СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "И что за диво этот лес!" (по творчеству И.И.Шишкина)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья представляет собой подробное исследование творчества русского пейзажиста И.И. Шишкина.

Просмотр содержимого документа
«Статья "И что за диво этот лес!" (по творчеству И.И.Шишкина)»

МБОУ «Стародрожжановская средняя общеобразовательная школа №1» Дрожжановский муниципальный район Республики Татарстан



Секция 1: «Шишкин на все времена»



Исследовательская работа



Тема: «И что за диво этот лес!»







Автор работы:

Калимуллина Василя Ринатовна

ученица 9-го класса

МБОУ «Стародрожжановская сош№1»

Руководитель:

Ахметова Алина Александровна

учитель искусства









Дрожжановский район/ 2017 год

Содержание.

Введение

Цели и задачи.

Основная часть

    1. Биография Иван Ивановича Шишкина. Шаги к миру искусства и процветание его творчества.

    2. Природа в творчестве И. И. Шишкина. Анализ и история картины «Корабельная роща»

Заключение

Список используемой литературы



























Введение.

«Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.»
В. В. Стасов

Я считаю, что природа, а особенно её леса являются неиссякаемым источником вдохновения живописцев, прозаиков, поэтов, композиторов- людей творческих, одаренных, талантливых! Лес – это целый мир, полный жизни, который славится своим непредсказуемым, разнообразным и загадочным пейзажем.Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Я как любительница творчества не могу оставаться безразличной к чарующей красоте леса, при ее виде так и хочется взять кисти, акварель, альбом и передать всю ослепительность пейзажа на одной картине. Изображение леса- это одно удовольствие, прекрасное времяпровождение и отличный способ расслабиться, набраться душевных сил и энергии.

Нет, пожалуй, такого художника, который не черпал бы свое вдохновение из бездонного и богатого леса. Их вдохновляет созерцание природы. Художники особенно тонко видят её краски, оттенки. Когда, талантливый художник вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира с помощью красок.В особенности это свойственно знаменитому пейзажисту Ивану Ивановичу Шишкину. Именно он преклонялся перед русской природой, она стала его частью существа. Он любил ее больше всего на свете, и потому взгляд его на природу был удивительно оптимистичным.

Цель исследовательской работы выяснить, какую роль в творчестве И. И. Шишкина играет русская природа, в особенности леса; - раскрыть тему «Шишкин на все времена», тем самым показать, что И. И. Шишкин- русский пейзажист, «царь леса».

Для реализации данной цели мы поставили задачи:

  • Рассмотреть биографию И. И. Шишкина

  • Определить какую роль сыграла русская природа в творчестве И. И. Шишкина

  • Проанализировать его картину

































Cодержание.

    1. Биография Иван Ивановича Шишкина. Шаги к миру искусства и процветание его творчества.

Шишкин родился в Елабуге в семье небогатого купца 13 января 1831 года. Его отец, Иван Васильевич Шишкин был предпринимателем и инженером, археологом и краеведом, автором “Истории города Елабуги”. Интерес к живописи у сына вызывал в нём одобрение. Мальчику покупали краски, бумагу, нанимали хороших учителей. Иван в детстве даже разрисовал забор своего дома, о чём сохранились сведения в архивах его родного города. Отецхвалил его за успехи в рисовании, вместе с ним занимался резьбой по дереву и в итоге, дал согласие на его отъезд в Москву, для обучения в Московском училище живописи. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу, для доказательства этих слов обратимся к его записям в дневнике:

"Пейзажист - истинный художник, он чувствует глубже, чище. Природа всегда нова ... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы ..."

В 1856 году, во время окончания училища, творческие интересы Шишкина, выделявшегося среди своих товарищей выдающимся талантом, заметно определились. Как пейзажист он уже приобрел некоторые профессиональные навыки. В конце года студенты заполняли опросные листы по специализации. Иван написал: "Желаю быть пейзажистом". Один из студентов, заглянув в его листок, сказал: 
- Ну конечно, что Шишкину еще рисовать? Ясно - шишки лесные!
Все хором захохотали.

Но насмешки студентов на него не оказывали влияния, он хотел достичь свою цель: приблизиться к природе и показать все величие русской красы. Устойчивость, целенаправленность и стремление- лучшие качества Шишкина, которые помогли ему построить карьеру художника.

