СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Игра как элемент здоровьесбережения на уроках биологии»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Катастрофическое снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и особенно детей и подростков – неопровержимый факт, реальность нашего времени, которая вызывает тревогу у специалистов и государственных деятелей во всем мире. Человек – абсолютная ценность общества, а его здоровье гарантия гармонического развития социума, залог политической стабильности и экономического прогресса государства.

Именно поэтому проблема сохранения и развития здоровья человека в динамично меняющихся экологических условиях стала предметом пристального внимания в науке и практике, и так много профессий связаны с поиском и разработкой путей ее решения.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Игра как элемент здоровьесбережения на уроках биологии»»


Использование здоровьесберегающих

технологий на уроках биологии.

Объект исследования: здоровьесберегающие технологий. Предмет исследования : Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.

Цель исследования ; изучить использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.

Гипотеза; использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологи положительно сказываются на качестве обучении

Методы исследования ;общетеоретический ,теоретический, эмпирический, социологический, самонаблюдение.

Срок проведения исследования ; сентябрь 2015-февраль 2016 г

Катастрофическое снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и особенно детей и подростков – неопровержимый факт, реальность нашего времени, которая вызывает тревогу у специалистов и государственных деятелей во всем мире. Человек – абсолютная ценность общества, а его здоровье гарантия гармонического развития социума, залог политической стабильности и экономического прогресса государства.

Именно поэтому проблема сохранения и развития здоровья человека в динамично меняющихся экологических условиях стала предметом пристального внимания в науке и практике, и так много профессий связаны с поиском и разработкой путей ее решения.

Ценность и значимость этих исследований несомненна. Прежде всего их результаты – необходимая база для разработки ключевых подходов к сохранению и укреплению здоровья.

Изучение факторов, вызывающих негативное или позитивное влияние на организм человека, составляет фундаментальную основу для разработки технологий сохранения и укрепления здоровья, обеспечивает содержательный компонент при создании систем личной и коллективной безопасности жизни.

Все чаще и чаще ученые, авторы оздоровительных технологий обращают внимание на то, что в реальных условиях здоровье человека во многом зависит от его умения выбирать из множества общепризнанных и достаточно популярных способов и приемов оздоровления наиболее оптимальные для его организма в зависимости от реальной ситуации. В таких ситуациях правильный выбор не редко не только обеспечивает поддержание нормального состояния организма, достаточную работоспособность и устойчивость к негативным факторам, но выступает гарантом сохранения здоровья, а часто и жизни человека. Для этого человеку необходим определенный уровень информированности в области оздоровительных и здоровьесберегающих технологий.

Знание о здоровье и окружающей среде, способах и средствах их оптимизации важны не только в профессиональной деятельности, но и лично для каждого человека.

1Актуальность выбора темы определила крайнюю необходимость оптимизации образовательного процесса изучения курса биологии человека с целью сохранения физического, психологического, духовно-нравственного здоровья учащихся. Поэтому целью является разработка системы деятельности преподавателя биологии по сохранению и укреплению здоровья учащихся, изучая курс биологии человека в 8 классе. Причем, важно не только сохранить здоровье ребенка в период обучения. Главное – сформировать компетенцию молодого человека в сфере управления своим здоровьем, чтобы он мог добиваться успеха в жизни без ущерба для здоровья. Для этого он должен иметь мотивацию, обладать знаниями и навыками здоровьесберегающего поведения, позволяющего оптимально адаптироваться в постоянно меняющихся, преимущественно вредных условиях жизни. Критериями эффективности данной системы могли бы быть показатели уровня здоровья (интегральный критерий), уровень воспитанности и сформированности жизненных ценностей, уровень медико-гигиенических знаний, навыков здоровьесберегающего поведения.

Работа преподавателя курса биологии человека для 8 класса по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении осуществляется по следующим направлениям:

  1. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.

  2. Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

  3. Организация оздоровительной работы.

