СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Становление и формирование образовательного пространства на Дону.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была создана с целью привития воспитанникам детского лингвистического объединения «Веселый английский» ценностного отношения к своему городу, первоначального опыта постижения ценностей Донской культуры, для формирования элементарных представлений о культурно-историческом достоянии малой Родины

Просмотр содержимого документа
«Становление и формирование образовательного пространства на Дону.»

Становление и формирование образовательного пространства на Дону.

Историческая

справка


В целях привития воспитанникам детского лингвистического объединения «Веселый английский» ценностного отношения к своему городу, первоначального опыта постижения ценностей Донской культуры, для формирования элементарных представлений о культурно-историческом достоянии малой Родины был разработан цикл воспитательных мероприятий для детей и родителей:

  • Экскурсии по историческим местам Ростова и области;

  • Пешие прогулки по улицам родного города;

  • Разработка проекта «Я люблю Ростов» - для младших воспитанников, «Мой город моя крепость» - для детей младшего школьного возраста; «Ростов – город многонациональный» - для воспитанников старшей ступени объединения.

Для родителей был подготовлен цикл познавательных занятий «Параллель», где рассматривалась преемственность образования в Донском крае с 17 века до наших дней.

Представляю вашему вниманию несколько интересных исторических фактов, обсуждаемых на этих занятиях.

Культурное наследие Ростова столь же величественное, как и его история. Оно хранит в себе отпечатки прошлых времен, насыщенных знаменательными историческими событиями.

Донской край издревле играл свою особенную роль в истории Российской империи. Эта казачья область имела сословную особенность в управлении, в быту и в других отраслях общественной жизни, что, естественно, накладывало отпечаток и на развитие народного образования.

Проблеме анализа становления и формирования образовательного пространства на Дону посвящено ряд публикаций дореволюционных и современных авторов. Наиболее ценными источниками исследования данной проблемы являются материалы, хранящиеся в Государственном архиве Ростовской области (ГАРО) и Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), причем, наиболее ценными можно считать: фонд 46 «Канцелярия Войскового наказного атамана», фонд 358 «Дирекция народных училищ Области войска Донского», фонд 353 «Областной войска Донского статистический комитет», фонд 226 «Донская духовная консистория», фонд 247 «Донская Мариинская женская гимназия», фонд 347 «Новочеркасская учительская семинария», фонд 341 «Войсковая канцелярия Войска Донского» и фонды 451, 454, 448, 449 «Областная земская управа», фонд 109 «Третье отделение собственной его императорского Величества канцелярии» (ГЛРФ).

Материалы вышеперечисленных фондов позволяют представить эволюцию как сельских, так и городских учебных заведений, определить уровень грамотности всего населения и отдельных сословий, оценить эффективность проводимой политики в области народного образования и ее масштабность.

Первым государственным учебным заведением на Дону можно считать, учрежденную по инициативе Петра I в 1698 году в Азовской крепости, первую навигацкую школу в России. Лишь вслед за ней в Москве открылась школа «Математических и навигацких, то есть мореходных хитростно – искусств учения». Первый набор учеников в Азовскую навигацкую школу состоял из детей иноземцев, находящихся на русской службе. 21 января 1698 года боярину Шеину в Азов пришел указ, в котором говорилось: «…для учения корабельному морскому ходу, и карте, и компасом выбрать из иноземцев 10 человек добрых и человечных, грамоте умеющих». В начале апреля в Азовскую навигационную школу были приняты первые 10 российских учеников. Первыми учителями морского дела стали Матвей Меланкович и Иван Кучица.

Анализируя процесс зарождения образования на Дону, стоит отметить, что грамотность среди жителей Земли войска Донского во второй половине XVIII века была редким явлением. Неоднократно станичные атаманы ходатайствовали перед войсковым начальством об освобождении от полевой службы грамотных казаков, без которых «общество будет в затруднении избранием лиц в какие-либо должности по станице» и «дабы впоследствии вовсе не лишиться грамотных людей из казачьего звания».

Одним из первых учебных заведений на Дону стала Черкасская войсковая семинария, просуществовавшая с 1748 по 1758 годы.

