS). Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введёнными соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область. Основной документ серии - ISO 14001 не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам. Актуальность нашей темы заключается в том, что организации по всему миру, и их участники, все больше осознают необходимость рационального природопользования, социально ответственного поведения, а также устойчивого роста и развития.

Появление ISO 14000 - серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив.

Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

1. Организационный - через улучшение экологического "поведения" корпораций.

2. Национальный - через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.

3. Международный - через улучшение условий международной торговли.



Соответственно, так как предупреждающее управление экологическими вопросами сливается воедино с управлением рисками в целом на предприятии, корпоративным управлением, оперативной и финансовой практикой и управлением, международные стандарты приобретают особое значение для организаций, работающих в направлении общих и сопоставимых экологических целей в сфере обеспечения устойчивости самой организации, ее продуктов и услуг.



Кроме того, правительственные и др. регулирующие органы все чаще нуждаются в стандартах ISO для создания основы для обеспечения согласованности и последовательности на национальном и международном уровнях.

Международные стандарты ISO и связанные с ними нормативные документы обеспечивают потребителей, регулирующие органы и организации в государственном и частном секторах, экологическими инструментами со следующими характеристиками:

- техническая надежность - стандарты ISO аккумулируют в себе знания широкой группы международных специалистов и заинтересованных сторон;

- удовлетворение потребностей заинтересованных сторон - процесс разработки стандартов ISO строиться на международном вкладе и консенсусе;

- содействие разработке единых требований - процесс разработки стандартов ISO строиться на участии всех заинтересованных национальных институтов со всех регионов мира;

- способствование повышению эффективности – одни и те же стандарты внедряются на разных рынках, секторах и / или сферах;

Перед нами стоит следующая цель раскрыть в нашей работе как стандарты ISO серии 14000 влияют на организационно – методические основы обеспечения охраны окружающей среды.

В соответствии с целью нашей работы перед нами стоят следующие задачи:

- разобраться что представляет собой экологическая стандартизация и сертификация;

- провести обзор стандартов серии ISO-14000;

- показать внедрение принципов международных стандартов в российских условиях;



 

















ISO и окружающая среда

Серия ISO разработала стандарты, которые помогают организациям придерживаться активного подхода к решение экологических вопросов: серия стандартов ISO-14000 по экологическому менеджменту, которые могут быть внедрены в организации любого типа, в государственном или частном секторе - от компаний, до административных и коммунальных организаций.

Серия ISO помогает решить проблему изменения климата, устанавливая нормы выбросов газов, влияющих на парниковый эффект, контроля и торговли квотами на выбросы, а также измерения углеродного следа продукции. 

Серия ISO разрабатывает нормативные документы, облегчающие согласование деловых и экологических интересов, поощряя включение экологических характеристик при проектировании (разработке) изделий.

ISO предлагает весомый перечень стандартов по отбору проб и методам исследований для решения конкретных экологических вопросов. Этой организацией разработано около 570 международных стандартов для мониторинга ситуации в сфере качества воздуха, воды и почвы, а также шума, радиации, контроля над перевозкой опасных грузов. Они также служат в ряде стран в качестве технической основы для экологического законодательства.

 Организации по всему миру, и их участники, все больше осознают необходимость рационального природопользования, социально ответственного поведения, а также устойчивого роста и развития.

 Соответственно, так как предупреждающее управление экологическими вопросами сливается воедино с управлением рисками в целом на предприятии, корпоративным управлением, оперативной и финансовой практикой и управлением, международные стандарты приобретают особое значение для организаций, работающих в направлении общих и сопоставимых экологических целей в сфере обеспечения устойчивости самой организации, ее продуктов и услуг.



 Кроме того, правительственные и др. регулирующие органы все чаще нуждаются в стандартах ISO для создания основы для обеспечения согласованности и последовательности на национальном и международном уровнях.

 Международные стандарты ISO и связанные с ними нормативные документы обеспечивают потребителей, регулирующие органы и организации в государственном и частном секторах, экологическими инструментами со следующими характеристиками:

  • техническая надежность - стандарты ISO аккумулируют в себе знания широкой группы международных специалистов и заинтересованных сторон;

  • удовлетворение потребностей заинтересованных сторон - процесс разработки стандартов ISO строиться на международном вкладе и консенсусе;

  • содействие разработке единых требований -  процесс разработки стандартов ISO строиться на участии всех заинтересованных национальных институтов со всех регионов мира;

  • способствование повышению эффективности – одни и те же стандарты внедряются на разных рынках, секторах и / или сферах;

  • способствование законодательной согласованности – используемые стандарты удовлетворяют рыночным и нормативным требованиям;

  • повышение доверия со стороны инвесторов -  стандарты могут быть использованы для оценки соответствия, например, аудит, инспектирование или сертификация. Это повышает доверие к продукции, услугам и системам, что демонстрируется подтверждением соответствия стандарту ISO и обеспечивает практическую поддержку нормативного регулирования.

