СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование толерантных взаимоотношений детей младшего школьного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, когда в нашем обществе много аг­рессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толе­рантности. К числу этих принципов следу­ет, прежде всего, отнести отказ от насилия, добровольность выбора, искренность убеж­дений. Извечные житейские неурядицы, стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспи­тательная инерция родителей по отноше­нию к детям, агрессия в обществе — далеко не все причины отсутствия толерантности у современных детей. 

Просмотр содержимого документа
«статья "Формирование толерантных взаимоотношений детей младшего школьного возраста"»

Формирование толерантных взаимоотношений детей младшего школьного возраста.



Сегодня, когда в нашем обществе много аг­рессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толе­рантности. К числу этих принципов следу­ет, прежде всего, отнести отказ от насилия, добровольность выбора, искренность убеж­дений. Извечные житейские неурядицы, стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспи­тательная инерция родителей по отноше­нию к детям, агрессия в обществе — далеко не все причины отсутствия толерантности у современных детей. Вряд ли образователь­ные учреждения смогут устранить эти при­чины, но не дать им «затмить» развивающе­еся чуткое отношение к людям и активную преобразующую позицию ребенка по отно­шению к миру необходимо.

Толерантность — способность человека, определяющая готовность к построению конструктивного взаимодействия с други­ми людьми, отличающимися от него соци­альной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребнос­тями, мировоззрением. Эта способность, как известно, не является врожденной, а развивается, подвергается стимулирова­нию и коррекции, и целью ее формирова­ния является готовность к взаимодействию со всеми субъектами обитания.

Наибольшую сложность у младших школьников вызывают такие требования толерантного отношения к окружающим, как проявление терпимости к чужому мне­нию или поведению, способность простить обидчика, относиться к людям с физичес­кими недостатками как к равным.

Распространенным явлением в группе детей младшего школьного возраста стано­вится то, что кого-то ребята постоянно не принимают в игру, дразнят, обижают, меж­ду детьми происходят постоянные стычки, драки, проявляется агрессия. Отвержен­ность — это опыт, болезненный для тех, ко­го изгоняют, но и опасный для других.

Симптомами нетерпимости детей друг к другу являются оскорбления, использова­ние выражений, имеющих уничижитель­ный оттенок, негативные обобщения в раз­говорах о национальных группах, об инва­лидах, стариках или других людях, отлича­ющихся от них, попытки поставить своих одноклассников в неловкое положение, уверенность, что некоторые дети могут быть хуже или глупее в силу расовой, нацио­нальной или религиозной принадлежности, склонность к дискриминации некоторых детей, их преследованию, запугиванию и даже физическому насилию над ними.

У детей этого возраста чаще всего мож­но встретить временное, эпизодическое проявление терпимости, избирательное проявление толерантности к избранным, чаще к близким, людям, а к остальным — в зависимости от собственного настроения, желания или по просьбе авторитетного взрослого.

Дети младшего школьного возраста осознают свои переживания, чувствуют и понимают эмоциональное состояние друго­го, но эти знания ограничиваются опытом их собственного непосредственного обще­ния, а проявления толерантного отношения носят в большинстве своем конкретно-си­туационный характер. У младших школь­ников начинает формироваться отношение к себе как к субъекту и объекту чужой ра­дости, происходит развитие эмпатийных процессов, предполагающих вхождение в положение другого, идентификацию с ним. Базовым и в то же время самым подвиж­ным компонентом при этом является эмо­циональное состояние личности. Именно этот компонент позволяет выстраивать це­лостную систему развития терпимости у детей.

К концу дошкольного возраста дети об­ращают внимание на особенности другого человека, его характерные черты, действия. Ребенок овладевает собственными пережи­ваниями, привносит в них интеллектуаль­ные моменты.

Особенность ребенка заключается в остроте переживания за позитивный ре­зультат, стремлении немедленно удовлет­ворить свои желания. Чем беднее социаль­но-гуманный опыт детей, тем сильнее они переживают различия во взглядах и уста­новках, тем сложнее найти компромисс в ситуации.

Ученые, исследовавшие эту проблему, подчеркивают, что шести-семилетние дети знают моральные требования важности проявления терпимости и сочувствия к по­ведению своих товарищей, но не всегда им следуют. Это положение подтверждает значимость использования различных ви­дов деятельности для знакомства детей со способами позитивного восприятия взгля­дов и поведения, противоположных своим собственным установкам, осознания необ­ходимости регуляции своего поведения согласно правилам толерантности.

Воспитание толерантных взаимоотно­шений относится к области формирования социальных коммуникаций. Показателями степени социализации для младшего школьника являются: способность прини­мать на себя ответственность и контроли­ровать свои поступки; приобретение навы­ка умения действовать в соответствии с на­личной ситуацией; следование правилам, принятым в группе; способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события; способность пони­мать других людей на основе овладения ин­формацией.

