СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Акцентуация характера коренных малочисленных народов Севера"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются особенности социализации студентов коренных малочисленных народов Севера в условиях колледжа.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Акцентуация характера коренных малочисленных народов Севера"»



Тема: Акцентуация характера у студентов

коренных малочисленных народов Севера


Автор: Ускова Любовь Аркадьевна

Филиал ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги

Город Лабытнанги

Здоровье сберегающие технологии в системе НПО&СПО

Электронный адрес: [email protected]



Ключевые слова:


Акцентуация характера, подросток, студент, воспитание, социализация, традиции, индивидуальность.

Nature accentuate, teenager, student, education, socialization, tradition, individuality.


Аннотация

В статье раскрываются особенности социализации студентов коренных малочисленных народов Севера в условиях колледжа. На протяжении многих лет, на базе колледжа мной проводились исследования на наличие акцентуированных черт в характере у студентов. Результаты этих исследований позволили сделать вывод о том, что акцентуированные черты широко распространены среди студентов нашего колледжа. Ежегодно у 98% студентов диагностируется акцентуация характера. 96 % студентов присутствует или диагностируется нескольких типов акцентуаций их принято называть смешанные или амальгамные (амальгамные – формирующиеся в течение жизни вследствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в условиях длительного воздействия каких-либо неблагоприятных факторов, неправильного подхода в воспитании). Акцентуация характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера. Эта особенность личности определяет поведение и поступки, накладывает отпечаток на все сферы ее деятельности: отношение к себе, к окружающим, к миру. Акцентуация является крайним вариантом нормы и не считается психическим расстройством или заболеванием.

Кроме того, у студентов с выраженными чертами акцентуаций адаптационный период затягивается, либо подростки становятся уязвимыми и к самостоятельной жизни не могут адаптироваться вообще. В работе осуществлена попытка проанализировать влияние воспитательной среды на развитие акцентированных черт в характере, наличие акцентуаций у студентов коренных малочисленных народов Севера.




Введение


Актуальность работы. Главным институтом воспитания является семья и это бесспорно. Она является отправной точкой всего воспитательного процесса, ведь то, что ребенок в детские годы приобретает в семье – он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Однако, не стоит забывать, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Безусловно, никто не может дать ребенку столько любви, ласки и заботы, сколько самые близкие ему и родные люди. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Поэтому проблема влияния семейного воспитания на развитие и становление личности является столь актуальной. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.

Гипотеза: мы предполагаем, что у студентов из числа коренных малочисленных народов Севера акцентуированные черты в характере не формируется, так как особый стиль воспитания (в тундровых условиях) не предполагает его развитие.

Цель работы: исследование акцентуаций характера у студентов из числа коренных малочисленных народов Севера.

В соответствии с целью работы и выдвинутой гипотезой необходимо выполнить следующие задачи:

  1. проанализировать теоретические аспекты влияния родительского воспитания на формирование характера; 

  2. раскрыть сущность традиционной системы воспитания детей в этнических семьях;

  3. провести исследование с целью выявления акцентуаций характера в исследуемой выборке;

  4. анализировать полученные результаты.

Объект: студенты, из числа коренных малочисленных народов Севера.

Предмет: акцентуированные черты характера у студентов из числа коренных малочисленных народов Севера.

Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, тест акцентуаций характера А.Е. Личко, качественный и количественный анализ эмпирических данных, методы математической статистики.

Методологической основой исследования мы опирались на взгляды А.Е. Личко.

База исследования Филиал ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги.


Глава 1. Влияние стиля семейного воспитания на формирование характера


По моему убеждению, семья играет одну из определяющих ролей в формировании личности подростка, отличаясь от других институтов социализации большей эмоциональностью отношений. В подростковом возрасте роль родителей как примера для подражания снижается, однако они остаются для подростка источником эмоционального тепла, и поддержи, источником опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов. Поэтому мы предполагаем, что наличие «близости» или «отдалённости» в отношениях с родителями определённым образом влияет на специфику формирование и акцентуацию черт характера у подростков.

