Становление специальной педагогики
- История развития педагогических систем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую связана с социально-экономическим устройством государства. Каждый этап становления системы специального образования соотносится с конкретным периодом развития государства и общества, их отношением к лицам с отклонениями в развитии. История специального образования охватывает огромный отрезок времени, на протяжении которого развивалось, менялось отношение государства и общества к людям с физическими или психическими нарушениями.
Периоды становления и развития специальной педагогики как науки
Пятый период эволюции :
от равных прав к равным возможностям; от институциализации к интеграции.
Первый период эволюции :
от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов.
Третий период эволюции:
от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования.
Четвертый период эволюции:
от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем.
Второй период эволюции :
от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям.
Первый период эволюции
Выводы по периоду:
1. Отношение к детям, имеющим различные отклонения в развитии,
несет на себе следы длительной истории эгоизма и себялюбия общества еще со времен инфантицида. Так назывался в истории период античности, когда применялось массовое детоубийство.
Каждого родившегося с физическими или умственными дефектами
ребенка уничтожали, сбрасывая в пропасть.
2. Инвалиды не имеют прав (их статус сопоставим со статусом рабов).
3. Изменения пришли с появлением христианства. При монастырях появились хосписы и приюты. Постепенно складывалась структура призрения и лечебной помощи с характерными для нее институтами. Одни из них опекала церковь, другие - верховная светская или городская власть.
Нижней границей первого периода в нашей стране условно можно считать время христианизации Руси в Х в. и возникновения первых монастырских приютов . Верхней границей можно считать указы Петра I, запрещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704); повелевающие повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим, убогим и «зазорным младенцам» (1715).
Хронологической нижней границей периода соответственно является VIII в. до н.э. – время создания легендарных законов Ликурга. Верхней границей условно можно считать XII в., так как на это столетие пришлось появление в Европе первых светских приютов, предназначенных для слепых. (Европа)
Ликург Спартанский ̆-
древнеспартанский законодатель, которому древние писатели единогласно приписывают политическое устройство, господствовавшее в Спарте в течение нескольких веков.
Пётр I -
последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский.
ВТОРОЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
- В России начало второго периода эволюции пришлось на времена царствования Петра I.
- Стимулом к развитию первых попыток обучения и воспитания аномальных людей становятся преобразования Петра I и Екатерины II.
- В период с XII по XVIII вв. западноевропейские государства прошли путь от инициативы отдельных монархов и городских властей в деле создания разного рода богоугодных и лечебных заведений, до создания системы светских (частных и государственных) приютов и домов призрения.
- Начинают формироваться новые разновидности благотворительных и церковных учреждений для некоторых категорий аномальных лиц;
- Некоторые лица с отклонениям в развитии добиваются «гражданской реабилитации» - о них не только продолжают заботиться, но и некоторых даже пытаются учить.
- Поднимается вопрос о необходимости организованного обучения детей и подростков с сенсорными нарушениями - слуха и зрения; для них создаются сначала частные - потом государственные учреждения.
- Подвижническая деятельность французских сурдопедагогов Шарля де Эппе (1712-1769) и Роше Сикара (1742-1822), способствует открытию института глухонемых в Париже (1770). Активная деятельность немецкого сурдопедагога Самуила Гейнике позволяет создать в Лейпциге (1778)
- Институт для глухонемых; усилиями французского тифлопедага В. Гаюи создается уникальное учреждение для слепых, которое получает статус национального (1784).
- С 1712 года основываются губернские госпитали для незаконнорожденных детей; сиротские дома; специальные сиротские дома при монастырях.
- Первыми специализированными учреждениями, куда начинают приниматься душевнобольные, становятся специальные государственные учреждения, которые открываются после принятия указа Елизаветы II в 1785 году «Об учреждении указов общественного призрения», что позволяет также значительно расширить разновидности различных учреждений - это воспитательные дома, лечебницы, сиротские дома, больницы, народные школы. К сожалению, умственно отсталые туда не попадают; количество таких учреждений для душевнобольных также невелико - всего три к концу XVIII столетия.
Шарль-Мишель Де л’Эпе
Рош Амбруаз Кюкюрон Сикар
Валентин Гаюи
Третий период эволюции
- Следующим этапом в развитии помощи аномальным становится организация в начале - середине XIX столетия первых школ, «училищ» для различных категорий аномальных детей, подростков и взрослых, а также приютов.
- В этот период открываются частные училища для глухих детей (1802 г. И 1809 г.), училище для глухонемых (1806 г.), институт для слепых (1807 г., большая заслуга в создании института принадлежит В. Гаюи), первое учреждение для слабоумных (1854 г., в Риге доктором Ф. Пляцем), училище для слепых мальчиков (1881 г., в Санкт-Петербурге К.К. Гротом, который разработал устав и содержание обучения).