В дальнейший период в крупных донских станицах начали открываться домашние школы, но большого авторитета среди казаков они не имели. В 1765 году святитель Тихон Воронежский открывает черкасскую духовную семинарию и лично пишет инструкцию, прообраз первого Устава Донского учебного заведения. В черкасской семинарии обучались дети священно-церковно-служителей из двух заказов – Черкесского и Усть-медведицкого; содержались они, как и нанятый в 1767 году учитель Михаил Иванович Парафатский, «на их собственном – священническом и дьяконском коште». В ней, помимо учителя, состоял заведующим соборный протопоп Петр Федоров и смотритель дьякон Василий Михайлов.В 1779 году духовная семинария была закрыта, а вместо ее, в апреле 1790 года, в Черкасске открывается первое светское учебное заведение - Главное народное войсковое училище. В 1793 году оно было реорганизовано в Главное народное в Войске Донском училище. В приказах Войска Донского № 627 от 5 февраля 1790 года отмечалось, что «от комиссии в Санкт – Петербурге народных училищ назначено здесь Донское народное училище, для чего от оной комиссии и присланы четыре учителя», в № 11942 от 2 декабря 1792 года уточнялось, что «в здешнее народное училище принято будет с 10-го января наступающего 1793-го года учеников тридцать пять человек», в № 10378 от 18 декабря 1794 года пояснялось, что «в здешнее Черкасское главное народное училище имеют принимаемы быть желающие обучаться в оном обоего пола ученики и ученицы января по 10-е число будущего 1795 года». В 1785 году командующий Войском Донским генерал – поручик, войсковой атаман Алексей Иловайский пишет грамоту полковнику есаулу Алексею Протопопову за № 4214 «О мерах к обучению грамоте старшинских и казачьих детей», которая станет одним из первых официальных документов в области образования в Донском крае.

Конец XVIII – начало XIX веков стали бурным периодом развития образования на Дону. «Великие в свете монархи без великих намерений ничего не приемлют, - говорил ученый протоирей А.Г. Оридовский в своей речи при открытии гимназии в Черкасске 11 июля 1805 года. – Великий Петр I воздвиг в России храм науке, дабы извлечь народ из тьмы грубостей в свете просвещения. Екатерина II, матерь России, луч сего света, более и более возжигая предпослала и на нашу страну. От сего света младые сердца озаряясь вмале познали свое отличие, и давно возжелали высшего света». Реформы Российского образования Екатерины II послужили поводом открытия ряда новых донских учебных заведений.

18 января 1803 года малое народное училище было открыто в станице Усть - Медведицкой всего с двумя учителями, хотя через два года здесь уже обучалось более 70 учеников. В 1802 году в станице Нижне – Чирской открывается малое народное училище, в 1803 году по инициативе генерал – майора Курнакова открывается мачихинское приходское училище. В этот же период, правительственным указом от 30 августа 1803 года, уточнялись статьи расходов и правила открытия учебных заведений различного типа на Дону.

Императорским указом от 24 января 1803 года впервые в Российском государстве определялись четыре рода светских училищ: «Для нравственного образования граждан соответственно обязанностям и пользам каждого состояния, определяются четыре рода училищ, а именно: училища приходские, уездные, губернские или гимназии и университет». Данный указ послужил поводом открытия новых учебных заведений в городах и станицах Войска Донского, например, в 1805 году приходских училищ в станицах Аксайской и Михайловской. В 1805 году в новой столице войска Донского -Новочеркасске была открыта войсковая (на правах губернской) гимназия, первое среднее учебное заведение. В этом году, по официальным сведениям, в гимназии, уездных и приходских училищах Земли Войска Донского обучалось всего 462 учащихся.

Открытие известной мужской гимназии в Таганроге относится тоже к началу XIX века. В Ростове первое учебное заведение было открыто значительно позже, в 1827 году; в Нахичевани-на-Дону - армянское приходское училище в 1811 году. По записи №8 от 10 ноября 1819 года в Журнале войсковой канцелярии можно судить, что в это время на Дону уже существовали уездные училища в станице Нижне-Чирской, Усть-Медведицкой, Кочетовской; вроде уездные – в станице Каменской, Аксайской; приходские – в станицах Качалинской, Иловлинской и Михайловской. Здесь же есть упоминание о предполагающемся открытии училищ в городе Новочеркасске, станицах Старочеркасской, Елизаветовской, Мелиховской, Нижне-Кундрюченской, Верхне – Михалевской, Митякинской, Луганской, Цымлянской, Есауловской, Вешенской, Распонинской, Арчединской, Березовской, Зотовской и Филоновской. О дальнейшем развитии системы образования можно служить по Отчету дирекции училищ Войска Донского за 1834 год, в котором указывается число учебных заведений: гимназия - 1, уездных училищ - 8, приходских училищ – 5. К 1 января 1835 г. учащихся мужского пола в дирекции народных училищ войска Донского - 1026, женского пола - 8, итого – 1034 человека.

Система образования города Азова всегда была составной частью образовательной системы как Южного Приазовья, так и всего Донского края. Кроме первой в России навигацкой школы, открытой в Азовской крепости Петром I еще в 1698 году, в 1770 году здесь открывается одна из первых на Дону гарнизонная школа для «служилых людей». Азов с 1888 года на правах городского посада присоединяется к Области Войска Донского. Именно на этот период и приходится появление в городе первых трех церковно-приходских школ.

