СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формулировка темы урока в начальной школе с помощью кроссенса (из опыта работы)".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье учителя начальных классов познакомятся с опытом использования приёма кроссенса (приёмом развития логического и творческого мышления учащихся)  на уроках в начальной школе. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формулировка темы урока в начальной школе с помощью кроссенса (из опыта работы)".»

Формулировка темы урока в начальной школе с помощью кроссенса.


Шевченко Елена Владимировна,

учитель начальных классов

муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

«Школа № 5 города Благовещенска»


Французский педагог Селестен Френе во вступлении к книге «Преобразуем школу» писал: «И сотворили школу так, как велел дьявол... Ребенок… любит говорить — ему приказали молчать. Он стремится понять — ему велели учить наизусть. Он хотел сам искать знания — ему они даются в готовом виде... И вот что произошло. Как хотел дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились и счастья, и здоровья. Пропали любовь и доброта. Мысли стали сухими, души зачерствели, сердца озлобились» [1, с. 3].

Не допустить, так называемых, «дьявольских проделок» - задача современного учителя, реализующего ФГОС. Стандарты предполагают использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Стандартами второго поколения предусмотрено формирование и развитие метапредметных универсальных учебных действий. Важно, чтобы учащийся сам смог формулировать тему, проблему урока, определять для себя учебные задачи. Тогда у него будет и мотивация, и познавательный интерес, и самостоятельность мышления.

Значимый аспект урока – это его тема. Тема урока – главный предмет излагаемых знаний. Она предполагает постановку проблемы, предопределяет отбор учебного материала. На современном уроке тема, как правило, формулируется самими обучающими. В арсенале учителя есть множество методов и приемов, позволяющих «подвести» ребенка к формулировке темы урока. Один из них – прием кроссенс. С помощью данного приема можно «зашифровать» тему урока. Приём хорош тем, что служит средством развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления учащихся. А это значит, помогает формировать все виды универсальных учебных действий. То есть, кроссенс – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.

Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики». [2].


1

2

3

8

9

4

7

6

5


Изображения расставляются так, чтобы каждая картинка имела связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяла по смыслу сразу несколько картинок. Задача - найти ассоциативную связь между соседними картинками (то есть имеющими общую сторону). Начать разгадывать кроссенс можно с любой картинки, но центральным является квадрат под номером девять. Картинка в девятом квадрате, по желанию, может быть связана по смыслу со всеми изображениями. Но обычно устанавливают связи по периметру между квадратами («основа»), а также по центральному кресту («крест»).

Для того чтобы составить кроссенс, нужно определить его тему (в нашем случае – это тема урока), выделить девять элементов, имеющих отношение к данной теме (среди них могут быть понятия, с которыми учащиеся знакомились на предыдущих уроках); найти связь между этими элементами и подобрать изображения, иллюстрирующие данные элементы.

Учитель может составить кроссенс сам, а может предложить составить его детям. Создание обучающимися собственного кроссенса – более сложная работа. Но, как показывает практика, дети справляются и с этой задачей, если учитель заранее подберет необходимые картинки, а ученикам останется лишь связать их по смыслу и, дойдя до центрального квадрата, определить тему кроссенса, а значит и тему урока.

Так, на уроке ОРКСЭ по теме «Дружба» ученикам четвертого класса было предложено разгадать кроссенс и определить тему урока. При этом использовалась фронтальная форма работы.

Кроссенс был составлен следующим образом:


1

2

3

8

9

4

7

6

5


Вот что у нас получилось:

1 - «Улыбка» - результат хорошего настроения, с улыбки мы начали урок.

2 – Всем известно, что дружба начинается с улыбки (песня об этом звучала в мультфильме «Крошка Енот»).

3 – Енот – крошка и при разламывании хлеба, булок тоже бывают крошки.

4 – Крошки хлеба лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.

5 – Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».

6 – Она отрывала лепестки и они летели, как может лететь воздушный шарик.

7–Шарик – это предмет, но может быть кличкой собаки.

8–собака – друг человека.

9 – у человека тоже есть друг.

Расшифровываем центральный крест: друг – это тот, кто, поделится улыбкой (Крошка Енот), поможет в трудную минуты (кормушка), с которым можно поиграть (шарик) и который тебя поймёт (мальчик). Вероятно, на уроке речь пойдет о дружбе.