2. Формирование здорового образа жизни учащихся в образовательном учреждении

Наиболее часто употребляемым определением здоровья является формулировка ВОЗ: здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Среди факторов, формирующих здоровье, ведущее место занимает образ жизни (50%). Следовательно, основные усилия по сохранению и укреплению здоровья должны быть направлены на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). ЗОЖ – это такой образ жизни, который обеспечивает сохранение и укрепление здоровья, помогает стойко переносить различные психологические и физические нагрузки, включая природные, социальные, личностные, без срывов в болезнь. Образ жизни – сложная категория, включающая уровень и качество жизни (социально-экономические категории), стиль жизни (стереотипы поведения), уклад жизни (порядок жизни: городской, сельский, кочевой). В большинстве случаев, употребляя термин «образ жизни» мы имеем в виду «стиль жизни».

Большинство концепций формирования ЗОЖ основывается на:

  • идее превентивного (предохраняющего) воздействия;

  • идее успешного решения частных проблем профилактики заболеваний в рамках осуществления комплексного подхода к обучению и формированию ЗОЖ;

  • идее положительного влияния высокой личностной самооценки на формирование негативного отношения к употреблению психоактивных веществ,

  • идее престижности и экономической выгодности здоровья в условиях перехода постиндустриального общества к информационному, наличия зависимости между здоровьем и достижением жизненного успеха.

Формирование здорового образа жизни, культуры здоровья, гигиенического образования и воспитания учащихся на уроках биологии включает:

  • организацию и проведение уроков курса биологии человека с включением разделов формирования ЗОЖ, уроков здоровья;

  • реализацию образовательных программ по профилактике социально-значимых заболеваний;

  • проведение внеклассных мероприятий (праздники, недели, здоровья);

  • организация научно-исследовательской работы учащихся.




Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. В последнее десятилетие поводом для особой тревоги общества является низкий уровень физического и психологического здоровья детей и подростков. Изучение состояния здоровья учащихся показало, что за последние 10 лет значительно увеличилась доля детей, имеющих хронические заболевания, нарушение осанки, а также нарушения зрения. В структуре хронической заболеваемости ведущее место занимали болезни органов пищеварения, ЛОР-патология, аллергические заболевания. У трети школьников зарегистрированы нарушения функционального состояния нервной системы и органов чувств. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами система образования вносит существенный вклад в негативное влияние на здоровье школьников (по данным специалистов до 20-40%). Значение школы в формировании здоровья детей занимает исключительное положение в силу ряда причин:

  • в школе формируется мировоззрение и система ценностей молодого поколения;

  • функциональная незрелость детского организма делает его особенно восприимчивым к негативным факторам;

  • специфика города усиливает роль школы в формировании духовно-нравственного, психологического и физического здоровья учащихся.

3. Создание здоровьесберегающей образовательной среды

Образовательная среда подразумевает не только условия обучения (выполнение требований к размещению и планировке земельного участка, здания, помещений, световому и воздушно-тепловому режиму), но и организацию учебного процесса. Работа преподавателя биологии по созданию здоровьесберегающей образовательной среды включает:

  • приведение содержания обучения в соответствие с возрастными психофизиологическими возможностями и потребностями детей, а также с программами по другим предметам;

  • организацию учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих профилактику школьного стресса;

  • создание благоприятной внешней среды, соблюдение гигиенических требований к условиям обучения.

Формирование навыков рационального поведения невозможно без создания благоприятной образовательной среды. Бесполезно вести разговор о здоровье в душном или холодном помещении, при напряженном психологическом климате, загружая ненужной и неинтересной информацией. На уроках соблюдаются гигиенические требования к условиям обучения и организации образовательного процесса. Актуализация проблемы внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ориентирует на активные формы обучения, переход от репродуктивных к продуктивным формам существенно повышает напряженность ученического труда. Особую актуальность приобретает изучение новых педагогических технологий с точки зрения здоровьесбережения. Развивающее обучение всецело поддерживает и внедряет на своих уроках именно эти приоритеты. Анализ уроков по формированию у учащихся здорового образа жизни см. в Приложении 2.


