СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Старинные ремесла и промыслы. Материалы к презентации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для ознакомления с презентацией "Ремесла и промыслы Урала"

Просмотр содержимого документа
«Старинные ремесла и промыслы. Материалы к презентации»

Старинные ремесла и промыслы

Слайд 1. Старинные вещи красивы и притягательны, искусно сделанные несколько столетий назад, они приносят в жизнь человека ту утонченность и изысканность, которой порой так не хватает в современной жизни. 

Слайд 2. Плетение из лыка – одно из старейших ремесел на Руси. Крестьяне издавна использовали лыко для плетения прежде всего лаптей. Именно лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество русских пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

Поэтому широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих прежде всего от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и других. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку). Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными крестьяне считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной.

Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями. За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево (отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку»).

Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык – от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом – получалось приблизительно 300 пар лаптей. Скорость плетения лаптей также была разной и зависела от мастерства, таким образом, крестьянин мог сплести от двух до десяти пар в день.

Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок – кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли мастера старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону.

О недолговечности плетеной обуви свидетельствует русская поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой одни лапти носились не более десяти дней, а летом в рабочую пору крестьянин стаптывал одни лапти за четыре дня.

С развитием промышленного производства обуви, ее удешевлением необходимость в лаптях отпала.

Слайд 3. Плетение из ивового прута как ремесло появляется в России в XIX веке. Возникновению его во многом способствовала европейская мода на плетеные изделия и мебель. На новую моду, новое дело быстро отреагировали и кустари. Благо сырья у них было в изобилии и уже существовали свои традиции плетения из природных материалов.

Плели мастера ручные корзины и короба для переноски угля, жита, снега, производили тару для развоза пива и водки, делали рыболовные морды (верши). На высоком уровне было развито производство плетеных кузовов для саней, тарантасов и экипажей. На базарах горожане с удовольствием раскупали удобные кресла, стулья, санки, тележки для детей, дорожные корзины, корзины для белья и цветов, мелкую посуду, разнообразные ширмы.

В конце XIX века рождается еще одно направление в промысле – начинает развиваться производство мебели из белых ивовых прутьев.

После революции с началом гражданской войны настали сложные времена и для ремесленников. Промысел в массе своей постепенно утрачивался. Однако на крестьянских дворах, плетение еще существовало. Для себя умельцы продолжали плести самое необходимое и простое – корзины, верши, иногда даже мебель. Сохранением традиций лозоплетения занимались лишь в немногочисленных артелях.

Слайд 4. Исследователи кустарной промышленности Урала отмечают тяжелые, каторжные условия труда гончаров, низкие цены и достаточно высокое качество продукции. Промыслом занимались в свободное от сельских работ время, по 10-12 часов в сутки. Надо было привезти вязкую глину, подержать ее залитую водой. Затем вымесить ногами, выкатать куски глиняного теста на половиках. И только потом, на гончарном круге мастер «вытягивал из комка» кринки, лотки, фруктовницы, горшки, жаровни, уксусники и т.д. Хороший гончар за день мог изготовить 30-40 горшков. Готовые изделия сушили двое суток и, промазав определенным составом, обжигали в печи. Для декорирования изделий использовали цветные глазури (стекловидное покрытие). Каждая имела свой химический состав. Наиболее распространенными были изделия с желтой, белой и зеленой окраской. Сияющий солнечным блеском желтый цвет получали из окиси железа или свинца. Для зеленой поливы брали свинец, хрусталь, песок, медную руду, малахит. Выпускалась и черная «обварная» посуда, которую для большей прочности сразу же после обжига окунали в отвар из ржаной муки.

Была также расписная посуда, как ручной росписи, так и по специальным трафаретам и «печаткам». Занимались росписью жены гончаров – «живописки». Краски приготовляли сами: желтую – из олова, синюю – из кобальта, зеленую – из медного купороса. Гончары торговали изделиями в губернии и за ее пределами. В конце XIX – начале XX вв. гончарные мастерские возникают и исчезают, объединяются в фабрики и распродаются.