С 1857 года он продолжил обучение в Императорской Академии художеств, который находился в Санкт - Петербурге. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали.

Профессор портретной живописи А.Н. Мокрицкий обучал Шишкина в академии, именно он увидел в нем любовь к пейзажу и помог ему развиваться в правильном направлении, поддерживая его и давая советы.

Шишкин в период обучения не особо проявлял подражательность, но некоторые влияния коснулись и его. Это относится к творчеству великого пейзажиста А. Калама. А. Мокрицкий, оценивая влияние пейзажиста к молодому художнику, пишет к Шишкину в Петербург 26 марта 1860 года:

"Я помню. Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки Ваши напоминают Калама - я не вижу; в манере Вашей есть нечто свое... Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Манер есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно связан с личностью художника-автора и способом, и степенью его понимания предмета и обладания техникою искусства. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре, а не усвоил его себе несознательно".

Таким образом, Мокрицкий подчеркивает индивидуальность и своеобразность манеры Шишкина, обращая внимание на то, что не нужно подражать к какому- либо художнику.

Получая право на поездку за границу, в 1861 году он отправился в Мюнхен,  затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. Потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Некоторые его работы, произвели впечатление на иностранцев, тем самым их поместили в Дюссельдорфском музее рядом с работами европейских мастеров.

В 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. Ежегодно выставлял свои работы в академии, затем после учреждения Товарищества передвижных выставок, производил рисунки пером.  Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста.

В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.

И. И. Шишкин посвятил всю свою жизнь искусству: от рождения до самой смерти. Он умер, как истинный художник, преданный своей работе.













    1. Природа в творчестве И. И. Шишкина. Анализ и история картины «Корабельная роща»

Я хочу начать с того, что во время учебы Шишкин задавался вопросом, почему так завораживают красочностью и яркостью пейзажи Италии и Швейцарии, разве нельзя добиться того же, рисуя родные просторы. Он правильно подметил то, что нужно обращаться к русскому, к истинной красоте России, ведь её великолепие ни с чем не сравнимо. Именно из-за любви к России, к её богатым пейзажам и духовной связи с природой он стал мастером отечественного пейзажа.

Природа для Шишкина - само благородство, именно она может облагородить человека и непосредственно, и в воспроизведении ее искусством. Он обладал некой связью, которая известна своей загадочностью и слиянием природы и человека. Его личность растворялась в царстве природы в восторге от неё. Шишкин возвышал её прекрасные творения, расхваливал её величие и могущество. Исходя из его картин, можно сказать, что внутренний мир Шишкина полностью привязан к природе, он будто воспевает вместе с ней в один голос и идет в одном направлении. Художник безумно любит лес, регулярно уходя в него с самого раннего утра, и без усталости работает над этюдами и набросками. Нельзя не отметить, что на его картинах лес всегда величественный, и даже носит торжественный характер.Шишкин трудился над своими картинами с таким усердием и старанием, что порой кажется, что каждый листочек на дереве и каждая травинка не оставлена им без внимания.

Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В природе всё ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево или даже опавший листик. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу - в Сокольниках, изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главной целью. Он обладал сильной жаждой художественного исследования природы. Он сосредоточил внимание на фрагментах природы: осматривал, прощупывал, изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, виды трав. Его воодушевление руководило кистью художника и толкало его на создания новых творческих шедевров. Шишкин внес новизну в искусство, изображая обширный мир непримечательных природы.Не зря И. Крамской говорил: "До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало". Действительно, русская природа долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. Шишкин считал, что Россия- страна пейзажей. И не смотря на то, где бы он не путешествовал, какие бы европейские красоты он не видел, его тянуло домой, ему хотелось писать именно русскую природу.

Одной из его знаменитых и ярких работ, изображающий русскую природу, является «Корабельная роща», написанная в 1898 году. Известно, что его полное название – это «Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги». На создание этого полотна художника вдохновила красота родного края- Елабуги. Именно родной край занимает особую любовь в сердце человека, именно она воодушевляет его. Эта картина написана под впечатлением родных и памятных мест.

Картина величественна и прекрасна. Создаётся ощущение неизбывности, неиссякаемости красот русской природы.Лес носит величественный характер, внушая трепет перед своим могуществом и силой,но в тот же момент он передал его светлое спокойствие, о чем не трудно догадаться из-за богатого ассортимента оттенков. Природа на картине представлена во всей её красе: со всеми ей богатствами и формами растительности.