методические рекомендации в структуре урока: динамические паузы, физкультминутки, смена занятий и форм работы; организацию отдыха.

Важную роль в формировании здоровья учащихся играет правильное рациональное питание. В нашей школе учащиеся начальных классов питаются все, дети 5-9 классов – от 20% до 74%, в 10-11 классах питаются большинство учащихся. К старшим классам количество питающихся увеличивается, что связано с большими нагрузками и увеличивающимся количеством уроков. Задача преподавателя-биолога – сформировать понятие о рациональном питании на уроках курса биологии человека и родителям (на родительских собраниях) необходимость регулярного питания. На уроках необходимо также создать для учащихся доброжелательную атмосферу.

Следует также учитывать заболеваемость учащихся, уровень напряженности, режим дня (см. Приложение 7), двигательную активность, организацию учебного процесса, а также степень утомления и динамику работоспособности в зависимости от дня недели и времени проведения урока, т.е. расписание учебных занятий. На уроках организуются информминутки, консультации по предупреждению перенапряжения, организации режима дня, правильного питания, организации и проведения закаливающих процедур. При анализе двигательной активности школьников наблюдается стоический дефицит подвижности – дети не делают утреннюю гимнастику, пешая ходьба ограничивается только дорогой до школы и обратно (компенсация происходит только в выходные дни и каникулярное время). Обращает на себя внимание высокий уровень заболеваний, характерных для экологически неблагоприятных районов: ЛОР-заболевания (хронический тонзиллит, фарингит, отит и т.д.), аллергические и кожные заболевания, заболевания зубов (кариес, ортодонтические отклонения). Скорее всего, это можно объяснить влиянием промышленных выбросов предприятий поселка, а также выхлопными газами автотранспорта. Таким образом, необходимы следующие

4. Организация оздоровительной работы

Целью является обоснование коррекционно-оздоровительных мероприятий, которые базируются на четком знании строения и основ функционирования своего организма. Самооценка уровня здоровья учащимися дана в Приложении 3. Оздоровительная работа преподавателя-биолога включает непосредственное проведение оздоровительных мероприятий, разбор методик их проведения, анализ теоретического материала курса биологии человека для осмысленного их проведения и понимания их значения самими учащимися. В целях профилактики нарушений зрения и для его улучшения проводились упражнения для профилактики утомления глаз (офтальмотренаж). Во избежание нарушений осанки и сколиоза в теме «Опорно-двигательная система» разбирались правила по гигиене данных нарушений системы органов. Для профилактики респираторных заболеваний при изучении темы «Дыхательная система» рассматривались гигиенические мероприятия сохранения данной системы здоровой. На уроках с учащимися, а также на родительских собраниях и в беседах с родителями анализировались памятки на темы: «Некоторые закономерности запоминания», «Условия поддержки работоспособности», «Приемы психологической защиты», «Девять правил, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования (Д. Карнеги)», «Памятка учащемуся для подготовки к переводным экзаменам» (см. Приложения 4-6). Все оздоровительные мероприятия способствовали повышению физической и умственной активности детей, их заинтересованности в собственном здоровье и здоровьесберегающих факторах

Заключение. Практическая значимость

Основными направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся при изучении курса биологии человека являются:

  1. Формирование при изучении систем органов человека понятий о здоровом образе жизни (ЗОЖ), о культуре здоровья, таким образом, гигиеническое образование и воспитание учащихся.

  2. Создание здоровьесберегающей образовательной среды на уроках, переменах, в семье (при работе с родителями).

  3. Организация оздоровительной работы.

  4. Привлечении детей в исследовательских проектах по ЗОЖ и выступление на Сатпаевских чтениях , способствует развитие интереса к этой проблеме .

Таким образом, в ходе исследовательской работы я решила все поставленные задачи экспериментальным путем выявила , что моя гипотеза использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологи, широко внедряется в практику преподавания и положительно сказываются на качестве обучении

Основные виды деятельности:

  • учебная

  • методическая

  • организационная

  • диагностическая

  • коррекционно-профилактическая

  • научно-исследовательская.

