СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Старинные весенние праздники" 2 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Старинные весенние праздники" 2 класс

Просмотр содержимого документа
«"Старинные весенние праздники" 2 класс»

Учитель: Будажапова И.Д.
ГБОУ «Республиканский центр образования»
Класс: 2
Тема урока:
«Старинные весенние праздники». 2 класс


Форма проведения: урок-игра
Цель деятельности урока: познакомить учащихся с основными старинными праздниками, обеспечить культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Планируемые результаты:

Предметные:

- дать представления о правилах и закономерностях окружающего мира;

- развивать основы логического мышления и пространственного воображения, использование полученного знания продуктивной и преобразующей деятельности;

- учить учиться планировать собственную учебную деятельность.

Личностные:

- развивать умения сотрудничать с товарищами при решении учебных проблем;

- формировать положительное отношение к учению, проявлять уважение к старинным традициям;

- воспитать чувства долга за своё семейное поколение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник и работая тетрадь: «Перспектива» 2 класс 2 часть А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; листочки с заданиями; мультимедийный проектор; презентация.











Время

Содержание

1 мин

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами!

5 мин

- Ребята, начнём урок мы с того, что проверим, насколько вы усвоили прошлый материал.

Тест? Дети отвечают на вопросы теста в парах.

Подумайте и ответьте:

Какие заботы в старину были весной у женщин, а какие – у мужчин?

Назовите старинные орудия труда

В какой день домашних животных выгоняли на пастбища?

Что делают весной в поле, в саду, в огороде?

Подведём итог. Скажите, как изменился весенний труд за времена? Какие заботы сохранились до нашего времени?

Молодцы, двигаемся дальше! Но чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, нам нужно открыть 2 слова, из которых мы и составим тему. Чтобы открыть первое слово, послушайте стихотворение:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною:

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то;

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!...

О чем это стихотворение?(о весне)

-Правильно, ребята, и наше первое слово, которое мы откроем, будет слово «весна».

- Как называется день, в который по традиции (например по религиозной) принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья? праздник

Значит, о чем наш сегодняшний урок?

(о праздниках весны, какие бывают праздники весной)

- Как мы можем сформулировать тему нашего урока? (слайд) (Старинные весенние праздники)

-Что мы узнаем на уроке? Какие цели поставим?

-Познакомиться со старинными весенними праздниками

- Изучить обычаи православных праздников и научиться их применять в жизни. (слайд)

- Ребята, какие старинные весенние праздники отмечают весной? (слайд)


6 мин

-Какие праздники уже были?

Масленица и встреча птиц.

Кто сможет рассказать о масленице? (Женя, Самира, Арслан)

Кто расскажет о встрече птиц? И что это за день 22 марта? (Искандер, Кристина)

- За одну неделю до праздника Пасхи отмечают на выходных Вербное воскресенье. В этот большой праздник посещали люди вербный базар. Покупали они там красиво украшенные веточки вербы, сладости, разные пестрые безделушки и полезные красивые вещи. До сих пор сохранился обычай немного шлепнуть освященной вербной веточкой ребенка в семье для того, чтобы быть здоровым.

Как вы думаете, почему именно верба?

Остролистная ива, она же верба — это дерево или кустарник с кроной овальной формы и красной корой. Название было дано растению народом, также, как другие ее имена: краснотал, шелюга, верболоз.

Верба считается магическим и лекарственным растением, народ использовал ее для защиты от злых духов и для лечения заболеваний.

Сегодня верба - символ пробуждающейся природы, начала весны и доброго христианского праздника - Вербного воскресенья.


-Ну и главный православный праздник – это Пасха. А кто знает, как определяется срок Пасхи народному по календарю?

Пасха наступает через 7 недель после Масленицы. Вспомните, когда была Масленица? (14 марта).

Работа с календарем.

Отсчитайте 7 недель и скажите, когда будет пасха? (2 мая)

А что идет эти 7 недель?

(Великий пост)

Что вы знаете о Великом посте? (Ваня, Миша)

ФИЗМИНУТКА


- А вы знаете, почему пасху считают самым главным весенним праздником?

Праздник Пасхи или Светлого Христова Воскресения считается главным событием года среди православных верующих, это самый важный церковный православный праздник. (слайд)


Слово «Пасха» было заимствование из греческого и обозначает «прехождение» или «избавление».

А теперь давайте узнаем о происхождении самого праздника.

С рождения Иисуса Христа прошло тридцать лет и Иисус начал нести заповеди Божии людям, рассказывать о них, учить людей праведной жизни без зависти и злости, любви к ближнему. Проповедование его продолжалось три года и люди слушали его заповеди, следовали им.

