Тема урока: Становление нового хозяйственного механизма
Цели:
Ответить на вопросы:
Работа над понятийным аппаратом:
Воспитание ответственности за исторический выбор.
Тип урока: беседа.
Метод: проблемный.
Оборудование: медиапрезентация.
Ход урока
Повторение.
1. Каковы особенности советской политической системы, оформившейся к середине 1930-х гг.?
2. Как вы считаете, была ли возможной альтернативная модель управления страной, или командная система стала закономерным результатом исторического развития России-СССР в 1920-х – 1930-х гг.?
3. «Культ был, но была и личность!» - говорил М.А. Шолохов. А что вы думаете по этому поводу?
4. О каких «двух лицах» Конституции 1936 г. шла речь в тексте учебника?
5. Почему Конституция СССР 1936 г. вошла в историю под названием сталинской Конституции? Можно ли Основной закон СССР 1924 г. называть ленинским?
6. Проведите сопоставление Конституции 1924 и 1936 гг.
План.
Экономические реформы начала 1930-х гг.
«Плановый фетишизм».
«Кадры решают все!»
Особенности III пятилетки.
1. В годы первых пятилеток в СССР завершается процесс становления нового хозяйственного механизма.
Слайд 1.
Рынок →система административных рычагов.
Специфическая экономика власти – доминирование политики над экономикой и чрезвычайная роль государства.
Слайд
Трудности выполнения I пятилетки. В развитии промышленности план не был выполнен:
Денежная эмиссия Принудительные займы (2,7 млрд.руб.)
Рост цен
Слайд
1929-1932 гг. – кредитная
налоговая реформы
тарифная
ограничили сферу товарно-денежных отношений.
В соответствии с замыслом реформ основным производственным звеном становится предприятие.
Усиливаются административно-принудительные меры. Все более формальным становится хозрасчет.
С начала 30-х гг. вводится централизованное финансирование предприятий.
Слайд
Нарастание проблемы текучести кадров.
1931 г. – выросла з/п квалифицированных рабочих, а еще больше з/п аппарата управления.
В то же время – дефицит потребительских товаров, карточная система.
Слайд.
В начале 30-х гг. практически полностью вытесняется частный капитал.
1933 г. – ч/к в промышленности – 0,5%
с/х – 20%
розничной торговле – 0%
Свертывание рынка →отсутствие личностных стимулов к труду.
2. В этих условиях власть придает большое значение идеологической обработке граждан, формированию патриотического энтузиазма.
Высокая трудовая активность работников (встречное планирование, социалистическое соревнование).
В годы I пятилетки: 1500 новых промышленных предприятий.
Слайд. Кинохроника «Строительство Днепрогэса»
Но Первый пятилетний план не бел выполнен. Он был выполнен только по капиталовложениям. К концу пятилетки наблюдался спад темпов роста тяжелой промышленности: 1928 г. – 23,7 %
1933 г. – 5,5%
Слайд.
II пятилетка (1933-1937 гг.) по-прежнему была ориентировка экономики на количественный рост. Главная черта II пятилетки – снижение темпов индустриализации. Сталин: «Нет необходимости подхлестывать и подгонять страну».
Главная задача – завершение технической реконструкции н/х.
Упор на освоение ранее построенных предприятий.
Экономические трудности → власть более широко использует экономические методы хозяйствования, товарно-денежные отношения.
Но во имя планомерности опять происходит последовательное уничтожение рынка.
Уже в годы II пятилетки планирование становится тотальным. В эти же годы в сферу планирования усиленно вовлекается и с/х.
В канун войны объектом плановой работы становится и научная деятельность.
3. Слайд
Лозунг «Техника решает все!» не оправдался.
II пятилетка – «Кадры решают все!»
Материальное поощрение ударного труда, моральное поощрение ударного труда.
1935 г. – А. Стаханов (забойщик) – рекорд 1 сентября 1935 г. с двумя помощниками за 6-часовую смену 102 т угля =1/10 часть суточной добычи угля всей шахты.
Стахановское движение.
Слайд с кинохроникой «А. Стаханов».
На каждом предприятии свой «Стаханов».
Мотивы: патриотизм, стремление доказать, что советские рабочие ни в чем не уступают иностранцам.
Усиливается процесс жесткого администрирования. Репрессии к прогульщикам. «Доски позора». Лица, уволенные за нарушение трудовой дисциплины, выселялись из ведомственных жилых домов без предоставления иной жил/площади.
4. Хотя II пятилетка отличалась более высоким процентом выполнения плановых заданий, как и I, она не была выполнена.
Слайд
В 2 раза производительность труда
2,2 валовая продукция промышленности
1,5 с/х
Слайд
Март 1939 г. – XVIII съезд ВКП(б) – III пятилетний план (1938-1942 гг.).
Слайд
Из-за репрессий 1937-1938 гг. плановые задания оказались под угрозой.
Меры материального стимулирования:
надбавки за непрерывный стаж;
трудовые книжки;
1938 г. – Герой Социалистического Труда;
медали «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие».
Слайд
Эти меры оказались недостаточными.
Разрастание административно-принудительных методов:
1940 г. – запрет увольнения по собственному желанию;
рабочий день – 8 часов;
шестидневная рабочая неделя →семидневная;
прогулы и опоздания – в уголовном порядке;
выпуск недоброкачественной продукции приравнивался к вредительству.
Окончательно утвердился командный стиль руководства.
Эта экономическая система была направлена на поддержание тоталитарной политической системы.
Слайд
Особенности экономической системы:
Нерыночный характер.
Внеэкономическое принуждение.
Подчинение хозяйственных процессов политическим интересам правящей элиты.
Экстенсивный экономический рост.
Закрепление.
Слайд
Какова была цена «большого скачка?
Какая их трех довоенных пятилеток оказалась самой результативной? С чем это было связано?
Комментирование ответов, выставление оценок за урок.
Домашнее задание.
§25, пересказать