СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование орфографического навыка у младших школьников посредством исследовательских заданий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему " Формирование орфографического навыка у младших школьников посредством исследовательских заданий "

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование орфографического навыка у младших школьников посредством исследовательских заданий"»

Формирование орфографического навыка у младших школьников посредством исследовательских заданий


Дарья Вячеславовна Брускова

Учитель начальных классов

МБОУ лицей №90 г.Краснодара

Специальность: 050146.52 Преподавание в начальных классах



В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования отмечается, что важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях. Школа должна переходить от информативного метода обучения к активной творческой деятельности.Особенно важна исследовательская деятельность при формировании орфографического навыка письма.

Формирование орфографической грамотности учащихся – одна из основных проблем, стоящих перед школой на протяжении её исторического развития.

Младшие школьники на уроках русского языка испытывают затруднения в выделении орфограмм при письме, что является одной из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают. 
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность.

Цель нашей работы – выявить уровень орфографического навыка младших школьниковпосредством исследовательских заданий.

На базе МБОУ лицея №90 был проведен эксперимент по выявлению уровня орфографического навыка во 2 «А» и 2 «Б» классе, в котором приняли участие 30 учащихся по 15 человек в каждом классе.

Учащимся был предложен тест, соответствующий требованиям к проведению контроля по русскому языку с детьми данного возраста.

Проанализировав работы детей, было выделено три уровня сформированности орфографической грамотности: высокий, средний и низкий.

К высокому уровню сформированности орфографической грамотности, относятся дети, которые не допустили ни одной ошибки, или допустили одну ошибку. Средний уровень предусматривает наличие более четырех ошибок, низкий уровень предусматривает наличие 5 и более ошибок.

Тест включал следующие задания:

1. Зачеркни неверную букву. (Цель: проверить умение правописания звонких и глухих согласных).

2. Если в слове Ь знак обозначает мягкость согласного, поставьте в клетке слева знак «+»; если мягкий знак разделительный, то знак « − ». (Цель: проверить умение правильно писать слова с Ь знаком и разделительным Ь)

3. Впиши по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы. (Цель: проверить умение правописания жи – ши, ча – ща, чу – щу).

4. Впиши по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы, подбери проверочное слово. (Цель: проверить умение правописания слов с безударной гласной и умение подбирать проверочное слово).

5. Если слово пишется с заглавной буквы, поставьте знак «+». (Цель: проверить знание, какие слова пишутся с заглавной буквы).

Эти задания оценивались по трехбалльной шкале.

3 балла – правильно выполнено задание;

2 балла – допущена одна ошибка;

1 балл – допущено две ошибки;

0 баллов – не приступил к выполнению задания, задание не выполнено, три ошибки.

На основе анализа результатов работ детей, было выявлено три уровня орфографической грамотности: высокий, средний и низкий.

После проведения теста в контрольном и экспериментальном классах нами были получены следующие результаты:

В экспериментальном классе (2 «А») высокий уровень у 3 человек (20%), средний уровень у 7 человек (53%) и низкий уровень у 5 человек (27%). Оценивая уровни орфографической грамотности экспериментального класса, можно сделать вывод о том, что преобладающим уровнем является средний, представленный более чем половиной класса – 53%, на втором месте низкий зафиксированный у 27%, на последнем уровне высокий, отмеченный у 20%.

В контрольном классе (2 «Б») высокий уровень у 4 человек (24%), средний уровень у 8 человек (56%) и низкий уровень у 3 человек (20%). Оценивая показатели орфографической грамотности контрольного класса, можно сделать вывод о том, что преобладающим уровнем орфографической грамотности, является средний уровень, представленный (56%). На втором месте – высокий уровень 24%, низкий уровень отмечен у 20%.

Обобщенные данные по результатам проведенного теста, направленного на выявление уровня сформированности орфографической грамотности младших школьников представлены в таблице 1 и рисунке 1.

Таблица 1 − Результаты уровни сформированности орфографической грамотности контрольного и экспериментального класса на начало опытно – экспериментальной работы.

Уровни сформированности орфографической грамотности

Контрольный классЭкспериментальный класс

Количество учащихся%Количество учащихся%

Высокий

4

243

20

Средний

8

567

53

Низкий

3

20 5

27




Рис. 1. − Результаты уровни сформированности орфографической грамотности контрольного и экспериментального класса на начало опытно – экспериментальной работы.

Исследование уровня орфографической грамотности показало, что уровень орфографической грамотности контрольного и экспериментального класса не очень высок.

Многие ученики затруднялись в написании словарных слов (береза, завод, машина, воробей, одежда). Есть учащиеся которые допустили ошибку в написании слов с жи – ши, ча – ща, чу – щу (чижи, вершина, чужой, чайник, щуриться, щавель).

Таким образом, на основе полученных результатов мы делаем вывод, что возможной причиной этого может быть не знание правил, а также не сформированный навык орфографического самоконтроля. 

В качестве формирующего эксперимента приведем несколько рекомендаций и исследовательских заданий для повышения уровня орфографического навыка младших школьников.

  1. Определи, на какой признак предмета указывают названия:

валежник, веснушка, горбушка, горчичник, кисель, кочан, леденец, метель.

  1. Определи, почему эти предметы так названы.

Животные: дикобраз, косуля, лягушка, медведь, овчарка, песец.

Растения: гвоздика, лиственница, ноготки, одуванчик.

  1. Попытайся в словах найти исторический корень и с его помощью объяснить исходное значение слов:боровик, волнушка, лисичка, маслёнок, опёнок.

В заключение отметим, что уровень орфографических навыков младших школьников еще недостаточно высок. Наблюдения за работой обучающихся показывают, что в большинстве своем они не задумываются над тем, для чего выполняется ими та или иная работа. Между тем без понимания цели труда невозможно осознание его результатов. Умение определить цель работы приобретается постепенно в процессе выполнения специальных, последовательно усложняющихся заданий.

Итак, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!