СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стартовая диагностика метапредметных результатовдля детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация программы формирования УУД для детей с ТНР по всем направлениям строится с учётом специфики контингента уч-ся.

Просмотр содержимого документа
«Стартовая диагностика метапредметных результатовдля детей с тяжёлыми нарушениями речи.»




Стартовая диагностика метапредметных результатов для детей с тяжелыми нарушениями речи.


Cтандарт устанавливает три основные группы результатов

  1. Личностные

  2. Метапредметные

  3. Предметные

Метапредметные результаты – универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные. Достижение метапредметных результатов обеспечивается как за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Диагностика метапредметных результатов обучения в настоящее время рассматривается как одно из важнейших направлений оценки образовательных достижений наших обучающихся. Метапредметные результаты обучения в рамках ФГОС предполагают формирование большого числа самых разных видов действий и соответственно разнообразных диагностических процедур по оценке их достижения. Оценка метапредметных результатов образования привлекает специалистов и проводится с использованием методического комплекса. Это важная часть психолого – педагогического сопровождения каждого ребенка.

Основным объектом оценки метапредметных результатов во 2 классе служит сформированность ряда таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе является умения учиться.

Реализация программы формирования УУД для детей с ТНР по всем направлениям строится, прежде всего, с учетом специфики контингента обучающихся. Результат освоения программы формирования универсальных учебных действий не может быть оценен в привычной бальной системе. Достижением ученика следует считать освоение каждого учебного действия.

По мнению разработчиков ФГОС развитие УУД не возможно без определения стартовых достижений ребенка в период предшкольной подготовки, оценки сформированности учебных действий в различные возрастные периоды.

Учитывая, что нет предлагаемого инструментария для стартовой диагностики первоклассников в рамках введения ФГОС НОО, мы самостоятельно составили комплекты методик, выбрали методы, формы и средства проведения стартовой диагностики.

Проведенная нами стартовая диагностика познавательных метапредметных умений направлена на определение готовности ребенка к продолжению образования на следующей ступени. Ее основная задача не просто определить степень готовности выпускника дошкольного образования к дальнейшему обучению, но и выявить те недостаточно сформированные познавательные умения, на освоение которых необходимо обратить самое пристальное внимание в начале обучения на новой ступени образования. 

В нашей школе задания стартовой диагностики подобраны в соответствии с критериями по каждому УУД, разработанными на основе метапредметных результатов, прописанных в стандарте. Результаты сформированности УУД мы вносим в индивидуальные карты развития по трем показателям:

3 –действие сформировано

2 – действие сформировано частично

1 - действие не сформировано

И определяем уровень сформированности метапредметных результатов.

Это дает нам возможность определить недостаточно сформированные умения по каждому обучающемуся.

В таблицу № 1 (Приложение 1) из карты индивидуального развития, вносятся результаты обследования детей по метапредметным результатам.

Самостоятельно изучив множество представленного материала, адаптировав его под своих обучающихся, предлагаем вам несколько примеров заданий стартовой диагностики (Приложение 2)

Задание №1 на регулятивные действия, в котором нужно нарисовать такую же фигуру в нижней рамочке, проверяет - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Задание №2 проверяет умение сохранять заданную цель.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.

В задании №3 нужно увидеть правильно ли разделено слово на слоги, проверяется

умение отличать верно выполненное задание от неверного.

Рассмотрим задания на познавательные учебные действия (Приложение 3)

Задание № 1. Определить, чего больше: кругов или треугольников, направлено на проверку умения сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку.

Задание №2 проверяет умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Можно проверить на задании №3 в котором нужно найти такой же звук, как и в слове «ласточка»

Проведя полную диагностику мы заносим данные в индивидуальные карты на каждого ребенка и еще в сводную таблицу, чтобы увидеть уровень по всему классу.

И отдельно по трем УУД, здесь мы наглядно видим, на какие универсальные учебные действия следует обратить пристальное внимание.

Учитывая недостаточно сформированные познавательные умения, которые мы выявили в стартовой диагностике, и метапредметные результаты на конец 1 класса - подбираем такие задания , которые бы проверили уровень сформированности планируемых результатов на конец года.

В конце каждого учебного года по результатам работы показатели сформированности УУД вносятся в карту, где мы и можем наблюдать динамику развития метапредметных результатов каждого ребенка и класса в целом.

Проведя стартовую диагностику на начальной ступени обучения, определив недостаточно сформированные умения по каждому обучающемуся, составив план индивидуальной работы для детей, имеющими затруднения в обучении, на конец года проведя комплексную работу, в которой мы сравниваем показатели и определяем дальнейший маршрут в обучении обучающегося.




Приложение 1

Метапредметные достижения обучающегося


Регулятивные УУД

п\п

Критерии


1

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;


2

Умение сохранять заданную цель;


3

Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;


4

Умение учиться отличать верно выполненное задание от неверного.


5

Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.






Познавательные УУД


п\п

Критерии


1

Умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).


2

Умение отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию.


3

Умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.


4

Умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.


5

Умение подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.




Коммуникативные УУД


п\п

Критерии


1

Умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.


2

Умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.


3

Умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.


4

Умение слушать и понимать речь других.


5

Умение формировать умение работать в паре, группе.

















Приложение 2


Регулятивные результаты


п\п

Критерии


1

умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;


2

умение сохранять заданную цель;


3

умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;


4

умение учиться отличать верно выполненное задание от неверного.


5

умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.



Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.

Текст задания. Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).



Задание 2

Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания).

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.


Задание 3

Цель. Выявление умения анализировать односложные слова, удерживать учебнуб задачу, отличать верно выполненное задание от неверного.

Текст задания: посмотри на картинки правильно ли разделено слово на слоги ? Если есть ошибки, исправь их.






Приложение 3

Познавательные результаты


п\п

Критерии


1

Умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).


2

Умение отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию.


3

Умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.


4

Умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.


5

Умение подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.


Задание 1

Цели. Выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник.

Задание 2

Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания. Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию.

Задание 3

Цель: проверить умение детей анализировать односложные слова, находить общее.

Текст задания: перед ребёнком на столе раскладываются четыре картинки

  1. Знаешь ли ты названия этих предметов? Назови их. Отбери из этих четырёх картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове «ласточка».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!