    1. Обзор стандартов серии ISO 14000

    1. Принятые стандарты

ISO 14001-признанная основа для построения системы экологического менеджмента.

Внедрение этого стандарта помогает организациям одновременно наилучшим образом управлять их воздействием на окружающую среду и демонстрировать рациональное природопользование.

Стандарт ISO-14001 был принят в качестве национального стандарта более чем в половине стран из 160-ти национальных членов ISO и его использование поощряется правительствами во всем мире. Хотя сертификация соответствия стандарту не является обязательным требованием стандарта ISO 14001, в конце 2007 года, по крайней мере, 154 572 сертификатов было выдано в 148 странах.

 Другие инструменты экологического управления, разработанные ISO / ТК 207: ISO 14004, который дополняет ISO 14001 путем предоставления дополнительных руководств и полезных разъяснений.

 Экологические аудиты являются важными инструментами для оценки того, насколько правильно внедрена и поддерживается СЭМ. Стандарт по аудиту ISO 19011 одинаково полезен для проведения аудитов системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента. Он регламентирует принципы аудита, управление программами аудита, проведение аудита и требования к компетентности аудиторов.

ISO 14031 предоставляет руководство для организации по оценке экологической результативности. Стандарт также касается выбора подходящих показателей результативности, тем самым обеспечивая возможность оценки результативности на основе критериев, установленных руководством организации. Эта информация может быть использована в качестве основы для внутренней и внешней отчетности о результативности экологической деятельности.

 Обмен информацией по экологическим аспектам продукции и услуг является важным способом использования рыночных рычагов для улучшения состояния окружающей среды. Правдивая и точная информация предоставляет основу для принятия потребителем обоснованного решения о покупке.

 Серия стандартов ISO 14020 нацелена на целый ряд различных подходов к экологической маркировке и заявлениям, в том числе эко маркировку (знак одобрения), само декларирование соответствия экологическим требованиям, и количественно выраженной экологической информации о товарах и услугах.

ISO 14001 касается не только экологических аспектов процессов, происходящих в организации, но также ее продуктов и услуг.  Поэтому ISO / ТК 207 разработал дополнительные средства для содействия в решении таких вопросов. Оценка жизненного цикла (LCA) является инструментом для выявления и оценки экологических характеристик продукции и услуг "от колыбели до могилы": от определения входящего потока ресурсов до конечного использования продукта или его отходов. Стандарт ISO 14040 устанавливает руководящие принципы, правила проведения исследований жизненного цикла, которые обеспечивают организацию с информацией о том, как сократить общее экологическое воздействие продукции и услуг.

ISO-14064, части 1, 2 и 3 - стандарты по учету и контролю международных парниковых газов (ПГ), которые устанавливают перечень четких требований к поддержке организаций и инициаторов проектов сокращения выбросов ПГ.

ISO-14065 дополняет ISO-14064 специальными требованиями к аккредитации или признанию органов, которые осуществляют валидацию и верификацию расчетов ПГ, с использованием ISO 14064 или других соответствующих стандартов или технических документов.

ISO-14063 - руководство по экологическому обмену с примерами, помогает компаниям устанавливать важные связи с внешними заинтересованными сторонами.

Руководство ISO 64 служит ориентиром для отражения экологических вопросов в стандартах на продукцию. Хотя в первую очередь этот документ ориентирован на разработчиков стандартов, он также полезен для разработчиков продукции и производителей.

 Политика и практика в области устойчивого развития в последние 15 лет привлекла существенное внимание и вызвала серьезные дискуссии. Наше понимание и озабоченность по поводу окружающей среды и устойчивого развития, также развиваются с течением времени. Подобно тому, как существующие стандарты серии ISO-14000 поддерживают организации в решении приоритетных на сегодняшний день задач, так и будущие стандарты помогут решать задачи, которые станут приоритетными в будущем.

 Неотъемлемой частью системы экологического менеджмента организации, является приверженностью к непрерывному совершенствованию. ISO / ТК 207 придерживается этого принципа как основного, и постоянно совершенствует процесс выявления и реагирования на новые потребности стандартизации. Успех ISO / ТК 207 складывается из постоянной работы над соответствующими стандартами, о чем свидетельствует разработка следующих новых стандартов:

ISO 14045 - установит принципы и требования к оценке экологической эффективности. Экоэффективность измеряется отношением экологической результативности к создаваемой стоимости. Стандарт установит международно-стандартизированную методологическую основу для оценки экологической эффективности, поддерживая тем самым масштабность, ясность и прозрачность измерений экологической эффективности.