С социализацией связан и определен­ный уровень тревожности ребенка. Низкий уровень тревожности говорит о хо­рошей адаптации ребенка к социальной среде. При всей демократичности общения взрослого с ребенком опыт подлинной то­лерантности дети получают лишь во взаи­моотношениях со сверстниками. В сообще­стве с ними ребенок ощущает равенство, свободно проявляет коммуникативную са­модеятельность, учится учитывать инди­видуальные особенности партнера, догова­риваться с ним.

Для формирования толерантных взаи­моотношений младший школьный возраст представляется наиболее благоприятным по многим характеристикам. Переход к школьному обучению и новому образу жиз­ни, связанному с положением школьника, в том случае, если ребенок внутренне принял соответствующую позицию, открывает воз­можности для дальнейшего формирования его личности.

Младшие школьники относятся к уче­нию как к серьезной, общественно значимой деятельности, их привлекают именно серьезные занятия, которые, являясь более сложными и трудными, требуют большого умственного напряжения, активизируют мысль учащихся, дают им новые знания и умения.

За период начальной школы ребенок приобретает новые ценностные ориентиры: от безусловного непререкаемого авторите­та учителя переходит к осознанию важнос­ти оценки себя и своих поступков товари­щами. Если в I—II классах отношения меж­ду детьми строятся преимущественно че­рез учителя (учитель выделяет кого-либо из учеников как образец для подражания, определяет суждения детей друг о друге, организует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки прини­маются и усваиваются учащимися), то к III—IV классам уже не только мнение взрослого, но и отношение к ребенку од­ноклассников определяет его положение среди других детей и обеспечивает пережи­вание им большего или меньшего эмоцио­нального благополучия. Таким образом, оценки товарищей, мнение детского кол­лектива становятся постепенно основными мотивами поведения школьника.

В этот период у детей возникают кол­лективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. Эти потреб­ности выражаются в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие.

Трудовая и игровая деятельности, при­сутствующие в жизни младшего школьни­ка, также имеют большое значение в фор­мировании толерантных взаимоотноше­ний. Игра, перестав у младшего школьни­ка быть ведущей деятельностью, тем не менее не исчезает, а сохраняет многие свои позиции, продолжает быть важной и в воспитательном, и в образовательном отношении. В любом возрасте игра для ре­бенка — способ принять участие во взрос­лой жизни.

Особое значение для установления не­конфликтных отношений имеют игры с правилами. Они требуют от участников ор­ганизованности, внимания и проявления воли. Поскольку в таких играх всегда несколько участников, которые должны действовать согласованно, речь уже можно вести об игре как о школе общения: дети приучаются действовать в соответствии с элементарными требованиями, которые предполагают коллективные действия. Обу­чение правильным взаимоотношениям ста­новится эффективнее, если в игре принима­ет участие взрослый. Игра становится еще более важной, еще более серьезной и прив­лекательной. В игре правила одинаковы для всех, взрослый выступает в равных позици­ях с ребенком, признает, поддерживает и по­ощряет его самостоятельность.

Еще одним важным условием успешно­го формирования толерантных взаимоот­ношений младших школьников является адекватная самооценка ребенка. Было уста­новлено, что уровень самооценки является показателем, выражающим умение взаимо­действовать с другими людьми, т.е. учиты­вать позицию другого, давать адекватную оценку самому себе.

Специальными исследованиями уста­новлены следующие причины появления у ребенка заниженной самооценки. Объек­тивные недостатки: низкий рост, неприв­лекательная внешность и т.п.; вымышлен­ные недостатки — мнимая полнота, кажу­щееся отсутствие способностей; неуспех в общении — низкий статус в группе, непо­пулярность среди сверстников; угроза от­чуждения в детстве — нелюбовь родите­лей, воспитание в «ежовых рукавицах» и т.п.; чрезмерная сензитивность к внешним оценкам, исходящим от значимых других, и т.д. Дети, имеющие заниженную само­оценку, не уверены в себе, боятся вступать в отношения с другими, держатся в сторо­не от общих дел, а при общении проявляют агрессивность.

Сегодняшним школьникам свойствен­ны эгоцентричные установки сознания. Эгоцентризм — это видение мира через призму только своих интересов, оценивае­мое как исключительно правильное. А от­сюда и нежелание принять и понять друго­го именно как Другого. В большинстве сво­ем дети не могут даже представить себе, что перед ними другая культура — с иной, сво­ей собственной, особой логикой мышления и поведения. Необходимым условием успешного формирования толерантных взаимоотно­шений младших школьников является по­ложительное отношение к изучению собственного «Я», способности анализиро­вать свои действия и поступки, критически осознавать свои особенности, видеть свои возможности.

Известно, что хорошим способом помочь ребенку реализовать себя является организа­ция педагогом различных видов деятельнос­ти, в которых ребенок может быть успешен. В группе, где наряду с учебной организованы и другие виды деятельности, показатели, от­ражающие уровень толерантности детских взаимоотношений, выше, чем в группах, где данный процесс ограничен только урочной деятельностью по предметам.

