СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Старинный город, наш зеленый Курск!"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа является методической разработкой занятия по  курсу краеведения "По малой Родине моей" для студентов техникума. Данная разработка может быть полезна учителям краеведения Курской области, а также классным руководителям общеобразовательных школ.

Просмотр содержимого документа
«"Старинный город, наш зеленый Курск!"»

Методическая разработка занятия по краеведению.

«Старинный город, наш зеленый Курск!» 

Цель: воспитание патриотизма, любви к малой Родине и наследию прошлого.  

Задачи:

-формирование интереса учащихся к истории Курского края, к памятникам, национальной культуре, традициям;

- развитие познавательных и  творческих способностей учащихся;

- развитие умения работать в команде;

- систематизация знаний учащихся по истории  родного края.

Форма проведения: маршрутная игра. Игра может быть проведена на заключительном занятии в конце учебного года или организована как внеклассное мероприятие для исторической недели. Игра проходит в виде соревнований по станциям. Каждой группе выдается маршрутный лист, в котором обозначен порядок прохождения станций. Задания на каждой станции могут быть самые разнообразные





Города, города... Я в России 
Повидал их немало в лицо, 
Есть и больше они, и красивей, 
Только Курск для меня, как кольцо. 
Будто я обручился навеки 
С речкой Сейм, с соловьями в лесу... 
Знать, родное всегда в человеке 
Заслоняет любую красу. 

Л. Боченков «Только Курск»


1 Станция. Верю - Не верю.

Задание: командам даются вопросы, на которые им нужно ответить: «правда или нет». Ведущий игры проверяет правильность ответов и выставляет баллы в путевой лист.

  1. Город Курск в древности располагался на границе Киевской Руси, защищая Русь от набегов кочевников? (да)

  2. Наибольшую известность в истории нашего края приобрели два монастыря: Курский Знаменский и Коренная пустынь, между которыми появились связи с обретением в конце XIII в. иконы Знамения Богоматери? (да)

  3. Город Курск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году? (нет, 8 февраля 1943 года)

  4. Курская битва закончилась 23 августа 1943 года? (да)

  5. На гербе курской области изображены три летящих соловья? (нет, три летящих куропатки)

  6. Куропатки избраны для герба в силу бывшего тогда изобилия этой птицы в окрестностях города Курска? (да)

  7. А.Ф. Семенов является изобретателем ветрогенератора ? (нет,   Семенов Федор Алексеевич (1784-1860), астроном-самоучка и первый почетный гражданин Курска. Первым в Курске (с 1813 года) он стал проводить метеорологические наблюдения. Его внук -  Уфимцев Анатолий Георгиевич (1880-1936), изобретатель-механик, построивший первую ветроэлектростанцию, жил в доме № 13. Во дворе этого дома до сих пор стоит ветроустановка, сконструированная Уфимцевым в 1931 году.)

  8. М.С.Щепкин - известный композитор? (нет, Михаил Семенович Щепкин - русский  актёр, один из основоположников русской актёрской школы. Эстетические принципы работы над ролью, глубокого проникновения в характер, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в дальнейшем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского.)



2 станция. Сборы в дорогу.

Задание: Составить как можно больше слов (существительных в единственном числе именительном падеже) из букв, имеющихся в слове КЛАДОИСКАТЕЛИ. За каждое составленное слово команда получает по баллу.

3 Станция. Мистер ИКС.

Задание: Узнай историческую личность. Капитан команды вытаскивает из черного ящика карточку с краткой биографией известной исторической личности, командам необходимо назвать имя. Время на выполнение - 2 минуты. За правильный ответ команда получает 5 баллов.

Карточка №1. Талантливый живописец 20 века - курянин, которыми гордится не только Курск, но и вся страна, Лауреат Ленинской премии.

Родился в Курске, в простой семье железнодорожника. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию.

Русский живописец и график , автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на патриотические произведений на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Севастополя», «Будущие летчики», «Хорошее утро».)

Его именем названа одна из улиц города Курска и художественная картинная галерея.

В год открытия галереи — 1935, в музее выставлялось 200 картин. Сейчас экспонатов более 8000. Музей большой, многоплановый. В экспозиции работы самых разных жанров, исторических эпох и художественных школ.