ISO-14051-позволит разработать, руководство по общим принципам и структуру учета затрат материальных потоков (MFCA). MFCA является инструментом управления эффективным использованием ресурсов, главным образом в производстве и дистрибуции, в целях уменьшения относительного потребления ресурсов и материальных затрат.

MFCA измеряет поток и запас материалов и энергоресурсов в рамках организации, выраженных в физических единицах (масса, мощность, объем и т.д.) и оценивает их в соответствии с производственными затратами. Этот фактор, как правило, пропускают при обычном учете затрат. MFCA является одним из основных инструментов учета экологического управления (ЕМА) и ориентирован на внутреннее использование в пределах организации.

ISO 14067, регулирующий измерение углеродного следа продуктов, предусматривает требования к количественному определению и передачи парниковых газов (ПГ), связанных с продуктами. Каждая часть стандарт регулирует следующие вопросы: количественное определение углеродного следа (часть 1); гармонизация методология обмена информацией об углеродном следе, а также руководство по такому обмену (часть 2).

ISO-14069 будет регламентировать правила расчета углеродного следа продукции, услуг и всей цепи поставок.

ISO-14005 предложит руководство для разработки руководящих принципов для поэтапного внедрения системы экологического менеджмента с целью облегчения его внедрения малыми и средними предприятиями.  Стандарт будет включать в себя регламентацию использования оценки экологической результативности. ISO 14006 обеспечит руководством по экологическим разработкам ISO-14033 будет регламентировать руководящие принципы и примеры для сбора и распространения количественной экологической информации. Наконец, ISO-14066 определит требования к компетентности лиц, осуществляющих утверждение и контроль за расчетом эмиссии парниковых газов.







Зачем стандарты ISO 14000 нужны предприятиям

Стандарты ISO-14000 являются "добровольными". Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Организация может использовать стандарты ISO-14000 для внутренних нужд, например, как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд - чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO-9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207 (технической комиссии, разрабатывающей ISO) Джима Диксона через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствие ISO-14000, то есть получат свидетельство "третьей стороны" о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ISO) будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).













Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение EMS, можно назвать такие, как:

    • улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в течение природоохранительного законодательства);

    • экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;

    • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;

    • желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;

    • улучшение системы управления предприятием;

    • интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту таких стран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента.

Поскольку требования ISO-14000 во многом пересекаются с ISO-9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность "двойная" сертификация для уменьшения общей стоимости. "Сертификация в рамках ISO 9000 - это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000", утверждает одна из консультационных фирм.



 













Системы экологического менеджмента - Environmental Management Systems

Ключевым понятием серии ISO-14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 - "Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента". В отличие от остальных документов, все его требования являются "аудируемыми" - предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.

Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные - например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита EMS. Серия 14040 определяет методологию "оценки жизненного цикла", которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001).

Основные требования, которые предъявляет к организации ISO-14001, и соответствие, которым означает, что организация имеет систему УООС, соответствующую этому стандарту, таковы:

1. Организация должна выработать экологическую политику - специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к "постоянному улучшению" (continual improvement) системы экологического менеджмента и к "предотвращению загрязнений" (pollution prevention). Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например, отраслевые кодексы).

3. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи. Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике ("включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений"), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды "заинтересованных сторон" (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

4. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента. Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач.

5. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности. Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого должно входить периодически докладывать руководству о работе EMS.

6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к нештатным ситуациям.

7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к "постоянному улучшению". Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл "план - осуществление - проверка - пересмотр плана".

Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т.п. должны документироваться.

Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей, или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом, были выделены в специальную систему документооборота.



































Ситуация в России

Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

    • популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;

    • популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;

    • подготовка специалистов-аудиторов;

    • развитие нормативной базы по экологическому аудиту;

    • внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага – официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.























Проблемы ISO 14000

Если компании, работающие в области экологического аудита и консалтинга, единодушно приветствовали принятие стандартов ISO 14000, то реакция других заинтересованных сторон была не столь однозначной. По поводу ISO 14000 ведутся острые дискуссии с участием деловых кругов государственных органов и общественных организаций

С одной стороны, сертификация на соответствие ISO 14000 создает единую основу для сравнения экологической политики компаний из разных стран на международном уровне. С другой стороны, высказываются опасения, что стандарты создают благоприятные условия для "экспорта загрязнений" - переноса вредных производств в развивающиеся страны. Компания может быть сертифицирована в развивающейся стране, соответствуя гораздо более мягким национальным нормативам. Сертификацию в этих странах может облегчить положительное отношение к крупным иностранным инвесторам, а также развитая коррупции.

