СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование интонационной выразительности речи у детей с ТНР"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья касается проблемы просодической организации речевого высказывания в методике коррекционного обучения, содержит рекомендации по организации занятий с детьми в этом направлении. Особо отмечается важность отработки интонационных навыков речи на материале произведений русских поэтов.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование интонационной выразительности речи у детей с ТНР"»

М.Н. Шашкова

Учитель-логопед краевого государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 V вида»

Формирование интонационной выразительности речи у детей с ТНР

В настоящее время проблемы просодической организации речевого высказывания выдвигаются на первый план в методике коррекционного обучения. Это связано, прежде всего, с важностью сформированности восприятия и воспроизведения интонационных структур в процессе коммуникации. Одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности является интонационная выразительность речи, значительно облегчающая коммуникацию, способствующая успешному взаимодействию ребенка со сверстниками и педагогами, удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей.

Обследование детей с речевыми нарушениями показало, что их речь монотонна, невыразительна, убыстрённая или наоборот замедленная. Дети не осознают интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Поэтому одним из направлений логопедической работы является развитие интонационной выразительности речи: её мелодики, темпа, ритма, логического ударения, тембра, пауз. Формирование интонационной выразительности речи следует рассматривать в координации с развитием речевого голоса, выразительных средств мимики и жестов.

Для того чтобы речь лилась свободно, легко и была разнообразной, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным голосом большого диапазона, поэтому все разделы занятия проходят в комплексе, в тесной связи, взаиморазвитии и взаимосовершенствовании.

Первая часть занятий полностью направлена на формирование дикции, выработку речевого дыхания, речевого голоса, воспитание интонационной выразительности. Занятие рекомендуется начинать с артикуляционных упражнений, так как они активизируют внимание, организуют, включают детей в работу. После артикуляционных упражнений целесообразно проводить упражнения для развития речевого дыхания, цель которых формировать умение и навык правильно пользоваться речевым дыханием. Цель упражнений, направленных на формирование выразительных средств мимики и жестов - сформировать у детей умения и навыки через внешнюю технику, создать положительный эмоциональный настрой. Упражнения очень схожи с театральными этюдами, темы могут быть разнообразными - всё зависит от воображения логопеда.

Высота, сила и тембр голоса отрабатываются в специальных игровых заданиях и упражнениях.

Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, а также тембр и паузы. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, но и интонационно выразительна.

На материале стихотворных текстов уточняется не только правильная артикуляция звука, но и формируются умения и навыки менять ритм, темп и силу голоса, определять ключевое слово, расчленять речь на соотносимые отрезки, сообразно смыслу и грамматическим связям между словами.

Регулярное и систематическое проведение логопедических занятий с использованием различных упражнений, направленных на коррекцию интонационных средств выразительности речи показало, что у детей повышается коммуникативная активность; нормализуется речевое дыхание, появляется выразительность мимики и жестов; формируется умение изменять силу и высоту голоса; речь становится четкой, яркой и интонационно окрашенной.

С целью развития мимики, жестов, пантомимики, обогащения речи выразительными средствами русского языка возможно введение систематического использования театрализованной деятельности на логопедических занятиях по развитию выразительности связного высказывания.

Для речевой разминки необходимо подбирать задания. адекватные возрасту и индивидуальным способностям школьников.

Занимаясь коррекцией интонации, косвенно корригируем личность, выводя детей на истинное общение. В процессе коррекции интонации у них повышается самооценка. Свободное голосовое звучание возвращает уверенность. Речь начинает приносить спокойствие и радость, новое понимание себя.



В школе работаю с учащимися старших классов. Часть занятий по совершенствованию интонационной выразительности речи провожу на поэтическом материале (на материале стихотворений русских поэтов).

Подобные занятия включают в себя следующие структурные части: организационный момент; проведение речевой разминки (упражнения на развитие чёткости дикции, эмоциональной выразительности речи и т.д.); основная часть включает в себя теоретическую и практическую части; заключительным этапом является подведение итогов занятия.

При отработке компонентов интонации основного текста порядок работы следующий: 1) краткая беседа об авторе, темах его творчества, его поэтической интонации; 2) знакомство с текстом стихотворения (уяснение смысла); 3) краткий анализ (беседа); 4) демонстрация образца выразительного чтения (аудиозапись); 5) анализ компонентов интонации в данном тексте; 6) декламация стихотворения учеником; 7) анализ выступления учащегося ( самоанализ ).

Данная работа может быть рассчитана не на одно, а на несколько занятий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!