Как и общество в целом, система образо­вания должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе должна быть создана благоприятная среда для фор­мирования толерантных взаимоотношений.

С этой целью с I класса учитель вместе с родителями должен стремиться к понима­нию причин насилия и нетерпимости меж­ду детьми, воспитывать уважение к тем, кто чем-либо отличается от других, поощрять практику толерантного взаимодействия, поддерживать убежденность, что совершен­ное проявление толерантности — это ува­жение достоинства личности.

В процессе формирования толерантных взаимоотношений детей младшего школьного возраста, ре­шаются следующие задачи:

  • обеспечение планомерного усвоения учащимися необходимых знаний, связан­ных с формированием толерантных взаимоотношений;

  • развитие и поддержание у детей инте­реса к окружающим людям, чувство пони­мания и эмпатии;

  • формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков дру­гих людей;

  • повышение уровня самоконтроля сво­его эмоционального состояния в ходе взаи­модействия;

  • развитие творческих и организатор­ских способностей, активности и самостоя­тельности детей в процессе взаимодей­ствия.

  • осознание практического значения знаний, получаемых в процессе занятий.

Эти задачи можно решить в процессе специальных занятий с детьми, которые строятся в определенной логике.

На первом этапе «Про меня» ребенок получает возможность увидеть свой внеш­ний облик, задуматься о своем характере, о тех социальных ролях, которые он выпол­няет; осознать свои эмоции и попробовать управлять ими; понять свою значимость для других людей и ее причины. Здесь ре­шается вопрос о самоидентификации каж­дого ребенка и осознания им картины мира. Одновременно он знакомится с другими детьми. Чем лучше ребенок осознает свою единственность и уникальность, тем легче оказывается ему со временем понять уни­кальность других людей, определение цен­ности человека по тому, что он способен сделать хорошего.

Занятия второго этапа «Про тебя» при­водят ребенка к открытию, что каждый че­ловек для кого-то — свой, что каждый для себя является личностью. Личное богатство человека обусловлено тем, сколько людей воспринимают его личность как нечто близкое им и родное, что необходимы зна­чительные душевные усилия, чтобы стать значимым для других. Ребенок изучает дру­гого, сравнивает его с собой, учится адек­ватно интерпретировать его личностные проявления.

На следующем этапе «Про нас» ребенок исследует объединения людей, в которые он сам включен, которые для него наиболее значимы. Значимой для усвоения является мысль, что человеку хорошо в той семье и в том коллективе, где ценность коллектива не подавляет каждого человека; а он, в свою очередь, добровольно ограничивает себя ра­ди других; где люди умеют договариваться между собой.

Учителя, которые целенаправленно за­нимаются воспитанием школьников в духе толерантности, отмечают, что при успеш­ной работе дети не употребляют оскорби­тельных выражений и намеков, с уважени­ем относятся к другим языкам и к тем, кто на них говорит; поощряется участие всех детей в общих занятиях, школьники отно­сятся друг к другу с взаимным уважением; каждый может выразить свое мнение по по­воду классных дел. Свои взаимоотношения дети строят не на агрессии и оскорблениях, а стараются внимательно слушать и слы­шать, разобраться; используют совет, пред­ложение, согласие. Если что-то не получа­ется, то поддержат, утешат, помогут. Благо­желательность — общее определение таких взаимоотношений.

В качестве иллюстрации характера ра­боты по формированию толерантных взаимоотношений приведу пример несложно­го упражнения, в ходе выполнения которо­го дети учатся понимать, что несмотря на внешнее различие, все люди очень похожи.

Соберите группу детей и дайте каждому по апельсину. Попросите участников заня­тия «познакомиться» со своими апельсина­ми. Пусть дети обследуют их: понюхают, ощупают, подкинут в воздух и прокатят по полу. Через несколько минут соберите апельсины в корзину. Предложите каждому найти свой апельсин в общей куче. А теперь спросите, как же каждый их них опознал «свой» апельсин? Вы получите самые раз­ные, но обстоятельные ответы. «Мой апель­син был очень большим», — ответит один. «Мой апельсин был самым красивым», — скажет другой. «А у моего апельсина были ямочки и вмятины», — заметит третий. Эти ответы могут побудить детей к суждению о том, что и люди все разные, у них разные «ямочки и вмятины». После этого снова со­берите апельсины. Почистите их и положи­те в корзину уже без кожуры. Попросите те­перь детей отыскать свои апельсины. Их растерянность окажется очень важной: «Но ведь они абсолютно одинаковые!» В ходе обсуждения возникает вывод: люди, как апельсины; такие разные снаружи, они ока­зываются очень похожими внутри.

Итак, чтобы дать детям представление о различиях между людьми, вам понадобится пятнадцать минут времени и корзина с апельсинами, но чтобы этот урок был понят и усвоен, понадобится целая жизнь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!