(Дейнека Александр Александрович)

Карточка № 2. Наш земляк – изобретатель и конструктор, революционер и атеист. За попытку взорвать чудотворную икону Знаменского монастыря в 1898 г. он был брошен в Петропавловскую крепость, а затем сослан в Сибирь. Его судьбой интересовался Максим Горький, который называл его «поэтом в области научной техники». Получил 68 патентов. Он, в частности, создал несколько конструкций самолётов, включая «сфероплан» (аэроплан с круглым крылом, из-за чего ныне нередко именуемый «летающей тарелкой»). Его авиационный двигатель АДУ-4 получил Большую серебряную медаль на Международной выставке воздухоплавания(1911 г.). В построил в Курске первый в стране ветрогенератор (сохранился в нерабочем состоянии, находится на улице Семеновской). С 1931 г. ветрогенератор обеспечивал электроэнергией дом изобретателя, в том числе мастерскую со станками, а также освещал еще несколько домов по улице.

Это был человек эдисоновского типа: размышляя об очередном глобальном проекте, мог взглянуть на какую-нибудь бытовую мелочь и тут же задуматься, как её усовершенствовать. Потому в списке предложений есть не только масштабные планы «анемофикации России» (создания целой отрасли ветровой энергетики), но и новые музыкальные инструменты или электрическое перо для множественного копирования.

В Курске его именем названа улица (продолжение ул. Кирова между улицами Ленина и Володарского)

(Анатолий Георгиевич Уфимцев)

Карточка № 3. Русский поэт (настоящая фамилия Шеншин), член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1886). Многие стихи положены на музыку.

Родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Он был внебрачным сыном помещика Шеншина и в четырнадцать лет по решению духовной консистории получил фамилию своей матери, одновременно утратив право на дворянство. Впоследствии он добился потомственного дворянского звания и возвратил себе фамилию Шеншин, но литературное имя — (под которым мы все его знаем) — осталось за ним навсегда.

В 1888, в связи с "пятидесятилетием своей музы", поэту удалось добиться придворного звания камергера; день, в который это произошло, он посчитал днем, когда ему вернули фамилию "Шеншин", "одним из счастливейших дней своей жизни". В 1877 году купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву.

Одно из его стихотворений

На заре ты ее не буди, 
На заре она сладко так спит; 
Утро дышит у ней на груди, 
Ярко пышет на ямках ланит.

(Афанасий Афанасьевич Фет)

Карточка №4. Почетный гражданин Курска, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, композитор – наша гордость. Он родился в городе Фатеже в 1915 году в семье почтового служащего. Начальное музыкальное образование получил в музыкальной школе Курска, где учился у жены известного изобретателя А.Г.Уфимцева - Веры Владимировны. Занимался у Д.Д.Шостаковича. Главная тема творчества композитора – Родина, ее историческая судьба, жизнь народа. Его творчество тесно связано с поэзией, как классической, так и современной. Это Пушкин и Лермонтов, поэты – декабристы, Бернс и Шекспир, Блок и Есенин.

Свое художественное кредо композитор сформулировал так – «Я хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о вещах сложных и серьезных».

Дебютировав циклом романсов на слова А.С.Пушкина, в зрелом возрасте подарил нам вокальную поэму «Страна отцов», цикл песен на слова Р.Бернса, эпические произведения «Поэма памяти Сергея Есенина», «Отчалившая Русь», «Пушкинский венок» и особенно дорогие землякам «Курские песни», а также музыку к кинофильмам «Время, вперед», «Метель» и др. Его творчество известно ныне каждому любителю музыки.

(Георгий Васильевич Свиридов)

4 станция (спортивная). Трудности кладоискателей

Задание: Переправиться через «болото». На полу в рекреации нарисованы 12 квадратов, представляющих «болото». У ведущего есть карта прохождения «болота» с отмеченными «кочками» (для каждой команды своя). Капитан команды проходит болото первым и с его первыми шагами включается секундомер. Если он выбирает квадрат с «кочкой», он может двигаться дальше, если же он наступает на квадрат «топь», то он возвращается к команде, а болото пытается пройти следующий член команды. Как только болото прошли все участники команды, ведущий выключает секундомер. Задание оценивается по количеству времени, затраченном для прохождения «болота».