Одними из первых классических учебных заведений стали мужская и женская прогимназии. Мужская 4-х классная прогимназия открывается в 1872 году, а в 1908 году переводится в статус мужской гимназии. Пожалуй, к наиболее легендарным личностям мужской гимназии можно отнести священника Алексея Васильевича Воздвиженского, долгие годы проработавшего здесь в должности законоучителя. В 1886 году в мужской 4-х классной прогимназии работали: инспектор – П.П. Якимов, законоучитель – священник А. В. Воздвиженский; учитель древних языков – Г. С. Стаменов, русского языка – И. Т. Морозов, математики – А. И. Дементьев, истории и географии – В. П. Красницкий, новых языков – Н. О. Мейер, искусств – К. Н. Барановский, помощник классных наставников – Г. И. Курганов, учитель пения – С. А. Белановский, врач – П. И. Ржевский. Не менее известной является и азовская женская прогимназия, основанная в начале 90-х годов XIX века. С первых дней её существования учебному заведению покровительствовала Лариса Васильевна Тиммерман, известная дворянка и одна из первых меценатов городской системы образования и медицины. В 1902 году азовская женская прогимназия становится гимназией. С середины 80-х до начала 90-х годов XIX века председателем попечительского совета женской прогимназии являлся Степан Григорьевич Роев, а начальницей – Елена Антоновна Латернер, она же преподаватель французского языка. В 1886 году в прогимназии работали: законоучитель – священник П. А. Павлов; учителя: русского языка – Е. Н. Фомина, арифметики, истории и географии – Н. А. Чеховская, рукоделия – М. И. Петрова, искусств и приготовительного класса – М. Н. Калита, пения – С. А. Белановский.

Кроме двух известных прогимназий в 1886 году в Азове действовали: земское городское училище, попечителем которого был Евдоким Федорович Котелевич, а учителями – П. Я. Быкова (заведующая) и С. П. Суворов; 1-е мещанское училище, в котором попечителем являлся Кинтелиан Васильевич Мочалин, а учителями – В. Г. Рудников и Я. А. Студенецкий; 2-е мещанское училище, где попечителем был Трофим Федорович Кизименко, а учителем – И. Ф. Сагицкий. Попечителем Церковно приходского училища при Успенской церкви являлся Аполлон Федорович Бондаренко, законоучителем – дьякон С. А. Белановский, учителем- псаломщиком – А. Капустянский. В 1893 году в Азове имелись три православных церкви и одна еврейская молитвенная школа, мужская и женская прогимназии, три мещанских одноклассных мужских училища и одно женское, одно частное учебное заведение 3-го разряда.

Открытие первого в Ростове мужского приходского училища датируется 1810 годом. Позднее оно было преобразовано в уездное;и в 1850г. насчитывало 30 учащихся и 5 преподавателей.Имелась также одна частная школа с 12 учениками и одним учителем.

Если в 1860 г. в Ростове проживало 17574 человека, то в 1893 уже почти 100 тысяч. По переписи населения 1897 года, жителей в Ростове было 119476 человек. Наибольшую группу составляли мещане – 45%; 5% составляли дворянство, духовенство и купечество; казаков насчитывалось 2,3%. К 90-м гг. 19 в. в Ростове проживало 2500 иностранцев, тогда как в 60-е гг. их было лишь около 160 человек.

Стремительное развитие экономики, промышленности Ростова стимулировало серьёзные изменения в сфере образования, науки и культуры. Значительно возросли расходы на образование: если в 60-е гг. они составляли 3% от всех городских расходов, то к девяностым годам эта цифра составляла уже 10%. В 1896 г. в Ростове насчитывалось 23 учебных заведения. Из них 14 начальных училищ, где обучалось более 2 тысяч учеников, 3 церковноприходские школы, ремесленное училище. Наиболее известными в городе были Мореходные классы, основанные в 1876 году, Петровское реальное училище, женская и мужская классические гимназии. В 1886 году в Ростове открылась городская публичная библиотека.

В ХХ столетие Ростов-на-Дону вступил как один из крупнейших торгово–промышленных, общественно–политических и культурных центров России. В начале нового века в Ростове функционировали предприятия, охватывавшие практически все отрасли промышленности.

Возникнув как торговый город, Ростов в начале ХХ столетия продолжал развиваться в качестве важнейшего торгового центра. Многие крупные промышленные фирмы и торговые компании России и иностранных государств имели здесь свои конторы, магазины и склады. Для содействия иностранным промышленникам и торговым фирмам в Ростове постоянно находились консулы или вице-консулы 17 государств.

