Формирование толерантных взаимоотношений детей младшего школьного возраста.
Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толерантности. К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести отказ от насилия, добровольность выбора, искренность убеждений. Извечные житейские неурядицы, стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия в обществе — далеко не все причины отсутствия толерантности у современных детей. Вряд ли образовательные учреждения смогут устранить эти причины, но не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение к людям и активную преобразующую позицию ребенка по отношению к миру необходимо.
Толерантность — способность человека, определяющая готовность к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, отличающимися от него социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Эта способность, как известно, не является врожденной, а развивается, подвергается стимулированию и коррекции, и целью ее формирования является готовность к взаимодействию со всеми субъектами обитания.
Наибольшую сложность у младших школьников вызывают такие требования толерантного отношения к окружающим, как проявление терпимости к чужому мнению или поведению, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками как к равным.
Распространенным явлением в группе детей младшего школьного возраста становится то, что кого-то ребята постоянно не принимают в игру, дразнят, обижают, между детьми происходят постоянные стычки, драки, проявляется агрессия. Отверженность — это опыт, болезненный для тех, кого изгоняют, но и опасный для других.
Симптомами нетерпимости детей друг к другу являются оскорбления, использование выражений, имеющих уничижительный оттенок, негативные обобщения в разговорах о национальных группах, об инвалидах, стариках или других людях, отличающихся от них, попытки поставить своих одноклассников в неловкое положение, уверенность, что некоторые дети могут быть хуже или глупее в силу расовой, национальной или религиозной принадлежности, склонность к дискриминации некоторых детей, их преследованию, запугиванию и даже физическому насилию над ними.
У детей этого возраста чаще всего можно встретить временное, эпизодическое проявление терпимости, избирательное проявление толерантности к избранным, чаще к близким, людям, а к остальным — в зависимости от собственного настроения, желания или по просьбе авторитетного взрослого.
Дети младшего школьного возраста осознают свои переживания, чувствуют и понимают эмоциональное состояние другого, но эти знания ограничиваются опытом их собственного непосредственного общения, а проявления толерантного отношения носят в большинстве своем конкретно-ситуационный характер. У младших школьников начинает формироваться отношение к себе как к субъекту и объекту чужой радости, происходит развитие эмпатийных процессов, предполагающих вхождение в положение другого, идентификацию с ним. Базовым и в то же время самым подвижным компонентом при этом является эмоциональное состояние личности. Именно этот компонент позволяет выстраивать целостную систему развития терпимости у детей.
К концу дошкольного возраста дети обращают внимание на особенности другого человека, его характерные черты, действия. Ребенок овладевает собственными переживаниями, привносит в них интеллектуальные моменты.
Особенность ребенка заключается в остроте переживания за позитивный результат, стремлении немедленно удовлетворить свои желания. Чем беднее социально-гуманный опыт детей, тем сильнее они переживают различия во взглядах и установках, тем сложнее найти компромисс в ситуации.
Ученые, исследовавшие эту проблему, подчеркивают, что шести-семилетние дети знают моральные требования важности проявления терпимости и сочувствия к поведению своих товарищей, но не всегда им следуют. Это положение подтверждает значимость использования различных видов деятельности для знакомства детей со способами позитивного восприятия взглядов и поведения, противоположных своим собственным установкам, осознания необходимости регуляции своего поведения согласно правилам толерантности.
Воспитание толерантных взаимоотношений относится к области формирования социальных коммуникаций. Показателями степени социализации для младшего школьника являются: способность принимать на себя ответственность и контролировать свои поступки; приобретение навыка умения действовать в соответствии с наличной ситуацией; следование правилам, принятым в группе; способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события; способность понимать других людей на основе овладения информацией.
С социализацией связан и определенный уровень тревожности ребенка. Низкий уровень тревожности говорит о хорошей адаптации ребенка к социальной среде. При всей демократичности общения взрослого с ребенком опыт подлинной толерантности дети получают лишь во взаимоотношениях со сверстниками. В сообществе с ними ребенок ощущает равенство, свободно проявляет коммуникативную самодеятельность, учится учитывать индивидуальные особенности партнера, договариваться с ним.