Село Нижние Таволги Свердловской области к концу XIX – началу XX столетий было крупным центром гончарного промысла Екатеринбургского уезда. Изготовлялись здесь корчаги, горшки, латки, жарехи, чашки, кринки, игрушки. В Таволгах работает фабрика Владимира Орлова, потомственного гончара в четвертом поколении. Работают Орловы как встарь – всей семьей. В былые времена в торговые дни местные гончары ездили в Нижний Тагил, Алапаевск, Невьянск продавать посуду. Непременным товаром были и свистульки. Обычно их тянули мало – игрушка лишь сопутствовала изготовлению гончарной утвари. Другое дело – ярмарки. К ним готовились загодя, глазуровали и обжигали в горнах вместе с глиняной посудой всевозможных курочек, петушков, коней, собачек, птичек – на радость детворе. Делают их и по сей день, сохраняя характерную упругую и вместительную форму, напоминающую яйцо.

Слайд 5. На протяжении многих веков ткачество играло важную роль в жизни крестьян. Материалом для производства половиков на Урале являлись толстые нити, а чаще — нарезанные полосами кусочки тканей, всевозможные по расцветке и качеству. Из-за неоднородности расцветки и материала, половики получали собственный эксклюзивный стиль, который знаком практически любому российскому человеку и традиционно ассоциируется с русской деревней.

Половик — тряпка, используемая для вытирания обуви от дорожной пыли и грязи при входе в чистое помещение. Простой половик представляет собой кусок увлажнённой мешковины определённого размера, уложенный перед порогом квартиры или иного помещения. Половики изготавливались на ткацком стане или плелись крючком, в первом случае они были длинны и узки, во втором — обычно круглой формы. Материалом для половиков служили грубые, толстые нитки, веревки, полосы из старых тряпок, иногда — растения типа рогозы, а также мочало. 

Слайд 6. Кузнечное дело — самое древнее и самое распространенное на Урале ремесло, связанное с обработкой человеком самородного металла. Кузнецы — наиболее обширная группа ремесленников в уральских селах, деревнях, посадах и слободах. Изделия кузнецов были необходимы и добытчикам полезных ископаемых, и горным рабочим, и крестьянам-земледельцам.

Другой причиной широкого распространения этого ремесла на Урале стало большое количество местного сырья — железа, меди и других металлов. Местом работы кузнеца была кузница — небольшое срубное или земляное, а иногда и кирпичное строение на краю села. Домашние кузницы устраивались на огородах. Основными инструментами кузнеца, с помощью которых он придавал форму пластично-податливому металлу были молотки и молоты. Самым главным в кузнице был горн — кирпичная печь с воздуховодом. В горне на углях раскалялись стальные заготовки. 


Слайд 7. Бондарный промысел. В старину секреты бондарного промысла передавались от отца к сыну. Промысел бондаря был в почете. Хорошие бочары, например, снабжали своей продукцией не только жителей ближайших посёлков и городов, но и соседние страны.

Были найдены фрагменты бочек, кадок, ведер, жбанов, ушатов, подойников, шаек, лоханей и прочих бондарных изделий. Все они сохранились в крестьянском хозяйстве и широко использовались до середины XX века.

Чаще всего бондари совмещали своё ремесло с традиционными крестьянскими занятиями. Работали они преимущественно зимой, начиная с Покрова. Некоторые мастера занимались бондарным ремеслом круглый год, за исключением трёх-четырёх месяцев летом во время уборки урожая и сенокоса.

Слайд 8. Уральская вышивка крестом представляет собой старинный орнамент — это геометрические фигуры (в том числе древний знак плодородия) и геометризированные изображения звезд, птиц, растений. Во второй половине XIX века, а в глухих деревнях Урала еще позднее, общий вид праздничной одежды, бытового текстиля качественно изменился. В обиходе богатых семей появились шелковые, атласные, кашемировые, шифоновые, батистовые ткани. Из них шили рубахи, сарафаны, шугаи, душегреи, фартуки, головные уборы. Праздничная одежда стала более яркой и многоцветной. Большое количество однотонных или двухцветных тканых скатертей с различными узорами можно увидеть во всех музеях Урала. Обычно их вышивали по холсту, а с конца XIX века — по фабричной ткани. 
До середины XIX века одежду и полотняные предметы утвари изготавливали из тканей домашней выделки. Нитки для этого получали из натуральных волокон — льна, конопли, шерсти. Ткани, как и нитки для вышивания, красили в домашних условиях природными красителями, которые были не очень яркими. Процесс изготовления тканей, узорного ткачества, вышивки был довольно трудоемким.

