СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья для выступления на районном семинаре, посвящённом военно-патриотическому воспитанию молодёжи

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены проблемы военно-патриотического воспитания молодёжи в современной школе и пути их решения с привлечением потенциала сторонних организаций и образовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Статья для выступления на районном семинаре, посвящённом военно-патриотическому воспитанию молодёжи»

Роль школы в патриотическом воспитании молодежи.


Уважаемые коллеги, позвольте небольшое рассуждение о роли школы в вопросах патриотического воспитания нашей молодёжи.

У меня не было желания надёргать цитат из Интернета, хотелось поделиться своими собственными наблюдениями, пусть и не такими обширными как у большинства из вас.

Итак, по порядку. Патриотизм, в понимании большинства, это любовь к своей Родине, Отечеству, преданность ему. К сожалению, сегодня всё ещё можно слышать насмешки в сторону понятия патриотизма и всего, что с этим связано. Молодые люди стремятся следовать моде, не выглядеть «белой вороной» в глазах сверстников. Бытует мнение среди молодёжи, что патриотизм – это что-то из старых советских фильмов, это удел прошлого, уходящего поколения, тех, кому далеко за 50 лет, в общем, явно не модный молодёжный тренд. Зачастую видны попытки смешать патриотизм с идеологией политической направленности, дескать, это всё придумано для поддержки правящего режима. Конечно, это не повсеместно, но, увы, с таким отношением приходится сталкиваться.

Максимальное общение молодых людей с большим числом сверстников происходит в школе. Не умаляя воспитательного значения семьи, школа также формирует отношение человека к миру. Мне видится одной из задач образовательного учреждения так раз воспитание правильного, созидательного отношения ученика к окружающему миру. Можно возразить, что значит правильное, а что неправильное воспитание? Мол, у каждого есть право на самовыражение. Безусловно, но разве не хотим мы с вами, чтобы подрастающее поколение ценило и верило в наше государство независимо от своих политических предпочтений? Чтобы у каждого из них была внутренняя потребность делать лучше свою школу, свой район, свой город, тем самым внося посильный вклад в общее укрепление и сохранение всей страны. У патриотично воспитанного человека должно быть развито внутреннее стремление своими делами и поступками служить на пользу своего государства.

Как нам добиться, чтобы молодые люди не были чужды к патриотизму и верно и адекватно воспринимали это понятие? Чтобы слово патриотизм не вызывало у них смех?

Первое – это учитель. То, как учитель выглядит, как он говорит, как он относится к своим обязанностям – всё это мелочи на первый взгляд. Но, как говорил известный персонаж из фильмов о Шерлоке Холмсе: «Нет ничего важнее мелочей!» Именно учитель является связующим звеном для ученика между его домашней жизнью и жизнью государственной. Школа – это государственное учебное заведение. Жизнь в школе подчинена Уставу, Правилам, другим нормативным документам в соответствии с Законом об образовании. Именно школа учит во время приходить на урок, выполнять задания, соблюдать определённый внешний вид, соблюдать правила поведения. Школа регламентирует жизнь ученика. Если учитель своим примером будет позволять себе отходить от правил, то же будут делать и учащиеся.

Очень важно развитие кругозора учеников в контексте знаний о своей стране, о её достижениях. Это важно делать на всех уроках, а не только на литературе или истории. К примеру, на одном из своих уроков в качестве примера вынужденной автономии решил рассказать о случае, произошедшем с Алексеем Леоновым и его товарищем при возвращении с космической экспедиции. Вначале спросил, знают ли дети, кто первый вышел в открытый космос? И что вы думаете? Популярные ответы: 1. Гагарин, 2. Белка и Стрелка, 3. Армстронг. И это 6-й класс. А что 6-й? Задал для проверки этот же вопрос в 7-м и 8-м классе. Результат немногим лучше. Вот вам и патриотизм! А ведь это упущения наши с вами. Дети погружены в Контакт, Интернет. Они не будут там читать про космонавта Леонова, они будут играть в игры, обсуждать, кто, в чём пришёл в школу и т.д. Конечно, современные технологии это очень хорошо, век Интернета давно наступил и глупо с этим бороться. Это всё нужно использовать на благо. Пришлось отдельно выдающимся личностям давать задание подготовить рефераты о первом человеке, вышедшем в открытый космос. Пусть здесь Интернет поработает в образовательных целях.