Для формирования толерантных взаимоотношений младший школьный возраст представляется наиболее благоприятным по многим характеристикам. Переход к школьному обучению и новому образу жизни, связанному с положением школьника, в том случае, если ребенок внутренне принял соответствующую позицию, открывает возможности для дальнейшего формирования его личности.
Младшие школьники относятся к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности, их привлекают именно серьезные занятия, которые, являясь более сложными и трудными, требуют большого умственного напряжения, активизируют мысль учащихся, дают им новые знания и умения.
За период начальной школы ребенок приобретает новые ценностные ориентиры: от безусловного непререкаемого авторитета учителя переходит к осознанию важности оценки себя и своих поступков товарищами. Если в I—II классах отношения между детьми строятся преимущественно через учителя (учитель выделяет кого-либо из учеников как образец для подражания, определяет суждения детей друг о друге, организует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются учащимися), то к III—IV классам уже не только мнение взрослого, но и отношение к ребенку одноклассников определяет его положение среди других детей и обеспечивает переживание им большего или меньшего эмоционального благополучия. Таким образом, оценки товарищей, мнение детского коллектива становятся постепенно основными мотивами поведения школьника.
В этот период у детей возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. Эти потребности выражаются в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие.
Трудовая и игровая деятельности, присутствующие в жизни младшего школьника, также имеют большое значение в формировании толерантных взаимоотношений. Игра, перестав у младшего школьника быть ведущей деятельностью, тем не менее не исчезает, а сохраняет многие свои позиции, продолжает быть важной и в воспитательном, и в образовательном отношении. В любом возрасте игра для ребенка — способ принять участие во взрослой жизни.
Особое значение для установления неконфликтных отношений имеют игры с правилами. Они требуют от участников организованности, внимания и проявления воли. Поскольку в таких играх всегда несколько участников, которые должны действовать согласованно, речь уже можно вести об игре как о школе общения: дети приучаются действовать в соответствии с элементарными требованиями, которые предполагают коллективные действия. Обучение правильным взаимоотношениям становится эффективнее, если в игре принимает участие взрослый. Игра становится еще более важной, еще более серьезной и привлекательной. В игре правила одинаковы для всех, взрослый выступает в равных позициях с ребенком, признает, поддерживает и поощряет его самостоятельность.
Еще одним важным условием успешного формирования толерантных взаимоотношений младших школьников является адекватная самооценка ребенка. Было установлено, что уровень самооценки является показателем, выражающим умение взаимодействовать с другими людьми, т.е. учитывать позицию другого, давать адекватную оценку самому себе.
Специальными исследованиями установлены следующие причины появления у ребенка заниженной самооценки. Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внешность и т.п.; вымышленные недостатки — мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей; неуспех в общении — низкий статус в группе, непопулярность среди сверстников; угроза отчуждения в детстве — нелюбовь родителей, воспитание в «ежовых рукавицах» и т.п.; чрезмерная сензитивность к внешним оценкам, исходящим от значимых других, и т.д. Дети, имеющие заниженную самооценку, не уверены в себе, боятся вступать в отношения с другими, держатся в стороне от общих дел, а при общении проявляют агрессивность.
Сегодняшним школьникам свойственны эгоцентричные установки сознания. Эгоцентризм — это видение мира через призму только своих интересов, оцениваемое как исключительно правильное. А отсюда и нежелание принять и понять другого именно как Другого. В большинстве своем дети не могут даже представить себе, что перед ними другая культура — с иной, своей собственной, особой логикой мышления и поведения. Необходимым условием успешного формирования толерантных взаимоотношений младших школьников является положительное отношение к изучению собственного «Я», способности анализировать свои действия и поступки, критически осознавать свои особенности, видеть свои возможности.
Известно, что хорошим способом помочь ребенку реализовать себя является организация педагогом различных видов деятельности, в которых ребенок может быть успешен. В группе, где наряду с учебной организованы и другие виды деятельности, показатели, отражающие уровень толерантности детских взаимоотношений, выше, чем в группах, где данный процесс ограничен только урочной деятельностью по предметам.
Как и общество в целом, система образования должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных взаимоотношений.
С этой целью с I класса учитель вместе с родителями должен стремиться к пониманию причин насилия и нетерпимости между детьми, воспитывать уважение к тем, кто чем-либо отличается от других, поощрять практику толерантного взаимодействия, поддерживать убежденность, что совершенное проявление толерантности — это уважение достоинства личности.
