СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стариннные русские меры длины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Старинные русские меры длины" можно включить в урок по теме"Меры длины", во внеклассное меропариятие по математике, на уроках техгологии. Данный материал расширить представления как о мерах длины, так и о историческом прошлом страны.

Просмотр содержимого документа
«Стариннные русские меры длины»




Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»














Исследовательская работа



Тема: Стариннные русские меры длины







Автор работы:

Переверзев Павел,

обучающийся 3 класса .

Руководитель:

Сподобец Людмила Георгиевна,

учитель начальных классов.







г. Биробиджан, 2018 год

2

Содержание:

  1. Введение.

  2. Основная часть.

    1.Теоретический материал.

    1.1.Зачем человеку нужны измерения.

    1.2.Русские старинные меры длины.

    2. Исследовательский материал.

2.1.Использование старинных мер длины в настоящее время.

2.2. Старинные меры длины в русской литературе и устном народном творчестве.

2.3.Использование старинных русских мер длины при решении задач.

  1. Заключение.

  2. Список использованной литературы.





























3

Введение

При повторении единиц длины на уроке математики учительница спросила меня, знаю ли я старинные русские меры длины. Я ответил, что нет. Тогда она предложила мне познакомиться с ними.

В жизни мы сталкиваемся с единицами длины ежедневно. Это километры, метры, дециметры, сантиметры, миллиметры. А как измеряли длину на Руси в давние времена? Почему мы их не используем или ,наоборот, используем в наше время? Мне стало интересно. Да и хотелось узнать, что думают об этом другие ребята.

СЛАЙД №2 Я определил для себя цель: нахождение особенностей мер длины, которые существовали на Руси в старинные времена и их использование в настоящее время.

Для реализации цели необходимо было решить задачи:

  • определить уровень знаний о старинных мерах длины среди школьников и взрослых;

  • изучить старинные русские меры;

  • провести эксперимент с измерением длины и сравнить старинные меры с современными при исследовании частей тела своей семьи;

  • исследовать устное народное творчество, произведения русских писателей , где есть упоминания старинных мер длины;

  • рассмотреть задачи, где используются старинные меры длины;

  • познакомить учащихся школы с результатами исследования.

    Объектом моего изучения стали русские старинные меры длины.

Предметом исследования стало определение места старинных мер длины в

наше время.



4

Я выдвинул гипотезу (предположение): можно ли сейчас пользоваться старинной мерой длины.

Методами моего исследования стали:

  • анкетирование ;

  • поиск информации в Интернете; в художественной литературе;

  • сбор необходимых данных;

  • проведение эксперимента;

  • сопоставление толкований;

  • анализ полученной информации.

Этапы работы над проектом:

  1. Погружение в проект.

  2. Организационный этап.

  3. Осуществление деятельности (анкетирование, эксперимент, изучение литературы идр.).

  4. Обработка и оформление полученных результатов.

  5. Презентация и обсуждение полученных результатов.

















5

Основная часть.

Мы составили небольшую анкету с вопросами. Вместе с учителем я опросил 8 школьников 2-8 классов и 2-ух взрослых.

СЛАЙД № 3 Анкета «Знание старинных мер учащимися 2-8классов и взрослых»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общее количество

    Какие старинные единицы меры ты знаешь или слышал о них?


-



+


+


+


+


-


-


-


-


+


5

    В каких ситуациях ты встречал старинные русские меры в повседневной жизни?



-



-



+



-



+



-



-



-



-



+



3

    В каких художественных произведениях ( былинах, сказках, рассказах) ты встречал старинные русские меры?



-



+



+



+



+



-



+



+



+



-



7

    Как ты считаешь, необходимо ли знание старинных мер в современном мире?



+



-



+



+



+



+



+



+



+



+


8


6

По ее результатам оказалось, что только 5 человек слышали о старинных мерах длины или где-то встречали. Три человека из 10 узнали о них, когда разговаривали с бабушками. После того, как мы назвали некоторые меры длины, взрослые и дети вспомнили сказки, где они встречались. Например, сказка «Дюймовочка».