5 Станция. Знатоки города.

Задание: По фотографии определить названия памятника в городе Курске, где и когда он был воздвигнут. (Приложение 1)

Фото №1 – памятник «Первой учительнице», установлен на пересечении улиц Радищева и Кирова 26 августа 2015 года.

Фото №2 – памятник Курской антоновке, установлен перед зданием КурскПромбанка на ул. Ленина в 2008 году.

6 станция. Не зевай, на вопросы отвечай.

Задание: Каждой команде задается по 4 вопроса, за правильный ответ – 1 балл.

1.Самая крупная река Курской области? (Главная река Курской области – Сейм, является притоком реки Десны).

2.Главные полезные ископаемые Курской области? (Железная руда).

3.В каком литературном памятнике упоминаются курские воины? («Слово о полку Игореве»)

4. В каком году город Курск впервые упоминается в летописи. Как называется эта летопись?( В «Житии Феодосия Печерского», составленном Нестором-летописцем в 1107–1108 годах, сказано, что будущий святой вместе с родителями приехал в Курск из города Василёва. Это и есть первое упоминание Курска в письменности в 1032г.)

5.У какой птицы птенец еще не родился, а уже отдан на воспитание? (У кукушки).

6.Какой цветок носит мужское и женское имя? (Иван-да-Марья).

7.Какое топливо добывают на болоте? (Торф).

8.Каким поясом никогда не подпояшешься? (Географическим).

7 станция. Переводчики.

Задание: Найти аналогию в русском языке. Каждой команде предлагается по 3 пословиц и 30 секунд на размышление, если команда не дает правильного ответа у команды соперников есть возможность заработать 1 балл. За каждую правильную пословицу – 1 балл.

1. Немецкая пословица “Кто надеется на ужин соседа, тот останется голодным” - (“На чужой каравай рот не разевай”)

2. Пословица народов Африки “Сын леопарда – тоже леопард” - (“Яблоко от яблони недалеко падает”).

3. Финская пословица “Тот не заблудится, кто спрашивает” - (“Язык до Киева доведёт”).

4. Тибетская пословица “Куда лопата ведёт, туда вода течёт” - (“Куда иголка, туда и ниточка”).

5. Английская пословица “После обеда приходится платить” - (“Любишь кататься люби и саночки возить”).

6. Французская пословица - “Ошпаренный петух от дождя убегает” (“Обжёгшись на молоке, и на воду будешь дуть”).



8 станция. «Клад»

Задание: Каждая команда получает конверт с зашифрованным посланием. Необходимо прочитать шифровку и найти «клад».

Текст шифровки №1.

«Выдолжнывойтивкабинетномедвадцатьодинповернутьналевосделатьтришагавпередоткрытьлевуюдверцулевогошкафананижнейполкенайтичернуюкоробкувзятьключотвторогошкафаоткрытьдверцуидостатьларецскладом»

Текст шифровки №2.

«Выдолжнывойтивкабинетномердвадцатьодинпройтипрямопятьшаговповернутьналевопройтиещесемьшаговпрямоподойтикпоследнейпартевнутривыобнаружитеключотсреднейтумбочкивнутринаходитсяларецскладом»

Подведение итогов.

Жюри объявляет  команду, одержавшую  победу в игре.  Командам вручаются дипломы за победу и за участие, а призом служит ларец с конфетами.

Ведущий: Ребята, мы благодарим вас за  игру, в которой  вы  показали хорошие знания по истории родного края.  Приятно отметить, что вы  работали дружно и сплочённо, проявляли находчивость и смекалку.   Надеемся, что  заряд   бодрости  и  хорошего настроения получил каждый.   Как правило, в любой игре или в соревновании бывает только один победитель.  Но проигравшим расстраиваться не надо.  Ведь  если сегодня счастливый случай улыбнулся  одному, то в следующий раз он обязательно улыбнется  другому.









Приложение 1.

Фото№1.



Фото №2.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!