- В послеоктябрьский период закладываются теоретические основы специального образования; создается сеть государственных специальных школ для детей с отклонениями в развитии, разрабатывается содержание обучения и воспитания разных категорий аномальных детей и подростков.
- Принципы обучения и воспитания аномальных детей и подростков впервые провозглашены на Первом Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью и беспризорностью в 1920 году.
- Оформление специального образования в систему проходит в течение десяти лет и завершается к концу 20-х - началу 30-х годов XX столетия.
- Данный период охватывает на Западе временной отрезок с XVIII до начала XX в .
- Ключевую роль сыграла французская Декларация прав человека и гражданина (1789).
- Кардинальное изменение отношения к аномальным детям, что обусловлено становлением и утверждением нового, более гуманного и демократического взгляда на гражданские права лиц с выраженными отклонениями в развитии.
- Ведение всеобщего обязательного начального образования. К концу XIX столетия во всех европейских странах (и США) появляются первые классы и школы для умственно отсталых детей и подростков.
- Изменён статус инвалидов: признание их прав на образование , принимаются нормативные акты о введении специального образования
Вывод: Именно этот период эволюции отношения закономерно соотносится с началом (первым этапом) строительства национальных европейских систем специального образования, предусматривающих обучение трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, интеллекта .
Четвертый период эволюции
- В этот период в СССР принимаются законодательные акты, регулирующие деятельность специальных учреждений;
- Создаются и функционируют следующие типы учреждений: школы для глухих детей; дошкольные детские дома для глухих детей; школы для умственно отсталых; школы для слепых детей и подростков. В начале 30-х годов при нескольких общеобразовательных школах Москвы и Ленинграда открываются классы охраны зрения для слабовидящих детей. С конца 30-х годов - первые школы для слабовидящих. Большая заслуга в организации первых школ для слабовидящих принадлежит Ю. Д. Жаринцевой.
- Формулируется задача специальной школы - подготовка выпускников к самостоятельной жизни и труду.
- Разрабатываются научные основы обучения и воспитания аномальных детей и подростков. Создается Отофонический институт (1920 г.), открывается Экспериментально-дефектологический институт ( в 1929 г. под руководством Л. С. Выготского).
- Постепенно оформляется основной подход к проблеме изучения, обучения, развития детей и подростков с отклонениями в развитии - комплексный медико-психолого-педагогический подход.
- Четвертым периодом эволюции изменения общественного сознания по отношению к детям с нарушениями развития принято считать временной интервал с начала ХХ в. до 1970-х гг.
- В этот период идет активное изучение методов диагностики и коррекции нарушений;
- Признается необходимость обучения детей со всеми нарушениями развития;
- К учреждениям для глухих (слабослышащих), слепых (слабовидящих) добавляются специальные образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и т. д.;
- Признается возможность обучения детей с глубокой умственной отсталостью, которые ранее считались необучаемыми;
- Усиливается законодательная основа специального образования, расширяется сеть учреждений и образований, направленных на оказание социальной, психологической, медицинской, педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями.
Ю. Д. Жаринцева
Л. С. Выготский
Пятый период эволюции
- Пятым периодом эволюции изменения общественного отношения к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности считается отрезок времени с 1970-х гг. по настоящее время.
- В начале 90-х годов XX столетия начинается новый этап в развитии отечественного специального образования.
- Концепция интегрированного обучения признаётся «одной из стратегических задач развития специального образования».
- Несмотря на то, что перехода к интегрированному обучению в конце 90-х годов не происходит, отечественные исследователи признают, что интеграция является неотъемлемой составляющей развития демократического общества, а интегрированное обучение должно стать частью общего обучения.
- Вхождение страны в общемировое пространство способствует возникновению новых, альтернативных форм обучения и воспитания аномальных детей и подростков.
- Складываются основные принципы организации дошкольных учреждений: бесплатность, комплектование по ведущему отклонению в развитии, меньшая наполняемость групп по сравнению с обычными детскими садами; введение в штат специалистов-дефектологов разного профиля и дополнительных медицинских работников; организация специальных занятий, перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами.
- Ведущие европейские страны провозглашают в качестве основополагающего принцип «нормализации» (авторы - норвежские ученые Бенк, Нирже) ;
- Суть принципа - аномальные дети (независимо от тяжести состояния) должны воспитываться и обучаться в окружении нормальных сверстников или в среде, максимально приближенной к нормальной;
- Реализация законодательных актов:
· обеспечивает получение бесплатного образования всем категориям аномальных детей и подростков в возрасте с 3 лет до 21 года;
· предполагает в максимальной степени совместное обучение аномальных и нормальных детей;
· гарантирует получение специализированной помощи;
· обеспечивает транспортировку и доступ ко всем видам предоставляемых образовательных услуг, а также местам общего пользования в окружающем сообществе;
· гарантирует реализацию прав ребенка (подростка) в так называемый «переходный период», связанный с профессиональной ориентацией и подготовкой.;
· обеспечивает социальную защиту в течение всей жизни.