Предстоит трансляция парада Победы по телевизору. Будут дети смотреть? Им это интересно? А если, к примеру, предложить ученикам посмотреть парад с точки зрения боевой техники, и обсудить с ними на уроке увиденное. Потратить на это минут 10… Конечно, лучше, если такую беседу проведёт человек, имеющий представление о предмете разговора, особенно имеющий опыт военной службы, но ведь можно специально подготовиться к такому разговору. Проговорить про технику, про рода войск, которые шли торжественным маршем, узнать, знают ли дети их назначение. Кстати, спросить, а знают ли они слова Гимна, который перед началом парада. А сами мы, учителя все знаем Гимн нашей страны? Это важно или нет? Поэтому, мне видится очень важным на уроках любого направления не забывать рассказывать ученикам о различных достижениях нашей страны. Своим примером показывать интерес и компетенцию в этих вопросах. Ведь нам действительно есть, чем гордиться!

Второе – это сама школа. Здесь всё – от торжественных линеек на знаменательные государственные праздники, до уроков патриотического воспитания, с приглашением заслуженных гостей. Включим радиотрансляцию метронома на День снятия блокады, прочитают дети страницы из дневника Тани Савичевой. Пусть дети принесут портреты своих бабушек и дедушек, прошедших войну, переживших ужасы блокады. Организуем выставку. Каждый портрет сопроводить краткой историей. Многие даже не знают ничего об их биографии! Пусть спросят у родителей, у родственников, пусть напишут – таким образом, это отложится в их памяти. Сегодня мы ещё имеем уникальную возможность пригласить участника Великой Отечественной войны на урок, скоро этого уже не будет. Надо приглашать гостей, проходящих и проходивших воинскую службу, чтобы они рассказывали о людях в погонах, которые ценой своей жизни отстаивали наше право жить в свободной стране. Даже посещение пожарной части, где ребята пообщались с пожарными, ежедневно рискующими жизнью для спасения людей, приносит плоды, даёт повод задуматься, нужно ли бестолково бросать зажжённую бумагу, поджигать петарду и т.д. Зачастую дети даже не подозревают, что рядом с ними идёт другая жизнь, в которой люди бесстрашно сражаются с огнём, с терроризмом, с другими угрозами… Например, организованное посещение детского дома лихо отрезвляет многих, даёт повод задуматься о своей семье, о своём поведении. Всё это и есть работа школы.

Третье в моём рассуждении, но далеко не последнее в жизни, это работа иных организаций со школами. Отчасти я уже сказал об этом на примере пожарной части и детского дома. Здесь нам, как учителям ОБЖ и карты в руки. На наших уроках, как нигде лучше можно приводить примеры, связанные с воспитанием личной ответственности за свои поступки, примеры, связанные с героизмом спасателей, военных, врачей и прочих граждан при ликвидациях аварий и катастроф. Мы можем говорить о противодействии терроризму, призывать к личной дисциплинированности, вниманию к себе и окружающим с целью недопущения терактов и провокаций. Разбирать случаи героизма простых людей и сверстников при спасении из пожаров, из ледяных прорубей. Всё это лучше делать с привлечением профессиональных военных, полицейских, спасателей, врачей. Организовываем команду для участия в военно-патриотических играх, соревнуемся в пожарном искусстве, стреляем на соревнованиях. Знакомство с учебными заведениями по подготовке полиции, спасателей, посещение военных учебных заведений, общение с действующими военнослужащими, курсантами, преподавателями, знакомство с материально-технической базой – всё это может способствовать к самоопределению в будущей профессии, в желании защищать свою страну на профессиональном уровне.

В заключении сведу всё в единую основную мысль, которая состоит в том, чтобы постоянно, на подсознательном уровне, в самых обычных бытовых обстоятельствах, на любом уроке, каждый педагог умел и хотел дать детям частичку гордости за свою страну, прививал внутреннюю потребность к дисциплине, к созиданию, а не разрушению действующего правопорядка. Мы должны помимо предметных результатов, добиваться и личностных результатов, что сегодня и требуется в соответствии с ФГОС. Это и есть воспитательная задача урока на всех предметах. Высшим достижением такой работы было бы пробудить в ученике то самое чувство патриотизма, с которым мы получили бы достойного члена общества, понимающего свою ответственность перед семьей, окружающими его людьми, страной в целом. Нам, учителям ОБЖ, заслугой было бы привлечение достойных ребят на профессиональную службу в рядах Вооружённых сил, причём как молодых людей, так и девушек, выработать в них потребность безопасного образа жизни. Заслугой любого педагога явилось бы пробуждение потребности служить своей стране в качестве врачей, спасателей, инженеров, учителей и всех других специальностей и профессий с пониманием того, что какое бы место человек не занимал, он чувствовал бы свой вклад в укрепление нашего общества, нашего государства. Итогом обучения в школе должно быть понимание выпускниками, что они нужны своей стране и страна нужна им. Ребята могут учиться дальше, могут работать, но все они гордятся тем, что живут в России, и хотят, чтобы страна наша развивалась и крепла. Родина одна, и долг каждого гражданина прилагать усилия к её процветанию. Понимание этого учениками и будет достижением школы в воспитании патриотизма.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!