Во второй половине XIX века, а в глухих деревнях Урала еще позднее, общий вид праздничной одежды, бытового текстиля качественно меняется. В обиходе богатых семей появились шелковые, атласные, кашемировые, шифоновые, батистовые и другие фабричные ткани. Из них шили рубахи, сарафаны, шугаи, душегреи, фартуки, головные уборы. Одежду стали украшать фабричными золотыми и серебряными позументами, золотной вышивкой. Крестьяне с небольшим достатком также начали использовать для пошива одежды покупные ткани — ситец, сатин, сукно, а для ткачества и вышивки хлопчатобумажные и гарусные нитки. Купленные на ярмарках шелковые, репсовые, шерстяные, набивные ивановские и павловские платки, плетеные на коклюшках файшонки повсеместно входили в обиход у всех слоев населения, постепенно вытесняя старинные головные уборы.

Праздничная одежда стала более яркой и многоцветной. Браное ткачество, как и более старые техники вышивки — перевить, роспись, набор, счетная гладь, постепенно исчезает. Им на смену приходит и широко распространяется вышивка крестом и болгарским крестом, тамбуром. Часто вышивку заменяют тесьмой, разноцветными полосками ткани, таким образом упрощая себе работу.

Слайд 9. Куклы из ткани и ниток. Главным назначением куклы в древности было беречь душу своего владельца от зла, болезней и нечистых помыслов. Куколку-оберег передавали из поколения в поколение на протяжении многих лет и веков. Традиционной игрушкой в быту русской и, в частности, уральской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Куклы были не только девичьей забавой. Ими играли до 7—8 лет все дети. Но лишь только мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. У славянских народов было большое многообразие кукол. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины - богини.

Кукол делали на рождение ребёнка, на начало покосных работ, они помогали в домашних делах и ремёслах, охраняли сон и берегли здоровье хозяев. Есть свадебные игрушки, которыми благословляли молодых, были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

 Давным-давно их делали не для продажи, а для себя – как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Их мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью.

А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника?).

Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.

 Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке.

При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие).

Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла.

Делали кукол, в основном, женщины – хранительницы родовых традиций.

Еще одна интересная особенность – изготовление обрядово-обережных кукол в один прием, не откладывая начатый процесс ни «на завтра», ни «на потом».

Слайд 10. История уральского камнерезно-гранильного и ювелирного дела насчитывает более 300 лет. Его корни уходят в эпоху реформ Петра I, когда его соратник В.Н. Татищев в бытность свою в Швеции подписал контракт о найме на русскую службу с камнерезом Христианом Рефом. Мастер прибыл на Урал в 1726 г. для того, чтобы организовать на Урале добычу цветных камней и обучать камнерезному ремеслу русских подмастерьев. Именно Рефа можно считать предтечей камнерезного дела на Урале.

Одновременно с Рефом в Екатеринбурге трудился и первый екатеринбургский ювелир — тобольский казачий сын Андрей Козьмич Кузнецов, вызванный Татищевым на Урал в 1721 г. Он вставлял ограненные Рефом цветные камни в перстни, серьги и запонки,  выкованные из старых серебряных монет.

Дальнейшая история промысла связана с открывшейся в 1751 году Императорской Екатеринбургской гранильной фабрикой. К тому времени в России было всего два крупных камнерезных производства: Петергофская и Колыванская  фабрики. Специализацией Екатеринбургской фабрики стала обработка твердых пород поделочного камня — яшмы, агата, родонита, топаза, кварца. Другим направлением в ее деятельности были работы с мозаичным набором из разного камня, прежде всего из малахита.

Еще одним направлением в деятельности Екатеринбургской гранильной фабрики была огранка самоцветов. Камнеобрабатывающий промысел на Урале начался именно с огранки самоцветов: аметистов, горного хрусталя, раухтопазов. Огранкой камней наряду с камнерезами фабрики занимались и индивидуальные мастера. Расцвет в этой отрасли наступил в середине XIX века, когда сложилась традиция так называемой «Екатеринбургской грани». «Екатеринбургская грань» в конце XIX века ценилась наравне с работами лучших европейских мастеров.

Одновременно с фабрикой в Екатеринбурге работали и частные гранильные мастерские, ювелирные магазины, минералогические конторы, создавая тем самым ремесленную сеть по изготовлению минералогических коллекций, а также бытовых, галантерейных, культовых предметов из камня и ювелирных изделий.

Еще одной школой уральского мастерства стали знаменитый Свердловский завод «Русские самоцветы» — флагман большого одноименного отечественного треста и Свердловская ювелирно-гранильная фабрика, в состав которой в 1941 году  вливается эвакуированная из Киева ювелирная фабрика. В 1972 году фабрика  была переименована в Свердловский ювелирный завод.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!