В процессе формирования толерантных взаимоотношений детей младшего школьного возраста, решаются следующие задачи:
обеспечение планомерного усвоения учащимися необходимых знаний, связанных с формированием толерантных взаимоотношений;
развитие и поддержание у детей интереса к окружающим людям, чувство понимания и эмпатии;
формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков других людей;
повышение уровня самоконтроля своего эмоционального состояния в ходе взаимодействия;
развитие творческих и организаторских способностей, активности и самостоятельности детей в процессе взаимодействия.
осознание практического значения знаний, получаемых в процессе занятий.
Эти задачи можно решить в процессе специальных занятий с детьми, которые строятся в определенной логике.
На первом этапе «Про меня» ребенок получает возможность увидеть свой внешний облик, задуматься о своем характере, о тех социальных ролях, которые он выполняет; осознать свои эмоции и попробовать управлять ими; понять свою значимость для других людей и ее причины. Здесь решается вопрос о самоидентификации каждого ребенка и осознания им картины мира. Одновременно он знакомится с другими детьми. Чем лучше ребенок осознает свою единственность и уникальность, тем легче оказывается ему со временем понять уникальность других людей, определение ценности человека по тому, что он способен сделать хорошего.
Занятия второго этапа «Про тебя» приводят ребенка к открытию, что каждый человек для кого-то — свой, что каждый для себя является личностью. Личное богатство человека обусловлено тем, сколько людей воспринимают его личность как нечто близкое им и родное, что необходимы значительные душевные усилия, чтобы стать значимым для других. Ребенок изучает другого, сравнивает его с собой, учится адекватно интерпретировать его личностные проявления.
На следующем этапе «Про нас» ребенок исследует объединения людей, в которые он сам включен, которые для него наиболее значимы. Значимой для усвоения является мысль, что человеку хорошо в той семье и в том коллективе, где ценность коллектива не подавляет каждого человека; а он, в свою очередь, добровольно ограничивает себя ради других; где люди умеют договариваться между собой.
Учителя, которые целенаправленно занимаются воспитанием школьников в духе толерантности, отмечают, что при успешной работе дети не употребляют оскорбительных выражений и намеков, с уважением относятся к другим языкам и к тем, кто на них говорит; поощряется участие всех детей в общих занятиях, школьники относятся друг к другу с взаимным уважением; каждый может выразить свое мнение по поводу классных дел. Свои взаимоотношения дети строят не на агрессии и оскорблениях, а стараются внимательно слушать и слышать, разобраться; используют совет, предложение, согласие. Если что-то не получается, то поддержат, утешат, помогут. Благожелательность — общее определение таких взаимоотношений.
В качестве иллюстрации характера работы по формированию толерантных взаимоотношений приведу пример несложного упражнения, в ходе выполнения которого дети учатся понимать, что несмотря на внешнее различие, все люди очень похожи.
Соберите группу детей и дайте каждому по апельсину. Попросите участников занятия «познакомиться» со своими апельсинами. Пусть дети обследуют их: понюхают, ощупают, подкинут в воздух и прокатят по полу. Через несколько минут соберите апельсины в корзину. Предложите каждому найти свой апельсин в общей куче. А теперь спросите, как же каждый их них опознал «свой» апельсин? Вы получите самые разные, но обстоятельные ответы. «Мой апельсин был очень большим», — ответит один. «Мой апельсин был самым красивым», — скажет другой. «А у моего апельсина были ямочки и вмятины», — заметит третий. Эти ответы могут побудить детей к суждению о том, что и люди все разные, у них разные «ямочки и вмятины». После этого снова соберите апельсины. Почистите их и положите в корзину уже без кожуры. Попросите теперь детей отыскать свои апельсины. Их растерянность окажется очень важной: «Но ведь они абсолютно одинаковые!» В ходе обсуждения возникает вывод: люди, как апельсины; такие разные снаружи, они оказываются очень похожими внутри.
Итак, чтобы дать детям представление о различиях между людьми, вам понадобится пятнадцать минут времени и корзина с апельсинами, но чтобы этот урок был понят и усвоен, понадобится целая жизнь.