СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " БЫТЬ ВСЕГДА ТВОРЧЕСКИМ – ЗНАЧИТ БЫТЬ ВСЕСИЛЬНЫМ"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о развитие творческих  способностей и талантов школьников

Просмотр содержимого документа
«Статья " БЫТЬ ВСЕГДА ТВОРЧЕСКИМ – ЗНАЧИТ БЫТЬ ВСЕСИЛЬНЫМ"»

Е.В. Ситникова

МОУ «Лицей» г. Абакан, Республика Хакасия



БЫТЬ ВСЕГДА ТВОРЧЕСКИМ – ЗНАЧИТ БЫТЬ ВСЕСИЛЬНЫМ.

В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха.

Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим потенциалом.

Для того чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения.

Вот уже пять лет на базе МОУ «Лицей» города Абакана Республики Хакасия действует «Школа наук». Основная цель - выявление и воспитание одарённых подростков, повышения социального статуса знаний.

«Школа наук» – это добровольное творческое объединение подростков, стремящихся совершенствовать знания в определённой области науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством учёных, опытных педагогов.

В «Школе наук» проводятся уроки, лекции, семинарские занятия, экскурсии, практические работы, интегрированные курсы и многое другое. Создаётся банк данных о творческих способностях учащихся, их одарённости на основе психолого-педагогического собеседования, непосредственной деятельности подростков.

А когда у большинства школьников начинаются летние каникулы, в лицее открывает двери летняя школа наук «ИНСАЙТ». В летней школе занимаются учащиеся 8-10 классов по углублению предметов физико-математического и естественно-научного циклов. Формируются разновозрастные группы учащихся, объединённых общими интересами не более 10 человек.

Оптимальное количество учеников позволяет проводить практически индивидуальное задание с учетом способностей и возраста каждого. Кроме того, к занятиям готовится дополнительный справочный материал. Это и научные справочники, и словари, и энциклопедии.

Развитие реальных творческих возможностей учащихся на занятиях в «Школе наук» позволяет им самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию, используя функцию знакомого предмета, что и раздвигает рамки школьного курса. Это систематика живых организмов и введение в генетику (8 классы), молекулярные основы наследственности и экология человека (9 - 10 классы).

И для подготовленной аудитории темы это, бесспорно, сложные. Главное - не нарушить логику подачи материала. Если не будет усвоено одно звено, то все последующие будут непонятны и неинтересны для ученика. И тогда следует возвратиться к тому месту, где создана трудность, за преодолением которой следует познание, а значит – победа в усвоении тем.

Самый важный продуктивный результат «Школы наук» - раскрытие и развитие индивидуальности, создание необходимых условий для саморазвития, самооткрытия глубинного потенциала способностей и талантов личности. И это удается. Результат – поступление выпускников в высшие учебные заведения Республики Хакасии и за ее пределами.

Казалось бы, в наше время требуются специалисты в экономической и юридической сфере. На дальние планы уходят науки естественно - научного цикла. Но такой подход абсолютно неверен. Химические и биологические процессы являются основными в жизнедеятельности всех живых организмов. Без знаний естественных наук не станешь психологом, врачом, экологом, работником нефтегазовой промышленности, специалистом в агропромышленном секторе – профессиях завтрашнего дня.

Именно от педагога зависит совершенствование умения учащихся работать в группах, развивать познавательный интерес, креативность, воспитывать трудолюбие, чувство патриотизма и коллективизма, а также формирование ключевых компетенций: искать и думать. Ученики должны не только изучать предмет на понятийном уровне, но и уметь применять его на практике.

Как преподаватель биологии в школе наук «ИНСАЙТ» ставлю перед собой задачи:

- формирование интереса к научному поиску;

- развитие творческих способностей;

- выработка умений и навыков самостоятельной исследовательской работы.

Это не только самостоятельный поиск научной литературы, в том числе и через Интернет, но и проведение экспериментальных исследовательских работ по темам, которые не изучают по школьной программе. Например: молекулярные основы наследственности (применение закона Харди – Вайнберга), решение генетических задач высокого уровня сложности, составления родословной своей семьи и другие, что, несомненно, помогает в подготовке к участию в олимпиадах и успешной сдачи ЕГЭ.

Раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика, развить его способности – основная задача преподавателя, которые гордятся достижениями своих воспитанников.

В 2006 году в городской олимпиаде по экологии и биологии ученик 11 «Б» класса Евгений Малюгин занял два первых места. Кроме того, Е.Малюгин – победитель республиканской научно-практической конференции в секции «биология и экология». Он поразил жюри темой представленной работы: «Влияние современной музыки на организм человека». В мае 2006 года Правительством Республики Хакасия Е.Малюгин награжден серебряной медалью, как одаренный ученик в области изучения биологических наук.

Важный этап работы – выбор темы научного проекта, от которого в не малой степени зависит состояние материально-технической базы кабинета биологии. На сегодняшний день для проведения уроков требуется внедрение современных информационных технологий. А ведь научно-исследовательская работа помогает лицеистам развивать склонность к научной деятельности в вузе, то есть, по сути, является связующим званом в цепочке: «школа-вуз». Практически все учащиеся, занимающиеся научно-исследовательской работой в школе наук, поступают в вузы страны, показывая отличные знания на вступительных экзаменах.

Таким образом, развитие творческих способностей и талантов учащихся важно не только для них самих, но и для общества в целом – ведь качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности общества в специалистах, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и, главное, решать новые задачи, рассчитанные на перспективу.

Список литературы:


  1. Гребенкина Л.К., Аниперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы/м.: Центр «Педагогический поиск», 2000-160с.

  2. Разина Н.А. Положение о научном обществе учащихся школы № 73.//Завуч. – 1999.-№ 4.-с.119-121.

  3. Школа на Пудожской// Библиотека журнала «На путях к новой школе». – Ленинград, 1992.-36с.

  4. Управленческая деятельность в процессе создания и функционирования гимназии. – Абакан. – 1993.-30с.

  5. Цырлина Т.В. Авторская школа: варианты эффективного управления// Директор школы.- 1999.-№1.-128с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!