На уроке окружающего мира в четвертом классе по теме «Путь крови» обучающиеся составляли кроссенс, работая в парах.

Предлагаю фрагмент урока.

Учитель:

- Достаньте из индивидуального конверта картинки и поле из девяти клеток. Составьте из них кроссенс, воспользовавшись клеем. Картинку с вопросом приклейте в центр поля. Это место для темы сегодняшнего урока, которую вы должны будете разгадать. В первый квадрат, если вы согласны, поставим поезд. Ведь именно на нём мы отправились в путь. Приклейте остальные картинки, объединяя их по смыслу. Найдите совместное решение кроссенса с соседом по парте.

Вот один из вариантов решения кроссенса:



1

2


3

8

9

?


4

7

6

5


Объяснения детей:

  1. Поезд. На нём отправляются в дорогу.

  2. Поезд идёт по рельсам – железная дорога. Железнодорожный путь.

  3. У реки тоже есть свой путь – русло.

  4. Из реки вода попадает в водопроводную трубу.

  5. Из неё вода попадает в дом. Капля за каплей собирается в единый поток и бежит из крана.

  6. Вода – жидкость. Кровь человека – это тоже жидкость.

  7. Кровь имеет красный цвет. Сердце тоже красное.

  8. Сердце – орган человека.

Учитель:

- Какая же связь между картинками, образующими «крест»? Что изображено на картинках, образующих крест? – кровь, человек, путь, водопроводная труба (кровь в организме человека проходит путь по своим «трубам»).

Учитель:

- Какова же будет тема сегодняшнего урока? (Путь крови.)

Учитель прикрепляет картинку, символизирующую тему урока. Например:


Четвероклассники располагали картинки и в другой последовательности, находя между ними связь. Но в итоге оказалось, что все они связаны с темой «Путь» (или движение) крови.

Использование приема кроссенс позволяет учителю показать практическое применение знаний и связь изученного с жизнью, установить межпредметные связи с другими школьными дисциплинами, активизировать знания детей по ранее изученным темам. При разгадывании кроссенса у обучающихся развиваются коммуникативные и регулятивные умения, навык работы с информацией, повышается любознательность и мотивация к изучаемому предмету.


Литература:

1. Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. Часть 3. Ростов – на – Дону: ЗАД «Книга»; изд-во «Учитель», 2008. - 208 с.

2.Абрамова Ю.А. Кроссенс как средство развития логического и творческого мышления обучающихся. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:R4fJ91ZWJ7kJ:www.ped-znanie.ru/conference0426/1115.doc+&cd=7&hl=ru&ct=clnk&gl=ru

(дата обращения:06.12.2005)

Источники изображений:

http://vserisunki.ru/papka2/gybi/guby_mini2.png

http://gamejulia.ru/images/i/kroshka-enot.jpg

http://drupal.ru/files/bread_crumbsjpg.jpg

http://xn--80ahac3cgy2cp8b.xn----7sbab3bbulzjlg7dvg.xn--p1ai/sus4_0/image/9e08b3a73a6309a9202d10d9924ef920.jpg.jpg

http://www.playcast.ru/uploads/2014/06/10/8890903.png

http://900igr.net/data/tsvet-i-forma/Krug.files/0030-021-Vozdushnyj-sharik.jpg

http://xn--80afdys4h.xn--80achbdub6dfjh.xn--p1ai/upload/images/news/%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B02.jpg

http://www.graycell.ru/picture/big/maugli.jpg

http://lib.rus.ec/i/1/181601/i_015.jpg

http://krascavs.ru/assets/images/content/kids_train.jpg

http://demiart.ru/forum/uploads4/post-12561-1257687960.jpg

http://www.profil-stal.ru/sites/default/files/kr5_0.jpg

http://sitewater.ru/images/water_drop_bg.jpg

http://i4.istockimg.com/file_thumbview_approve/32452320/5/stock-illustration-32452320-test-tube-with-blood.jpg

http://icons.iconarchive.com/icons/succodesign/love-is-in-the-web/512/heart-icon.png

https://userscontent2.emaze.com/images/7d768cd6-867e-412e-94fe-d7f7d2235976/435b3a22-38a5-48b1-b2f0-03d335928417.png




Электронная почта:

[email protected]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!