«Качество жизни человека» и «качество жизни» становятся взаимосвязанными понятиями. Понять «качество жизни человека» это значит, постичь суть современного воспитания и образования с выдвигаемой целевой установкой – сформировать личность, способную преодолевать жизненные невзгоды, выживать, саморазвиваться и достигать успеха, быть готовой к безболезненной социализации и адаптации в современном обществе. Сегодня детей необходимо подготовить к тому, чтобы они могли действовать самостоятельно и принимать решения в условиях, каких заведомо не было и не могло быть в жизни их родителей. Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личность, т.е. её социализация. Социализация подрастающего поколения является одной из ведущих функций любого общества и представляет собой двусторонний процесс. С одной стороны, индивидуум усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны, сами социальные связи изменяются за счёт активного его вхождения в среду.

Таким образом, ребёнок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающий мир. Влияние же окружающего мира на человека зависит от его индивидуального развития.



Глава 2. Особенности воспитания детей в семьях

коренных малочисленных народов Севера


Традиционная система воспитания детей древних народов северо-востока России, как социально-педагогический феномен, представляет собой систему воспитания, сложившуюся под влиянием особых исторических, экономических, социальных, географических и климатических условий, которая является «северным геном», результатом веками формирующейся системы адаптации данных этносов к экстремальной окружающей среде.

Этнокультурные традиции воспитания – это базовый фактор социализации ребенка в этносе, включающий:

  • трудовые и эстетические ценности, идеалы;

  • традиционные виды деятельности, в которые включается ребенок в соответствии с возрастом;

  • нравственные нормы и правила во взаимоотношениях детей и взрослых;

  • праздники, обряды, ритуалы;

  • традиционные воспитательные средства.

Этносоциальное воспитание — воспитание в этнической среде, предполагающее создание условий для относительно целенаправленной социализации в этносе и подготовки к выполнению социальной роли «представителя этноса».

Народы Севера дети природы, они издревле тесно связаны с ней. Их благосостояние всегда зависело от погоды, состояния земли, воды. Поэтому и отношение их к окружающему миру всегда было очень глубоким и мудрым. В работе по воспитанию детей в духе народной культуры обязательно необходимо учитывать, что отношение народа к природе непосредственно влияет на формирование личности ребенка. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Кочевой образ жизни предполагает простые методы, унаследованные от древних предков и усовершенствованные образом жизни, природно-климатическими факторами.

Суровые условия жизни в тундре оказывает сильное влияние на воспитание ребенка. Он с детства осознает, что его жизнь и благополучие семьи, отца и матери могут зависеть от его знаний, а также подчиненности законам жизни этноса в экстремальных условиях их среды обитания.

Особой мягкостью отличались отношения родителей к детям в кочевой семье. В семье детей любили, не деля на своих и чужих. Поэтому не было такого взрослого, который не поласкал бы ребенка. Дети не изолировались от взрослых, они постоянно находились под присмотром кого‐нибудь из старших членов семьи, бабушки и дедушки. Северяне чадолюбивы, они избегают физических наказаний, поэтому ребенок чувствует себя свободным и вполне самостоятельным. Единственное, что он должен замечать, это нахмуренные брови матери или отца и других людей. Наказывать чужого ребенка никто не смеет, ни чужой, ни родственник. В семье северян большое положительное влияние на психику ребенка оказывает поощрение, которое облегчает процесс социализации, подготовки к жизни в условиях Севера. Поощрение играет огромную роль в суровом и неприветливом мире, где нужно вырастить в течение десяти лет знающего начальную основу приспособления и умеющего использовать знания предков ребенка. Ребенок пользовался относительно большой свободой, мог свободно ходить около стойбища, даже далеко уйти в горы или в лес. Грубое обращение с детьми осуждалось обычаем. Родители никогда не применяли наказания.

В кочевой семье дети проходили жизненную школу, необходимую для существования в суровых условиях Севера, и усваивали хозяйственные, охотничьи навыки, выработанные веками. Воспитанием девочек занимались мать и взрослые сестры.

Мальчики с 7-8 оставались с девочками дома. С 7-8 лет старшие брали их с собой на ближнюю охоту и пастьбу оленей. Начиная с 14‐15 лет, мальчики могли ходить на промысел самостоятельно – ставить петли на зайцев и куропаток.