Сторонники ISO 14000 считают важным достоинством стандарта его гибкость - организация сама ставит для себя цели в области охраны окружающей среды. Более того, с их точки зрения, следствием положений о "постоянном улучшении" и "предотвращении загрязнений" является то, что даже компания, уже соответствующая национальным стандартам, должна продолжать совершенствовать свою систему экологического менеджмента и сокращать загрязнения. Их оппоненты считают, что эта гибкость чрезмерна - предприятие-загрязнитель может, снижая свои выбросы на ничтожную величину, тем не менее, формально соответствовать требованиям стандарта. Иногда высказывается мнение, что ISO 14000 с его полным отсутствием количественных требований вообще не может считаться стандартом.

Предметом полемики является соотношение ISO 14000 с национальной нормативной базой. Некоторые консервативные политики в США полагают, что ISO с его системой добровольной сертификации должен стать единственным инструментом экологического регулирования и на национальном уровне, придя на смену "командным" методам регулирования. Так, глава Департамента охраны окружающей среды штата Пенсильвания заявил, что "компания, получившая сертификацию ISO 14000, не должна больше сталкиваться с регулирующими органами". Это заявление вызвало волну возмущения среди экологической общественности штата, и через некоторое время Департамент был вынужден выступить с официальным заявлением о том, что он рассматривает ISO 14000 как дополнение к существующим методам регулирования.

Еще одной темой для дискуссий является достаточность той степени открытости предприятия, которая требуется стандартом. Согласно ISO 14001, экологическая политика организации должна быть доступна общественности, а цели и задачи организации ставятся с учетом мнений "заинтересованных сторон". С другой стороны, отмечается, что экологическая политика, будучи единственным документом, доступным общественности, носит весьма общий характер. Высказываются также предложения предусмотреть в стандартах те или иные механизмы общественного участия в принятии экологически значимых решений. С этой целью, например, американские неправительственные организации ECOLOGIA и Green Seal принимают участие в разработке документа ISO14031 ("Руководство по оценке экологических аспектов деятельности").



































Экологические и экономические преимущества

 Хотя разработанные стандарты ISO-14000 взаимно дополняют друг друга, они также могут использоваться независимо друг от друга для достижения экологических целей. Серия стандартов ISO 14000 в целом предоставляет инструменты для управления экологическими проблемами организаций и оценки их экологической результативности. Вместе эти инструменты могут обеспечить ощутимые экономические выгоды, включая следующие: 

    • снижение использования сырья / ресурсов

    • снижение потребления энергии

    • улучшение эффективности процесса

    • сокращение отходов и расходов на их утилизацию

    • использование вторичного сырья.

Конечно же, с каждой из этих экономических выгод, в том числе связаны экологические выгоды. Это тот вклад, который стандарты серии ISO-14000 вносят в экологические и экономические аспекты устойчивого развития и соблюдения принципа триединства.

 Серия ISO-14000 и цикл PDCA

Стандарты серии ISO-14000 разработаны с целью внедрения согласно тому же самому принципу Планируй-Делай-Контролируй-Воздействуй (PDCA), который лежит в основе всех стандартов ISO по системам менеджмента качества. В следующей таблице классифицированы стандарты, относящиеся к серии ISO-14000, в зависимости от их места в цикле PDCA.
















Заключение

Получение сертификации в системе ISO-14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

  • популяризация ISO-14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;

  • популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;

  • подготовка специалистов-аудиторов;

  • развитие нормативной базы по экологическому аудиту;

  • внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага - официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

















Список использованной литературы

1. Agenda 21 (1992). Earth Summit 92. United Nations’ Conference on Development and the Environment, Rio de Janeiro.

2. Петросян Е.Р., заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Из выступления на Невском международном экологическом конгрессе. 2008.

3. Черп О., Винниченко В. Методический центр «Эколайн». http://www. ecoline. ru / mc / articles / iso14000 / index. html

4. Макаров С.В. Сертификация по требованиям стандарта ISO 1401: ожидания и проблемы. http://www. ecoline. ru / mc / management / articles / certif_VPZ. html

5. Проблемы отечественной стандартизации и сертификации при вступлении в ВТО (из выступления Председателя Госстандарта России Б. С. Алёшина на Всероссийской конференции «Россия и ВТО». 2007




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!