Сама картина носит теплый характер, что обуславливается использованием теплых цветов и оттенков. Опушка леса, озаренная солнечными лучами, будто радуется свету. Вся картина пронизана теплом: солнечными лучами. Погружаясь в эту картину, можно ощутить всю ясность и легкость летнего дня, что согревает душу и оставляет в ней светлые пятна.

Наряду с хвойным лесом, Шишкин изобразил и лесной ручей, вытекающей из-за деревьев. Вода в нем прозрачная и чистая.

В картине отсутствуют яркие краски, художник использовал только те цвета, которые присуще лесу. В своей работе он показывает естественность леса. Шишкин считает, что природа должна изображаться в истинных её тонах и красках, потому что она и так идеальна, нет смысла её приукрашать.

В полотне живописца красноречиво выражены коренные качества русского пейзажа с характерным для него сочетанием могучих вертикалей и горизонталей, спокойной гармонией масс земли и неба

Композиция притягивает и сковывает сознание ощущением уюта, чего-то очень привычного, как будто выхваченного из детства. На этой картине чувствуется спокойствие, тишина и умиротворение.

Мне эта картина нравится именно тем, что, смотря на нее, появляется душевный покой, вселяется теплота и освещается внутренний мир. После чего в голове возникает мысль: «И что за диво этот лес!»

















Заключение.

Таким образом, природа и творчество И. И. Шишкина неразрывно связаны. Всё свое творчество художник посвятил именно пейзажу, а в особенности русскому. Он подходил к природе не только как художник, увлеченный красотой, но и как исследователь, изучающий ее формы. Шишкинские пейзажи уже давно перестали быть всего лишь явлением в искусстве, они неразрывно связаны с русской природой, они – будто она сама.

Подведя итог всему сказанному, спешу заметить, что в среде молодых художников И.И. Шишкин пользовался уважением, несмотря на то, что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы.

Молодёжь не могла не признавать в нём глубочайшего знатока и вдумчивого изобретателя русской природы, не могла не оценить его высокого мастерства. Этюды, рисунки, офорты  И.И. Шишкина были той наглядной «живой школой» о которой говорил своё время Крамской. Этой же школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам И.И. Шишкин, его опыт, его знания, его непосредственные занятия с ними.

Сам  И.И. Шишкин в поздние годы, сохранил верность своим принципам и выработанной годами манере, внимательно присматривался к работам молодых, старался и в собственное творчество вносить нечто новое, при том, что в сложной, противоречивой художественной жизни кануна XX века он неизменно оставался ярким представителем искусства, носителем лучших традиций передвижничества.

Соглашусь с высказыванием В.В. Стасова, что И.И. Шишкин - художник народный.

Я каждую его картину готов воспеть, душа поёт.

Какой простор! Художник дивный!

Какая мощь! Какой полёт!

Российский дух и образ в нём

В пространствах мощных воплощён.

От Бога, видимо, дана

Ему эпичность полотна,

И прямота и простота.

И откровенности черта,

И силы духа высота.

(Лирика гражданская 2005год)

На мой взгляд, цель, поставленная  мною в исследовательской работе достигнута, задачи выполнены в полном объёме.

Шишкинская любовь к природе, не смотря на пройденные годы, до сих пор не угасла. Она живет и процветает в его шедеврах искусства.



























Список используемой литературы.

1. Аполлон: Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь./Под общ. ред. А.М. Кантора.- М.,1997.

2. Все о живописи./ Сост. А. Стургис.- М.: БММ АО,2002.

3. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя.- Л.,1990.

4. И.И. Шишкин. Альбом./Сост. Н. Н. Новоуспенский.- Л.,1990.

5. Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа.- М.,1999.

6. Манин В.С. Иван Шишкин.- М.: Слово, 1997.

7. Пейзаж. Страницы истории./Авт.- сост. К. Г. Богемская.- М.: Галактика,1992.

8. Сапего И.Г. Предмет и форма: Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы.- М.,1984.

9. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность.- М.,1984.

10. Ткач М.И. Энциклопедия пейзажа.- М.: ОЛМА ПРЕСС Образование,2002.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Шишкин,_Иван_Иванович


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!