Такое следование заповедям не понравилось властям, ведь они думали, что Иисус возомнил из себя царя, раз ведет народ за собой и решили его наказать, а точнее избавиться от Христа. А помог им в этом один из учеников Иисуса — Иуда. С тех пор повелось всех предателей называть иудами. Продал ученик своего учителя всего лишь за 30 монет. Иуда подал знак — поцеловал Христа, и учителя тут же арестовали.

Суд решил казнить Христа, распяв его на деревянном кресте. Это очень жестокий и мучительный способ казни и Иисус сильно страдал перед смертью. А случилось это в пятницу, которую с тех пор принято называть Страстной.

Тело Христа поместили в пещеру, вход в которую закрыли большим камнем. По тогдашним традициям на третий день после смерти тело было принято смазывать благовониями, и с этой целью к пещере отправилась группа женщин. Но самого тела Учителя женщины не обнаружили, а на его месте был ангел, который и сообщил им о Великом Воскресении Христа. С тех пор и берет свое начало история празднования Пасхи.

В этот день христиане празднуют избавление через Спасителя всех людей от влияния дьявола и дарование им жизни и вечного блаженства.

Воскресения Христова — основы и венца христианской веры. (слайд)


Пасхальное воскресенье означает окончание периода подготовки к празднованию Пасхи. Верующие к Пасхе готовятся с особой трепетностью.

От понедельника до воскресенья расписана вся неделя, как правильно подготовиться к Пасхе.

Давайте и мы с вами рассмотрим её. (Слайд)


В понедельник обязательно наводили порядок. Подкрашивали там, где облупилась старая краска, делали мелкий ремонт мебели, занимались генеральной уборкой.

Утром в понедельник выходили во двор, чтобы узнать о будущей погоде. Если небо чистое, и солнце ярко светит, это значит, что год будет теплым, урожайным, а все свадьбы этого года будут удачными, и жить молодые будут хорошо.

Также умывались из серебряной или золотой посуды, чтобы обрести финансовое благополучие, сохранить здоровье и красоту.


Во вторник уборку продолжали, ведь не обязательно стремиться закончить ее за один понедельник. А также закупались продукты и делались лечебные настои.


В среду нужно было закончить уборку, если вы все еще не доделали ее. Обязательно уносят мусор из дома.


Далее шёл чистый четверг. Считается, что ранним утром этого дня любая вода имеет целебную силу, очищает от любого негатива и болезни.

Страстная Пятница — самый строгий день. Нельзя принимать пищу до того момента, пока не вынесут Плащаницу (плaщaницa - этo икoнa, изoбpaжaющaя Иисуса Христа вo гpoбe). Это скорбный день, поэтому воздержитесь от пения, прослушивания музыки, веселья и прогулок. В пятницу в церкви покупают как можно больше свечей, а затем зажигают их во всех комнатах жилища. Лучше всего делать это целый день.

Разбить тарелку в Страстную Пятницу — это хорошая примета, к счастью.


В субботу готовят пасхальную корзину, с которой идут на воскресную службу. Слайд

Что можно святить на Пасху? Это куличи; яйца — крашенки и писанки; хрен, чеснок; ветчина, буженина, сало или домашняя колбаса, но не кровяная; соль; свечи; сыр, сливочное масло. (слайд)

А еще:

На Пасхальной неделе качались на качелях. Начинались весенние хороводные игры.

Также существуют народные приметы и поверья, связанные с пасхой.

- Перечислите, чем занимались целую неделю каждый день, готовясь к пасхе? (Слайд)


РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

- Ребята, откройте учебник на странице 98, рассмотрите ниже картину. (слайд)

- Что вы можете сказать о первой картине?

Эту картинку написал художник Николай Андреевич Кошелев называется она «Дети, катающие пасхальные яйца»

Кто сможет рассказать, что на ней изображено и с каким праздником это связано?

Раньше у этой игры были такие правила: если, скатившись по лотку, яйцо задевало уже лежащие яйца, то все подбитые доставались его владельцу. Для больших крестьянских, да и городских, семей такой выигрыш был хорошим подспорьем, а для детей – радостью от весёлого занятия.

- На пасхальной неделе качались на качелях, играли, ходили в гости. Всю неделю

праздновали Пасху. Закончился продолжительный Пост. На Руси в это время

играли свадьбы.

А теперь давайте обратим внимание на страницу 99 и заглянем в семейный альбом.

- Что вы видите на изображениях?

- Чем отличается первое фото от второго?

