МБОУ «Ароматновская СШ»
Оценивание чтения
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
• навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
• умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и разбором текстов учебной книги. При выставлении отметки по чтению необходимо одновременно учитывать следующее:
• понимание учащимся прочитанного текста;
• способ (целыми словами, по слогам), правильность, беглость, выразительность чтения;
• владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
Следует особо подчеркнуть, что «чтение — это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам»*.
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанного), то во втором – четвертом классах чтение постепенно становится общеучебным умением, крайне необходимым при овладении знаниями по другим предметам. Немаловажным критерием при овладении чтением как общеучебным умением является беглость чтения.
Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтением , которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. Нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, то есть знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени.
Нормативы по проверке техники чтения (количество слов в минуту)
Оценка | Учебные четверти |
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Первый класс |
«5» | | больше 20 слов | больше 35 слов | больше 40 слов |
«4» | | 16–20 слов | 26–35 слов | 31–40 слов |
«3» | | 10–15 слов | 20–25 слов | 25–30 слов |
«2» | | меньше 10 слов | меньше 20 слов | меньше 25 слов |
Второй класс |
«5» | больше 45 слов | больше 55 слов | больше 65 слов | больше 70 слов |
«4» | 35–45 слов | 40–55 слов | 50–65 слов | 55–70 слов |
«3» | 25–34 слова | 25–39 слов | 35–49 слов | 40–54 слова |
«2» | меньше 25 слов | меньше 25 слов | меньше 35 слов | меньше 40 слов |
Третий класс |
«5» | больше 70 слов | больше 75 слов | больше 85 слов | больше 90 слов |
«4» | 55–70 слов | 60–75 слов | 70–85 слов | 75–90 слов |
«3» | 40–54 слова | 45–59 слов | 55–69 слов | 60–74 слова |
«2» | меньше 40 слов | меньше 45 слов | меньше 55 слов | меньше 60 слов |
Четвертый класс |
«5» | больше 90 слов | больше 100 слов | больше 110 слов | больше 120 слов |
«4» | 75–90 слов | 85–100 слов | 95–110 слов | 105–120 слов |
«3» | 65–74 слова | 70–84 слова | 80–94 слова | 90–104 слова |
«2» | меньше 65 слов | меньше 70 слов | меньше 80 слов | меньше 90 слов |
Нормы по технике чтения в начальной школе
класс | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения - не менее 11-15 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 25- 30 слов в минуту. |
2 | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 31-35слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Темп чтения - не менее 45-50слов в минуту. |
3 | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 55-60слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту. |
4 | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 90-95 слов в минуту. |
ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ
| 1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс |
I четверть | 5-10 сл/м | 25-30 сл/м | 50-54 сл/м | 70-75 сл/м |
II четверть | 11-15сл/м | 31 -35 сл/м | 55-60 сл/м | 75-80 сл/м |
III четверть | 16-24 сл/м | 36-44 сл/м | 6 1-69 сл/м | 81-89сл/м |
IV четверть | 25-30 сл/м | 45-50 сл/м | 70-75 сл/м | 90-95 сл/м |
Оценка понимания прочитанного:
высокий уровень - самостоятельно придумывает название, выражающее главную мысль прочитанного текста,
средний уровень - выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных,
низкий уровень - правильно отвечает на вопросы,
0 уровень – прочитанное не понимает или улавливает отдельные детали.
Таблица показателей уровня чтения учащихся 3-Б класса
Дата проверки: 09.09.2020 г.
Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.
Учитель: Лазарева Альбина Вадимовна
Проверяющий: заместитель директора по УВР Лаврентьева Ю.Н.
№ | Фамилия ученика | способ чтения (целыми словами, слогами) | кол-во ошибок | уровень поним. прочит. (выс.,сред,низкий) | Кол-во слов |
1 | Аджалимов Нариман | | | | |
2 | Дервишев Джемиль | | | | |
3 | Жукова Юлия | | | | |
4 | Зарединов Назим | | | | |
5 | Калуциди Евстафий | | | | |
6 | Корой Даниил | | | | |
7 | Менжелеева Алина | | | | |
8 | Мурашко Тимофей | | | | |
9 | Овсепьян Аделина | | | | |
10 | Одарик Анастасия | | | | |
11 | Одарченко Александр | | | | |
12 | Сиденко Егор | | | | |
13 | Фукалова Анна | | | | | |
14 | Эбасанов Назим | | | | | |
15 | Юрьев Никита | | | | | |
Техника чтения:
Количество уч-ся в классе | 15 |
Количество проверенных учащихся | |
Читают в пределах нормы | |
Читают выше нормы | |
Читают ниже нормы | |
Уровень понимания прочитанного:
Количество уч-ся в классе | 15 |
Количество проверенных учащихся | |
Высокий уровень понимания прочитанного | |
Средний уровень понимания прочитанного | |
Низкий уровень понимания прочитанного | |
Проверка техники чтения учащихся 3-х классов.
КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольные купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
(В. Бианки) (122 слова)
Вопросы и задания
1. Почему охотник влез на дерево?
2. Какую картинку из жизни животных удалось увидеть охотнику в лесу?
3. Почему медвежата остались очень довольные купание