Но практически все сказали, что хотели бы узнать о старинных русских мерах длины, чтобы понимать сказки, былины, пословицы и поговорки, где часто они встречаются. Ведь не зная их значения, становится непонятен их смысл.

И я решил познакомиться со старинными русскими мерами длины и рассказать о них друзьям.

Материал взял из Интернета и художественных произведений. Я не предполагал, что его так много, что трудно выбрать нужный.

Итак , начнем.

СЛАЙД №3 Еще в древности люди умели измерять расстояние от одного пункта до другого, границы своих земельных участков, определять рост человеческого тела и другое. Но делали они это не с помощью привычных нами единиц измерения: метрами,сантиметрами, километрами, а использовали части своего тела, что было очень удобно в те далекие времена: и руки, и ноги всегда при тебе, их нельзя «забыть». Без точных, современных измерительных приборов, а с помощью «вершка», «локтя», «сажени» наши предки строили себе дома, храмы и монастыри.

Не имели наши предки

Ни линейки, ни рулетки

Но могли предмет любой

Измерять самим собой.

Ткани мерили локтями,

Землю мерили лаптями,

И имели пальцев пять-

Щели в доме измерять.

Вобщем жили не тужили,

7

Не хлебли лаптем щей...

И всему на свете были

Люди — мерою вещей!

СЛАЙД №4 Русский народ создал свою собственную систему мер.Эти меры достойны того, чтобы мы о них помнили. До 1925 года основными мерами длины на Руси были пядь, локоть, вершок,сажень, аршин, верста.

Поговорим о них подробнее и посмотрим на слайдах.

СЛАЙД № 5

Вершок - старорусская единица измерения длины, равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Вершок = 4 см 4 мм. Вершки обычно использовали для измерения роста мелких животных и людей.

СЛАЙД№ 6

Пядь тоже старинная мера длины . Пядь- это расстояние между кончиками растянутых большого и указательного пальцев. Расчеты показывают, что в пяди было около 18 сантиметров .

СЛАЙД № 7

Локоть- эта исконно древнерусская мера длины. Она составляла от 38 до 47 см. Локоть примерно соответствует расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки. Локтями измеряли ткань, наматывая ее на руку.

СЛАЙД № 8

Аршин широко использовался в текстильной промышленности и в торговле, а также в оружейном деле. В 1899 г. в России аршин был узаконен в качестве одной из основных единиц измерения длины.

СЛАЙД № 9

Прямая простая сажень – это размах рук от кончиков больших пальцев. Простая сажень равна 152см. В быту часто употреблялась сажень маховая и сажень косая. Косая сажень равна 2 м 48см. Это расстояние от кончиков пальцев вытянутой правой руки-до пальцев левой ноги. Сажень применялась, в строительстве различных сооружений, кораблестроении, при землемерных и картографических работах.


8

СЛАЙД№ 10

Верста-это русская мера длины. Она равняется 500 саженям (чуть больше 1 км). Этим словом первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. «Верстой» также называли верстовой столб на дороге.

Изучив некоторые старинные русские меры, я провел исследовательскую работу. Ее участником стала моя семья: папа, мама, брат и я. Надо было измерить длину шнурка (2м) , используя старинные меры длины: малая пядь, локоть, ладонь. В начале мы с помощью линейки измерили малую пядь, локоть и ладонь у каждого члена семьи. А затем измерили шнурок (2м) старинными мерами, то есть частями нашего тела.

СЛАЙД №11 Результаты исследования следующие:



Малая пядь в см

Количество пядей

Локоть в см

Количество локтей

Ладонь в см

Количество ладоний

У меня:

14см

14

35

6

6см

33

У брата

17см

12

40см

5

10см

20

У мамы

18см

11

40см

5

10см

20

У папы

19см

10

43см

4

11см

18

Оказалось, что у папы самые большие единицы измерения, а у меня самые маленькие, так как мы с папой разного роста и телосложения: он больше меня. В результате исследования я убедился , что старинные меры разные и зависят от размеров человека, поэтому они дают неточные результаты. Пользоваться старинными мерами неудобно. У каждого человека своя длина локтя или сажени.