Ростов начала ХХ века принадлежал к числу городов с относительно большим бюджетом. В 1901 г. его доходы составляли более 1,5 млн. рублей. Накануне мировой войны они достигли 2700 тысяч, а в 1916 г. – 3266 тыс. рублей. Ростов по праву считался богатым городом. Между тем в начале нового столетия у Ростова было достаточно нужд, требовавших значительных расходов. Городским властям приходилось тратить немалые средства на реконструкцию достаточно запущенного коммунального хозяйства, а также на медицинское обслуживание, поскольку город имел высокие показатели заболеваемости и смертности среди населения. Большие средства расходовались на поддержание и развитие городской системы образования.

В 1914 г. было уже 23 средних учебных заведения, из них 12 частных. Тогда же в городе имелось 105 начальных школ всех типов, в которых обучалось свыше 13 тысяч учеников. В числе профессиональных учебных заведений были средние училища: коммерческое, механико-химико-технологическое, музыкальное, мореходное, а также железнодорожно-техническое училище и торговая школа.

В 1915 г. в Ростове появляется первое высшее учебное заведение. В ходе первой мировой войны сюда эвакуируется Варшавский русский университет. В апреле 1917 г. решением Временного правительства университет получил название Донского. Разместился он в здании городского Доходного дома, построенного в 1914 г. (ныне в этом здании – Ростовский педагогический университет).

В 1915/16 учебном году в университете училось 2205 студентов, из них

  • потомственных дворян — 78,

  • детей личных дворян и чиновников — 192,

  • духовного звания — 1098,

  • почетных граждан и купцов — 31,

  • мещан и цеховых — 526,

  • казаков — 12,

  • крестьян — 254,

  • иностранцев — 6,

  • прочих — 8.

1 декабря 1915 г. в университете открылось чтение лекций. Преподавание велось то тем же кафедрам и в том же объеме, что и в Варшаве.

В Ростове университет развернул большую организационную и научно-просветительную деятельность. Профессорами и преподавателями были созданы

  • Высшие женские курсы с тремя факультетами,

  • Археологический институт,

  • Народный университет,

  • Коммерческий институт, преобразованный в советское, время в Институт народного хозяйства.

В то время в Ростове насчитывалось около 200 тысяч жителей и 50 тысяч жителей в Нахичевани.

К концу XIX века на Дону полностью сформировалось единое образовательное пространство. Согласно статистическим данным, в 1890 году в Области Войска Донского действовало мужских учебных заведений: 12 кадетских корпусов, гимназий и семинарий, в том числе один кадетский корпус, четыре классических гимназии, две духовных семинарии, из которых одна армянская в г. Нахичевани на Дону; 3 реальных училища, одна учительская семинария, одно казачье юнкерское училище; 13 прогимназий и духовных училищ, из которых одна классическая прогимназия, два духовных училища, одна военно-фельдшерская школа, четыре военно-ремесленных школы, два технических училища и три мореходных класса; 381 окружное, городское и приходское училище, в числе которых 7 окружных, 4 городских (Таганрогское 4-х классное и 3-х классное греческое, Ростовское и Нахичеванское 3-х классное), 19 двухклассных приходских и сельских училищ (из них в казачьих поселениях – 13), 180 приходских одноклассных в казачьих поселениях (из которых 24 мужских и 156 для обоего пола), 12 городских приходских и начальных, 158 одноклассных начальных сельских училищ в крестьянских поселениях (23 – мужских и 135 – для обоего пола) и одно приходское училище при учительской семинарии. Женских учебных заведений: четыре института и гимназии, в том числе одно епархиальное женское училище, две прогимназии, шесть четырехклассных училищ и одно четырехклассное армянское в г. Нахичевани; 10 прогимназий и четырехклассных училищ, в том числе 16 женских училищ 3-го разряда и 5 женских начальных в казачьих поселениях, 7 городских женских и начальных, 3 одноклассных сельских и 4 приюта (два – для детей обоего пола); 35 приходских училищ и приютов, а в казачьих поселениях, без учета духовных училищ и семинарий, - 245. Кроме этого, в Войске Донском существовало 55 частных учебных заведений 1-го, 2-го и 3-го разрядов, из которых 12 еврейских хедоров (школ). Итого – 455 светских учебных заведений в пределах Области Войска Донского. Учащихся войскового сословия составляло 16052 человек, в том числе 12617 мужского пола и 3435 женского пола. Во всех средних и низших учебных заведениях Области обучалось 19715 детей не войскового сословия, в том числе 14666 мальчиков и 5049 девочек. С учетом донских учеников, обучающихся в области и за её пределами, достигало 36199 человек.




















55



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!