Наглядно это описывает в своей повести «Мое детство» Н. Тарабукин: «Дедушка, ставя петли на куропаток, брал меня с собой и давал нести куропаток. Я был очень доволен. И когда добирался до дому, мать очень радовалась: как мой сын заботится о дедушке!» Воспитание детей в кочевой семье идет во время повседневной хозяйственной деятельности и во время охоты как‐то незаметно и для самих детей. В зависимости от успехов в охоте авторитет мальчика в семье рос. Успехи отмечались лестными, хотя и краткими похвалами, в то же время слабости детей, лень, упрямство постоянно порицались и вышучивались. Провинившимся детям, давали обидное прозвище. Ребенок, получивший такое прозвище, всеми силами старался избавиться от него. Задевая самолюбие ребенка, большинство воспитательных мероприятий сводилось именно к этому, родители добивались ревностного отношения к порученным делам. Большую роль в формировании мировоззрения детей играли различные запреты, связанные с обычаями и верованиями. Из этих запретов незаметно слагался своеобразный кодекс поведения человека тундры. Подготовку к будущей жизни оленевода ребенок приобретал посредством игр, особенно физических, подвижных. Все подвижные игры с предметами (копья, аркан и др.) являются видами физической подготовки и необходимы в повседневной жизни. Педагогические и психологические исследования. Труд сама жизнь северных народов, их неотъемлемый способ существования. Кочевая семья трудовая.

Трудовое воспитание, вместе с методом подражания, бесспорно, самое действенное практическое воспитание, поскольку только в труде можно выжить в экстремальных условиях, поэтому трудовые традиции это те порядки и обычаи, которые связаны с организацией труда, с его видами, способами выполнения, изготовлением орудий труда и их использованием.

Итак, сознательно передавая свой промысловый опыт детям, родители внушали им свои представления о мире, обычаях, верованиях. Трудовая деятельность при воспитании детей у народов Севера является неотъемлемой частью воспитания. Обучение детей в естественных условиях облагораживало их, воспитывало в них бережное отношение к природе. Народная педагогика, нравственные и духовные заповеди коренных народов Севера тесно связаны с их традициями и обычаями, которые представляют собой совокупность педагогических ценностей и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках, специфической практике воспитания будущих мужчин – оленеводов, рыболовов, охотников – и женщин, хранительниц домашнего очага, рукодельниц, тружениц на ниве художественных народных промыслов.

Обычаи и традиции народов – это своеобразный источник познания истории развития культуры северных народов. Они помогают раскрыть глубину и прочность веками складывавшихся связей северных народностей с природой родного края, свидетельство их любви к родным местам - частице большой Родины. Г.Н. Волков выделил в качестве этнопедагогических инвариантов народного воспитания природу, игру, слово, дело, общение, традицию, быт, искусство, религию и пример-идеал, указав также и на то, что народные педагогические идеи сохраняются и передаются в устной форме

Таким образом, в социализации детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, огромную роль выполняли народные методы в игре, в труде. Для разных народов одинаково важна роль соответствующей социализации детей подготовка к будущей жизни в обществе, главными источниками ее являются уклад жизни сообщества и накопленный им опыт в течение многовековой истории его развития. Ребенок является центром трех взаимосвязанных, взаимопроникающих элементов среды: семьи, природы и социума. Обучение детей в естественных условиях облагораживало их, воспитывало в них бережное отношение к природе, уважение к труду, к окружающим людям.


Глава 3. Индивидуальность и акцентуация характера


Психопатическими называются личности, с юности, с момента сформирования представляющие ряд особенностей, которые отличают их от так называемых нормальных людей и мешают им безболезненно для себя и для других приспособляться к окружающей среде. Существуют варианты в характере человеческих реакций на окружающее: существуют люди с более или менее выраженным эгоизмом или альтруизмом, более или менее честолюбивые, более или менее способные к состраданию, более или менее исполненные чувства долга и т.д. Это значит, что в сфере стремлений и склонностей на основании таких вариаций возникают человеческие индивидуальности, которые отличаются друг от друга, но они еще не являются акцентуированными личностями. Понятие «акцентуация'» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард.

Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт или соединений, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая её адаптацию в некоторых специфических ситуациях.

Известный советский психиатр П.Б. Ганнушкин сформулировал три критерия психопатии:

  1. Стабильность во времени. Характер можно считать патологическим, то есть расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени (мало меняется в течение жизни).