Значит для точного измерения нужны более точные меры длины. И они у нас есть. Это километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр.

Несмотря на это, мы можем встретить старые мерки в обычной жизни. Мы часто слышим от взрослых: « от горшка два вершка», «коломенская верста», « аршин проглотил». При чтении произведений русских писателей тоже встречаем старинные измерения. Например.

9

СЛАЙД №12

Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»:

«Вижу один островок небольшой

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.»


    Петр Павлович Ершов «Конек горбунок»:

    «Да игрушечку конька

    Ростом только в три вершка,

    На спине с двумя горбами

    Да с аршинными ушами».

    В «Сказке о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина.

        В ней говорится о царевиче Гвидоне: «Сына бог им дал в аршин».

В былине «Святогор и Илья Муромец» мы встречаем старинную меру- «сажень».

«Наехал Илья в чистом поле на шатер белополотняный;

Стоит шатер под великим сырым дубом,

И в том шатре кровать богатырская не малая,

Длиной кровать десять сажень,

Шириной кровать шести сажень.»

              В произведениях русских писателей.

              Иван Сергеевич Тургенев «Муму»:



10

              «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим- мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения».

              Михаил Михайлович Пришвин «Ребята и утята»:

              «Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу…»;

                В поэзии встречаем: Умом Россию не понять, аршином общим не измерить.

                СЛАЙД №13.

                Старинные меры измерения в большей мере сохранились в устном народном творчестве ( в пословицах и поговорках).

  • «У него семь пядей во лбу» (так говорят о мудром человеке);

  • «От горшка два вершка, а уже указчик» (молодой человек, который всех поучает).

  • «За семь верст киселя хлебать»? (Ехать, идти далеко без особой причины).

  • «Не уступить ни пяди» (так говорили воины русской земли во время битвы, не отдать самой малости своей родной земли).

  • «Слышно за версту» (разговаривать очень громко).

  • «Коломенская верста» (так говорят об очень высоком человеке).

  • «Косая сажень в плечах» (говорят о сильном человеке, богатыре).

СЛАЙД №14. На уроках математике встречаются задачки со старинными мерами длины.

Например. Братья засеяли пшеницу, да возили в град -столицу. Знать, столица та была верст 15 от села. На каком расстоянии была столица от села?

Решение: 1 верста= 1км. Значит расстояние до столицы было: 15 верст умножить на 1 км =15 км.

Или


11

СЛАЙД №15. Лягушка -путешественница из сказки Г. Гаршина пролетела три тысячи верст. Какое расстояние пролетела лягушка благодаря уткам?


Итак еще раз повторим старинные меры, о которых мы узнали сегодня.

СЛАЙД №16. Верста, сажень, аршин, локоть, пядь, вершок.

    Заключение.

    Выполнив исследовательскую работу, я узнал старинные русские

меры длины, их соотношения с современными единицами измерения;

научился применять полученные знания при решении занимательных задач.

Исследование показало, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются неточными, они неудобны для вычислений.

Моя гипотеза подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на современные. Проведенная работа для меня была интересна. Я выявил связь между старинными единицами длины и устным народным творчеством – пословицами, поговорками. Пословицы и поговорки коротки, но метки и выразительны. Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но многие из них фигурируют в литературных произведениях. Меры жили, иногда старились и умирали, иногда возрождались к новой жизни. История мер длины – это история торговли, ремесел, сельского хозяйства и строительства, а в конечном итоге – это часть истории человечества. Подводя итог работы, я пришел к выводу, что данная тема - актуальна.

    Не зная прошлого, нельзя понять настоящее!

Этот проект может быть использован на уроках математики или на занятиях математического кружка, можно поместить на стенде «Для любознательных».





12

Литература

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Сост. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова: - М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998


Интернет -ресурсы www.iro.yar.ru. Меры длины.

trust.narod.ru. Сравнительная таблица русских и метрических мер.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!