СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализуя программу «Детство», изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, педагоги обратили внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование.

     Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

     При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать, как метод, близкий к идеальному. Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

     Ценность реального эксперимента, в отличие от мыслительного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей его решения.

      Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала.

      Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно пронизывает все сферы детской деятельности: занятия (развитие речи, изодеятельность, трудовая деятельность, ФЭМП, ознакомление с природными явлениями (наблюдения), физическое и музыкальное воспитание, чтение художественной литературы, этика); приём пищи, игру, прогулку, сон. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания.

     В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

    Нельзя не отметить  положительного влияния на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счёт общего уровня двигательной активности.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольника»»

Тема: «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольника».


Проблема: Нужны ли эксперименты в детском саду?


Обоснование проблемы: Реализуя программу «Детство», изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, педагоги обратили внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование.

Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать, как метод, близкий к идеальному. Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мыслительного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей его решения.

Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала.

Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно пронизывает все сферы детской деятельности: занятия (развитие речи, изодеятельность, трудовая деятельность, ФЭМП, ознакомление с природными явлениями (наблюдения), физическое и музыкальное воспитание, чтение художественной литературы, этика); приём пищи, игру, прогулку, сон. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счёт общего уровня двигательной активности.


Цель: вызвать у детей интерес к исследованию природы.


Задачи:

1.Формирование у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.

2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

  • Знакомить с различными свойствами вещества (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);

  • Знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

  • Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света)

3. Формировать у детей элементарные географические представления.

4. Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.



Этапы реализации проекта:



1 этап

Осознание проблемы

2 этап

Формулирование задачи

3 этап

Продумывание методики

4 этап

Выслушивание инструкций и рекомендаций

5 этап

Прогнозирование результатов

6 этап

Выполнение работы

7 этап

Выполнение правил безопасности

8 этап

Наблюдение результатов

9 этап

Фиксирование результатов

10 этап

Анализ полученных данных

11 этап

Словесный отчёт об увиденном

12 этап

Формулирование выводов





Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллекта ребенка, мы пришли к выводу о необходимости создания условий для исследовательской активности детей. Работу начали с подбора литературы по данной теме, с помощью которой был составлен перспективный план на учебный год. В нём были учтены задачи по развитию поисково-познавательной деятельности в подготовительной группе, связь этих занятий с другими видами деятельности.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в помещении группы была организована «Детская научная лаборатория».

Хотелось бы отметить и заинтересованность родителей в проведении опытов в домашних условиях. Специально для этого была сделана папка в родительский уголок «Гром и молния» (опыты без взрывов), в которой мы предложили, какие опыты и эксперименты можно провести с детьми дома. Была предложена для чтения статья «Роль семьи в поисково-познавательной активности ребёнка» и памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса к познавательному экспериментированию». Родители стали предлагать свои варианты опытов и экспериментов, что толкнуло нас на создание альбома «Почемучка», где родители делились своими знаниями в области экспериментирования.

Вместе с детьми в течение года мы составляли альбом «Мы пишем книгу», где мы графически зарисовывали опыты, которые проводили и полученные результаты (использовался метод моделирования).


Аналитический этап: На основе диагностики мы смогли определить уровень овладения детьми деятельностью экспериментирования.

В конце учебного года мы с детьми показали учителям школы и воспитателям. Д/с № 412 открытое занятие «Можно ли увидеть и услышать воздух». Дети показали, насколько развит их кругозор, мышление, внимание, диалогическая речь, умение организовывать свою деятельность и делать соответствующие выводы.


Предполагаемые трудности: При проведении опыта или эксперимента невсегда получался предполагаемый результат, тогда мы действовали по «Структуре детского экспериментирования».


Перспектива: На следующий год нами будет составлен план по экспериментальной деятельности во 2 мл. группе с использованием книги «Ознакомление дошкольников с секретами кухни» под редакцией О.В. Дыбиной; издательство «Творческий Центр», Москва, 2003 год.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!