  2. Тотальность проявления характера. При психопатии одни и те же черты характера обнаруживаются во всех сферах жизнедеятельности человека: в производственной деятельности, дома, в общении с друзьями и родственниками и т. д.

  3. Социальная дезадаптация. У человека постоянно возникают жизненные трудности. Причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди.

Действительно, в целом, подросток (а позднее и взрослый человек) с акцентуацией не отличается от своих сверстников какими-то особыми чертами (не считая, конечно, того факта, что вообще любой человек отличается от всех остальных), но — и вот здесь-то появляется проблема! — в некоторых ситуациях он ведет себя совсем не так, как другие.

В каждом акцентуированном характере имеется своя «ахиллесова пята», т.е. место наименьшего сопротивления. Любая ситуация, в которой по этому «слабому месту» наносится удар, становится для человека психотравмирующей и побуждает его к неадекватным реакциям.

Но перед этим попробуем ответить на один немаловажный вопрос: в чем причина формирования акцентуаций (а в худшем случае и психопатий)?

В целом ответ, как и практически всегда в психологии, таков: среда и наследственность — т.е. влияние генетических факторов и условия воспитания и развития. Но большинство ученых указывают на то, что более весомую роль в развитии акцентуаций и психопатий играет все же воспитание. Импульсивность, неустойчивость нервной системы и некоторые другие патологические черты могут быть и врожденными. Но гораздо в большей степени патологии (или крайности нормы) характера развиваются под воздействием неправильного воспитания.

Таким образом, под термином «характер» понимают совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. А акцентуация характера представляет собой вариант психического здоровья, который характеризуется особой выраженностью, заострённостью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит её к определённой дисгармонии.


Глава 4. Исследование акцентуации характера

Анализ специальной литературы показывает, что в науке превалирует две классификации типов акцентуации характеров – первая предложена К. Леонгардом, вторая – А.Е. Личко. При этом в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации. В исследовании мы опирались на взгляды А.Е. Личко. Данный опросник предназначен для диагностики типа акцентуации характера. Характерологический опросник включает 10 шкал соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность испытуемого к педантизму. Пятая – выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая – о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования. И состоит из 125 вопросов, на которые испытуемому необходимо ответить «да», если он согласен с утверждением и «нет» - если не согласен. Время для ответов не ограничено.

Объектом исследования являются студенты филиала государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги.

В исследовании участвовало 2 группы: первая группа студенты жители города Лабытнанги, опрошено 75 студентов, вторая группа: студенты из числа коренных малочисленных народов Севера, которые проживали в тундровых условиях, таких нами опрошено 32 студента.

Ведущими типами акцентуаций среди студентов в исследуемой нами группе являются эпилептоидный – 34,6%, главными чертами эпилептоидного типа являются вязкость мышления, скрупулезная педантичность, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, которая проявляется в виде аффектов, приступов гнева и ярости, конфликтности. Неустойчивый – 38,7%, характеризуется безволием, которое отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей. В поиске развлечений также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению.

Гипертимный-20,4%, гипертимы характеризуется приподнятым настроением, сочетающимся с жаждой деятельности.

Лабильный тип – 26,5%, лабильные – «люди настроения» и у данных студентов вся активность и желание взаимодействовать зависит от настроения. Лабильному типу свойственна преданная дружба, от друга они ждут понимания и способности выслушать их, когда им хочется «поплакаться в жилетку».

Рисунок 1. Распределение типов акцентуации характера в группе №1, студенты проживающие в городской среде.

Результаты изучения степени распространенности и выраженности акцентуаций характера у студентов проживающих в городской среде, с помощью опросника позволили выявить следующее, в исследуемой нами первой группе (рисунок 1): у 99,4% студентов выявлены определенные акцентуированные черты в характере.

Необходимо отметить у 84% студентов диагностируется нескольких типов акцентуаций их принято называть смешанные или амальгамные вследствие неправильного воспитания, либо вследствие несовместимых воспитательных подходов различных членов семьи, педагогов в школах. Акцентуация смешанного типа позволяет предположить отсутствие стабильных способов реагирования у данных студентов, наличие большого количества «слабых мест» в характере, дает возможность говорить о ранимости этих личностей, что «повышает вероятность психической травматизации и отклоняющегося поведения».


