Активизация познавательной деятельности
учащихся начальных классов
в процессе формирования устных вычислительных навыков
Изучение математики в начальной школе обеспечивает овладение учащимися системой математических знаний, умений, навыков, необходимых в повседневной жизни и достаточных для успешного овладения другими предметами и обеспечения преемственности с основным звеном школы.
Формирование сознательных и прочных вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Эта задача становится особенно актуальной, когда при решении практических и производственных вопросов наблюдается повышенный интерес к вычислительной технике. Заметна тяга и учащихся к вычислениям на калькуляторах. Такое увлечение может тормозить развитие способностей ребёнка к устным вычислениям. Именно прочные умения выполнять устные и письменные вычисления остаются одной из важных целей обучения математике, составляют основу математического образования, без чего немыслимо овладеть основами наук, а также почти любым видом практической и профессиональной деятельности.
Традиции русской школы, которая всегда уделяла большое внимание устным вычислениям, тоже рассматривает их как средство развития памяти, внимания, наблюдательности и смекалки, интереса к математике. Например, Истомина Н.Б. в своей статье «Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах» пишет: «… остаётся минимум вычислительных навыков, формирования которых является необходимым условием для дальнейшего усвоения математических знаний.
В этот минимум входит:
прочное усвоение (доведение до автоматизма) таблицы сложения в пределах 20 и соответствующих случаев вычитания;
прочное усвоение таблицы умножения в пределах 100 и соответствующих случаев деления.
Эти вычислительные навыки являются основой для устного сложения и вычитания в пределах 100, а также внетабличного умножения и деления.»
В обучении необходима активизация как на её высших, так и на низших уровнях. Каждая ступень из них нужна в зависимости от конкретного учебного материала и конкретной учебной деятельности. Развитие идёт от низших к высшим уровням, но это не значит, что можно низшими уровнями пренебрегать.
Первый уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?».
Второй уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого материала, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением.
Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения
При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремиться к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности деятельности учащегося.
Принцип проблемности.
Путём последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, ля выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний. И он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя или других учащихся, основываясь на своём или чужом опыте, логике.
Принцип взаимообучения.
Учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.
Принцип исследования изучаемых проблем.
Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и, по возможности, включала в себя элементы анализа и обобщения.
Принцип индивидуализации.
Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации – это организация учебно-познавательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося.
Принцип самообучения.
Принцип мотивации.
Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
Даже при хорошо продуманной системе и умело используемых приёмах активизации ученик не всегда адекватно воспринимает планируемого учителем воздействия. Поэтому наряду с возможностями и средствами активизации необходимо изучить и узнать также внутренние механизмы учащегося. Особенно важно это в начальных классах, так как, ввиду сравнительно низкого уровня развития волевых качеств младшего школьника, нельзя ожидать, чтобы он всегда сознательно, путём волевых усилий максимально напрягал свои силы и стремился проявлять свои способности. Его произвольную деятельность необходимо поддерживать непроизвольной деятельностью. И для этого, и для другого нужно знать закономерности этого процесса.
Ход учебной работы слабых и сильных учащихся можно образно представить в виде графиков. Если сильный может продвигаться прямо от одной трудности к другой, высшей, то слабый для достижения тех же конечных целей (или, по крайней мере, программы-минимума), продвигается медленно, зигзагообразно. Слабому необходимо между чередующими друг за другом трудными заданиями давать время от времени более лёгкие задания, с которыми он легко справляется. Это позволит и слабому ощущать чувство успеха, помогает корригинировать самооценку, внедряет веру в себя.
Всё выше сказанное заставляет сделать вывод о необходимости индивидуализации обучения. При этом необходимо ориентироваться
на внутренние механизмы учащихся;
на умственные потребности и познавательные интересы;
на развитие соответственной мотивации.
Именно через это достигается использование потенциальных возможностей учащегося, повышение его успеваемости, ускорение общего развития.
Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования вычислительных навыков – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.
3