СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Диалог- лучшее, что может дать учитель"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о том, как важнг найти взаимопонимание с учащимся и видеть в них не только подчиненных, но и коллег по цеху

Просмотр содержимого документа
«Статья "Диалог- лучшее, что может дать учитель"»

ДИАЛОГ-ЛУЧШЕЕ, ЧТО МОЖЕТ ПРЕДЛОЖИТЬ УЧИТЕЛЬ

Гриненко Галина Николаевна

преподаватель

Каждую тему, каждое занятие обязательно надо строить на активном взаимодействии всех сторон. Монолог преподавателя в учебном процессе, с моей точки зрения, недопустим, так как искажается восприятие материала, меняется его понимание. Не всегда ученик расставит правильно приоритеты в прослушанном материале, поймет смысл темы и тем более запомнит её. Сухо отчитав новые термины и понятия, учитель может даже не заподозрить, что ученик не воспринял его речь как что-то новое, запоминающееся, или интерпретировал его по своему, искаженно. Главным в процессе обучения является достижение конечной цели: понимание сути и значимости изучаемого материала.

Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психологи, по своей сути является деятельностью совместной, более того, это деятельность, которая строится по законам общения. Общение- основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера. Урок- это, прежде всего, общение с учащимися.

Подача и изучение нового материала должны быть активными, яркими, запоминающимися. В этом случае прямой задачей грамотного педагога является эмоциональная окраска занятия на всем его протяжении. Педагог, будучи дирижером учебного процесса, в течении всего занятия вынужден вовлекать всех его участников, не давая скучать и расслабляться никому. Потеря интереса учащихся к процессу усвоения нового материала или закрепления ранее пройденного должна мотивировать преподавателя на поиск новых методов и способов проведения занятий. Каждый урок - это своеобразная игра, главная роль которой отведена изучаемому материалу.

Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними. Педагогическое общение должно быть освоено каждым учителем. Ведь самые интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно-воспитательного воздействия «заработают» только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им педагогическим общением.

Обмен знаниями, эмоциональными реакциями в процессе педагогического общения происходит в основном в форме диалога. Диалог- это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно. В этом случае возможно определить степень активности учащихся, увлеченности их предметом и самим процессом обучения. В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением. Важно дать возможность высказать свое мнение каждому участнику процесса, дать им почувствовать свою значимость. Ведь невысказанное мнение порождает сомнение и недоверие.

Каждое свое занятие, будь то лекция или практика, я начинаю с диалога, посредством которого раскрываю значимость темы занятия, ее актуальность и важность. Интересуюсь у слушателей, согласны ли они со мной или нет. Прошу объяснитесь свою точку зрения на те или иные моменты. В процессе обучения продолжается двусторонний обмен информацией между мною и студентами. Так мне проще ориентироваться в том, что они поняли и как они это поняли. И подвожу итоги пройденного материала я тоже используя диалог. То есть я систематизирую весь усвоенный студентами материал, расставляю его по полочкам, отвечаю на вопросы. Это позволяет студентам увидят во мне не диктатора с единственно верным решением поставленной задачи, не преподавателя, подающего свой предмет с «неинтересной» позиции, а прежде всего человека, умеющего общаться, слушать, слышать и понимать собеседника.

Ученые отмечают, а педагоги на практике убеждаются, что общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфортные условия учебной и вне учебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя.

Не менее важным моментом в учебном процессе является выбор стиля педагогического общения, так как именно метод преподнесения своего предмета играет ключевую роль в отношении к нему и лично к педагогу. Наличие индивидуального стиля деятельности у профессионала свидетельствует о максимально возможном раскрытии своего внутреннего потенциала и индивидуальности.

Педагог - творец своего предмета. Он должен видеть в учениках не просто молчаливых слушателей, а разглядеть в них соучастников процесса познания. Творчество проявляется в умении понять состояние учащегося, это важно — взглянуть в лицо ребенка и сразу понять, что с ним происходит!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!