Рисунок 2. Распределение типов акцентуации характера в группе №2 у студентов из числа коренных малочисленных народов Севера.

Результаты изучения степени распространенности и выраженности акцентуаций характера у студентов проживающих в условиях тундры, с помощью опросника позволили выявить следующее, в исследуемой нами второй группе (рисунок 2): у 77,7% студентов выявлены определенные акцентуированные черты в характере.

В группе №2 значительно преобладает сенситивный тип – 50%, данному типу свойственно следующие черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенная требовательность к себе, стремление преодолеть свои слабые стороны. Лабильный тип – 27,7%, присущие черты описаны в тексте выше.

Вывод: в исследуемых нами группах диагностируется акцентуированные черты характера: в первой группе преобладает эпилептоидный, неустойчивый типы, во второй группе преобладает сенситивный тип.

Таким образам выдвинутая нами гипотеза не подтверждается. Результаты нашего исследования указывают на то, что у студентов из числа коренных малочисленных народов Севера в процессе воспитания также формируется акцентуация характера, но опрос студентов данной категории позволил сделать следующий вывод, студенты из числа коренных малочисленных народов Севера (далее по тексту КМНС) воспитываются в условиях семьи до школьного возраста. В школьные годы происходит отрыв от семейного воспитания, в период обучения, студенты КМНС в основном воспитывались в школах-интернатах, и только в летние и зимние каникулы возвращались в семью. Отрыв от семьи травматизировал детей, менялись воспитательные приемы, воздействия, резкое отличие условий учебно-воспитательного процесса в школе от условий традиционного образа жизни, происходила ломка стереотипов, формировались травмирующие личность черты характера.








































Заключение

Задачи, стоящие перед данным исследованием, а именно изучить литературу по данной теме, подобрать методику исследования, провести исследование и подвести итоги – выполнены. Цель – исследование акцентуаций характера у студентов из числа коренных малочисленных народов Севера – достигнута. Поскольку исследование литературы позволило сделать следующие выводы:

  1. семья как главный институт воспитания оказывает огромное влияние на развитие личности;

  2. стиль воспитания в семье непосредственно влияет на формирование определенных характерологических черт личности, поскольку акцентуации характера, наиболее ярко проявляющиеся в подростковом возрасте при действии различных психогенных факторов (недостаточное внимание родителей или наоборот, гиперопека) могут приводить к нарушениям социальной адаптации, отклонениям в поведении;

  3. надо также отметить, что развитие и становление личности зависит не только от стиля семейного воспитания, на личность оказывает влияние огромное количество как внутренних факторов (факторов влияния семейной микросреды), так и внешних (факторов макросреды). Но, тем не менее, семья является наиболее близким окружением ребенка, поэтому ее влияние является наиболее значительным.

  4. результаты нашего исследования указывают на то, что у студентов из числа коренных малочисленных народов Севера в процессе воспитания также формируется акцентуация характера, но опрос студентов данной категории позволил сделать следующий вывод, студенты из числа коренных малочисленных народов Севера воспитываются в условиях семьи до школьного возраста. Отрыв от семьи травмирует детей, меняются воспитательные приемы, воздействия, отличается условия учебно-воспитательного процесса в школе от условий традиционного образа жизни, происходит ломка стереотипов, в результате формируются травмирующие личность черты характера.















Литература


  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер, 2001.-304с.

  2. Верендеев Д.П., Измайлова А.С., Цымбалистенко Н.В. Нина Ядне.-Салехард_Екатеринбург: «Баско», 2011.-288с.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. , Ромнова В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: «ЧеРо», 2002.-776с.

  4. Енисеев М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты.- М.: «ПРИОР», 2002.-288с.

  5. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.-255с.

  6. Лар Л.А. Религиозные традиции ненцев в XVIII- в начале XXв.в. -Салехард: Издательско-полиграфический центр «Экспресс», 2011. -212с.

  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.-672с.

  8. Столяренко Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2000.-448с.

  9. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2000.-544с.

  10. http://psygos.ru/otvet/35.php

  11. https://studme.org

  12. https://zhizninauka.info/topics/zhizn-severnyh-kochevnikov-v-tundre/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!