СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Становление нового хозяйственного механизма

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по Истории России для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Становление нового хозяйственного механизма»

Тема урока: Становление нового хозяйственного механизма


Цели:

  1. Ответить на вопросы:

  • Кто творит историю: народ или великие личности?

  • Что такое альтернативы общественного развития?

  1. Работа над понятийным аппаратом:

    • Культ личности.

    • Плановый фетишизм.

    • Пятилетка.

    • Историческая альтернатива.

  2. Воспитание ответственности за исторический выбор.

Тип урока: беседа.

Метод: проблемный.

Оборудование: медиапрезентация.

Ход урока

Повторение.

1. Каковы особенности советской политической системы, оформившейся к середине 1930-х гг.?

2. Как вы считаете, была ли возможной альтернативная модель управления страной, или командная система стала закономерным результатом исторического развития России-СССР в 1920-х – 1930-х гг.?

3. «Культ был, но была и личность!» - говорил М.А. Шолохов. А что вы думаете по этому поводу?

4. О каких «двух лицах» Конституции 1936 г. шла речь в тексте учебника?

5. Почему Конституция СССР 1936 г. вошла в историю под названием сталинской Конституции? Можно ли Основной закон СССР 1924 г. называть ленинским?

6. Проведите сопоставление Конституции 1924 и 1936 гг.

План.

  1. Экономические реформы начала 1930-х гг.

  2. «Плановый фетишизм».

  3. «Кадры решают все!»

  4. Особенности III пятилетки.

1. В годы первых пятилеток в СССР завершается процесс становления нового хозяйственного механизма.

Слайд 1.

Рынок →система административных рычагов.

Специфическая экономика власти – доминирование политики над экономикой и чрезвычайная роль государства.

Слайд

Трудности выполнения I пятилетки. В развитии промышленности план не был выполнен:

  • Строительство объектов затягивалось.

  • Вкладываемые средства не давали отдачи.


Денежная эмиссия Принудительные займы (2,7 млрд.руб.)



Рост цен

Слайд

1929-1932 гг. – кредитная

налоговая реформы

тарифная


ограничили сферу товарно-денежных отношений.

В соответствии с замыслом реформ основным производственным звеном становится предприятие.

Усиливаются административно-принудительные меры. Все более формальным становится хозрасчет.

С начала 30-х гг. вводится централизованное финансирование предприятий.

Слайд

Нарастание проблемы текучести кадров.

1931 г. – выросла з/п квалифицированных рабочих, а еще больше з/п аппарата управления.

В то же время – дефицит потребительских товаров, карточная система.

Слайд.

В начале 30-х гг. практически полностью вытесняется частный капитал.

1933 г. – ч/к в промышленности – 0,5%

с/х – 20%

розничной торговле – 0%

Свертывание рынка →отсутствие личностных стимулов к труду.


2. В этих условиях власть придает большое значение идеологической обработке граждан, формированию патриотического энтузиазма.



Высокая трудовая активность работников (встречное планирование, социалистическое соревнование).

В годы I пятилетки: 1500 новых промышленных предприятий.


Слайд. Кинохроника «Строительство Днепрогэса»


Но Первый пятилетний план не бел выполнен. Он был выполнен только по капиталовложениям. К концу пятилетки наблюдался спад темпов роста тяжелой промышленности: 1928 г. – 23,7 %

1933 г. – 5,5%

Слайд.

II пятилетка (1933-1937 гг.) по-прежнему была ориентировка экономики на количественный рост. Главная черта II пятилетки – снижение темпов индустриализации. Сталин: «Нет необходимости подхлестывать и подгонять страну».

Главная задача – завершение технической реконструкции н/х.


Упор на освоение ранее построенных предприятий.


Экономические трудности → власть более широко использует экономические методы хозяйствования, товарно-денежные отношения.


Но во имя планомерности опять происходит последовательное уничтожение рынка.

Уже в годы II пятилетки планирование становится тотальным. В эти же годы в сферу планирования усиленно вовлекается и с/х.

В канун войны объектом плановой работы становится и научная деятельность.


3. Слайд

Лозунг «Техника решает все!» не оправдался.


II пятилетка – «Кадры решают все!»

Материальное поощрение ударного труда, моральное поощрение ударного труда.

1935 г. – А. Стаханов (забойщик) – рекорд 1 сентября 1935 г. с двумя помощниками за 6-часовую смену 102 т угля =1/10 часть суточной добычи угля всей шахты.



Стахановское движение.

Слайд с кинохроникой «А. Стаханов».


На каждом предприятии свой «Стаханов».

Мотивы: патриотизм, стремление доказать, что советские рабочие ни в чем не уступают иностранцам.

Усиливается процесс жесткого администрирования. Репрессии к прогульщикам. «Доски позора». Лица, уволенные за нарушение трудовой дисциплины, выселялись из ведомственных жилых домов без предоставления иной жил/площади.


4. Хотя II пятилетка отличалась более высоким процентом выполнения плановых заданий, как и I, она не была выполнена.

Слайд

В 2 раза производительность труда

2,2 валовая продукция промышленности

1,5 с/х

Слайд

Март 1939 г. – XVIII съезд ВКП(б) – III пятилетний план (1938-1942 гг.).

  • Первоочередное развитие тяжелой промышленности.

  • Линия на милитаризацию страны.

Слайд

Из-за репрессий 1937-1938 гг. плановые задания оказались под угрозой.

Меры материального стимулирования:

  • надбавки за непрерывный стаж;

  • трудовые книжки;

  • 1938 г. – Герой Социалистического Труда;

  • медали «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие».

Слайд

Эти меры оказались недостаточными.


Разрастание административно-принудительных методов:

  • 1940 г. – запрет увольнения по собственному желанию;

  • рабочий день – 8 часов;

  • шестидневная рабочая неделя →семидневная;

  • прогулы и опоздания – в уголовном порядке;

  • выпуск недоброкачественной продукции приравнивался к вредительству.


Окончательно утвердился командный стиль руководства.

Эта экономическая система была направлена на поддержание тоталитарной политической системы.

Слайд

Особенности экономической системы:

  1. Нерыночный характер.

  2. Внеэкономическое принуждение.

  3. Подчинение хозяйственных процессов политическим интересам правящей элиты.

  4. Экстенсивный экономический рост.


Закрепление.

Слайд

  1. Какова была цена «большого скачка?

  2. Какая их трех довоенных пятилеток оказалась самой результативной? С чем это было связано?

Комментирование ответов, выставление оценок за урок.

Домашнее задание.

§25, пересказать


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!