- Расскажите, как вы в своих семьях празднуете Пасху?



- Я расскажу вам о таком празднике, как праздник Святой Троицы (Слайд)


Через 50 дней после Пасхи наступает праздник Святой Троицы. В православии Троицу празднуют в воскресенье по прошествии 50 дней после Пасхи и, таким образом, Троица совпадает с Пятидесятницей. В понедельник после Троицы отмечается Духов День — праздник в честь Святого Духа. (слайд)


К Троицыному дню всё распускается, после долгой зимы природа наполнена новой жизнью, силой и свежестью. Полы храмов на Троицу устилают травой, церкви украшаются свежими цветами, зелёными берёзовыми ветвями, священники облачаются в зелёные одежды. В воздухе витает свежий запах травы, цветов и зелени. Это – символ начала, обновления, символ роста и становления христианской церкви.


В старину молодую берёзку наряжали шёлковыми лентами, яркими бусами, цветастыми девичьими платками. Этим люди ощущали близость с природой, провожали весну и боготворили природу.

- Дети, расскажите, что вы запомнили про праздник Святой Троицы? (Что обозначает этот праздник? Какие приметы?)


- Рассмотрим с вами ещё один праздник, который уже забыт в наше время. Это весенний праздник берёзки.


Белоствольная берёза - Символ Родины моей.

Инесса Агеева

Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.

Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.

Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.



Троицкая (семицкая) березка. Праздник "Березка".


С давних времён это ритуальное дерево, приносящее счастье. Это дерево ассоциировали с девушкой.


В древности все мётлы, веники делали из берёзовых листьев. По ценности берёза была лучше сосны для растопки помещений, так как сосна выделяет смолу и дольше сушится, а берёза хорошо разгорается.

Березовыми ветками и полевыми травами украшались дома: стены увешивались ветками, пол застилали скошенной травой, подоконники пахучей зеленью и цветами. Считалось, что береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Ветки березы наши предки использовали в качестве оберега от всяких нечистых духов.

Сейчас этот праздник называется праздником молодёжи. Из берёз плели венки, с которыми водили хороводы и пели песни. (слайд)



- Ответьте на вопрос, почему же так назвали торжество – праздник «Берёзки»?


-Молодцы, ребята, двигаемся дальше.

11 мин


- Откройте страницу 100. Давайте прочитаем «Легенды и песни о берёзе», здесь нам представлены 2 легенды разных народов. (слайд)

- Давайте разберём, кто такие саамы и якуты.

Саамы – это коренной народ Северной Европы. (слайд)

Якуты – это народ коренного населения Якутии.

- Что вы можете сказать о прочитанном?

- А ведь действительно. Разные люди, а праздник отмечают один и тот же, только по своим повериям и традициям.

1 мин

От зеленого причала оттолкнулся пароход

(встать)

Он шагнул назад сначала

(шаг назад)

А потом шагнул вперед

(шаг вперед)

И поплыл, поплыл по речке

(движения руками)

Набирая полный ход

(ходьба на месте)

5 мин

Откройте рабочие тетради на странице 54.

Выполним задание 1.

- Прочитайте загадку.

- Ребята, мы отгадали загадку, а вторую часть этого упражнения, то есть раскрашивать пасхальное лицо вы будете дома.


Хорошо, прочитайте задание под номером 2.

- Откройте учебники перед собой на сказанной странице (99) и найдите в тексте недостающие слова.

- Впишите их.

- Кто готов – руку на локоток, чтобы я видела вашу готовность.

- И так же 2 часть творческого задания вы выполните дома.


На странице 55 найдите задание под номером 3.

- Прочитайте текст упражнения.

- Над этим упражнением работаем самостоятельно, а я проверяю, как вы работаете.


Прочитайте задание под номером 4.

- Кому непонятно это задание, поднимите руку.

- Это задание вы будете выполнять дома.

7 мин

Ребята, наш урок подходит к концу и ответьте пожалуйста на вопросы:

- С какой темой мы сегодня познакомились?

- Какие цели мы ставили с вами на урок?

- Какие старинные праздники сохранились?

- Какие приметы и легенды были у этих праздников?

- Почему Пасха считалась самым главным праздником весны?

- Чего добились в конце урока?

3 мин

- Ребята, я хочу поставить оценки сегодня тем, кто был активен на уроке.


- Проведём рефлексию. (слайд)

1 мин

(слайд) Ребята, какое домашнее задание вы себе можете дать?

  1. Прочитать параграф

  2. Написать небольшое сочинение на тему: «Что для меня старинный весенний праздник?»


Урок закончен, до свидания!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!