Образы песен зарубежных композиторов
Урок 2
Старинной песни мир
Задачи уроков: знакомство с вокальным стилем бельканто; освоение вокальных жанров – баркаролы, серенады, баллады; закрепление представлений о форме вариаций; формирование умения наблюдать за развитием музыки (от интонации, музыкальной темы до становления музыкального образа в целом); выявление средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа.
СЛАЙД 2
На прошлом уроке мы познакомились с одним из песенных жанров – серенада.
(музыкальный фрагмент)
Особенное место в песенном жанре занимает баллада. В далекой древности балладами называли танцевальные песни. В средние века баллады стали песнями повествовательного характера. В них нашли отражения народные предания, истории о таинственных событиях, судьбах бесстрашных героев, заповедном мире духов, фантастические, мистические образы.
СЛАЙД 3
Распространению песенного жанра в Европе в значительной степени способствовало творчество австрийского композитора Франца Шуберта, который создал новый тип песен. Они представляли собой небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент как бы иллюстрировал смысл слов.
Вероятно, всем нравятся всякие необычные, фантастические истории и смелые, отважные герои. Баллада это не только песня, но и литературное произведение. Сегодня мы познакомимся и с музыкальной, и с литературной балладой.
СЛАЙД 4
Что такое баллада?
Это небольшое лирическое стихотворение, имеющее сюжет, который чаще всего описывает таинственные драматические события. Песня - баллада есть в русском устном народном творчестве.
СЛАЙД 5
Но сегодня речь пойдёт о балладе немецкого поэта И.В. Гёте.
И.В. Гёте - великий немецкий поэт и мыслитель. Многие из его баллад, например «Лесной царь», написаны на основе народных преданий.
А музыку на эти стихи сочинил композитор Ф. Шуберт.
(Фрагмент баллады Шуберта «Лесной царь»- на немецком язык
СЛАЙД 6
Балладу на русский язык перевёл поэт В.А. Жуковский. Называется эта баллада
« Лесной царь».
В. А. Жуковский - русский поэт первой половины XIX века, современник А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и А.В. Кольцова.
Прочитаем балладу «Лесной царь» Гете в переводе Жуковского по ролям.
-От чего имени ведется повествование в начале баллады и в ее окончании?
-Какова эмоциональная окраска речи автора?
СЛАЙД 7
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
СЛАЙД 8,9
Иллюстрация прекрасно дополняет наши представления о месте действия: мы видим мрачный ночной лес, в воздухе витают дочери лесного царя. Они похожи на нимф. Также мы видим всадника, летящего на коне. Это сильный, волевой мужчина - он не внемлет сладостным песням лесных нимф. Видим подавленного болезнью и страхом маленького мальчика. В глазах его тревога и боль, гнетущий душу ужас.
СЛАЙД 9
"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"
"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой".
"О нет, то белеет туман над водой".
СЛАЙД 10
"Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит"
СЛАЙД 11
"Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей".
Прослушивание музыкального произведения
на русском язык
Вокализация интонаций ребенка, отца, царя.
Чем отличаются интонации каждого действующего лица?
А что объединяет эти интонации?
СЛАЙД 12
В аккомпанементе баллады как будто слышится топот коня, уносящего ездока с сыном от беды. Это предчувствие беды создает у нас тревожное настроение. Тревога сменяется гнетущим страхом за судьбу ребенка, которого невозможно спасти. Таков неумолимый рок.
Послушав это сочинение, я надеюсь, вы не только ощутили, как нарастает чувство тревоги, но и поняли, что в балладе, как говорил русский критик В.Г Белинский «главное всё-таки не событие, а ощущение, которое оно вызывает».
СЛАЙД 13,14,15,16
Рассмотрите картины.
СЛАЙД 17
Какая из них наиболее созвучна балладе Шуберта «Лесной царь»?
Есть ли пейзажные зарисовки в поэтической балладе Гете (Жуковского) и в музыкальной балладе Шуберта?
СЛАЙД 18, 19
Давайте повторим:
«Огромное небо» О.Фельцмана
«Баллада о гитаре и трубе» Я.Френкеля