Результаты осуществления комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья учащихся:

  • допустимый уровень сформированности качеств здоровой личности учащихся;

  • удовлетворительный уровень медико-гигиенических знаний учащихся;

  • положительная динамика здоровьесберегающего поведения учащихся (рационализация режима дня, питания и т.д.)

Практическая значимость данного исследования заключается в разработке практических методик и рекомендаций для учителей биологии по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках .

Список литературы

  1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. – М.: Знание, 1981. – 176 с.

  2. Адылханов А.С., Рахманов Б.Д., Брусенко З.Г. Аспекты валеологии «Как быть здоровым» для учащихся школ (методические рекомендации). – Алматы, 1997. – 40 с.

  3. Алимкулова Р. и др. Биология: Учебное методическое пособие: Для учителей 8 классов общеобразовательной школы. – Алматы: Атамұра, 2004. – 176 с.

  4. Алимкулова Р. и др. Биология: Человек и его здоровье: Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамұра, 2004. – 224 с.

  5. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М.: Издатель Рассказов Ъ, 2002. – 303 с.


Приложение 1

Рекомендуемые темы уроков в рамках курса биологии человека 8 класса для повышения мотивации, приобретения учащимися знаний и навыков здоровьесберегающего поведения

Тема «Введение»

Здоровье и образ жизни. Методы самоанализа.

Здоровье индивидуальное, семейное, общественное.

Резервные возможности организма.

Тема «Общая характеристика нервной системы»

Изучение и оценка состояния утомления, переутомления.

Влияние алкоголя на организм.

Алкоголизм как социальная проблема.

Клещевой энцефалит.

Тема «Органы чувств»

Я и мои чувства.

Умение слушать.

Как меня видят другие.

Тема «Опорно-двигательная система»

Движение и здоровье. Двигательный режим. Утренняя гимнастика.

Влияние спортивных тренировок на растущий организм.

Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам. Профилактика срывов.

Изучение и оценка физической работоспособности.

Экспресс оценка уровня физического здоровья.

Тема «Внутренняя среда организма»

Что такое болезнь?

Медицинское поведение.

Как вести себя в период заболевания. Уход за больным.

Инфекционные заболевания. Возбудители, пути и механизмы распространения, принципы профилактики.

Вирусные гепатиты.

Профилактика СПИДа.

Тема «Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы»

Изучение и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы, степени физической подготовленности

Тема «Дыхательная система»

Дыхание и здоровье. Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья.

Изучение и оценка состояния дыхательной системы.

Грипп и ОРВИ.

Почему курит молодежь.

Влияние курения на здоровье.

Государственные программы профилактики курения.

Тема «Пищеварительная система»

Питание и здоровье.

Принципы рационального питания. Режим и правила питания.

Изучение и оценка энергетической адекватности питания.

Кишечные инфекции.

Профилактика пищевых отравлений

Тема «Выделительная система»

Гигиена органов выделительной системы.

Тема «Строение и функции кожи»

Закаливание и здоровье.

Основы личной гигиены.

Тема «Размножение и развитие человека»

Репродуктивное здоровье.

Нравственное здоровье.

Здоровое материнство и отцовство.

Моя счастливая семья.

Будущим родителям.

Опасная Венера.

Тема «Поведение и психика»

Навыки жизни.

Кто Я?

Изучение и оценка внимания, умственной работоспособности.

Как правильно общаться.

Умение вести разговор.

Навыки эффективного общения.

Агрессивное и уверенное поведение.

Я и мои друзья.

Критическая оценка ситуации и принятие правильного решения.

Взаимоотношения с родителями и другими взрослыми.

Отрицательные эмоции.

Социальное здоровье. Влияние среды на формирование личности.

Здоровый образ жизни. Социальные принципы здорового образа жизни.

Биоритмы и здоровье. Валеологические основы стиля жизнедеятельности, режима суток.

О наркомании.

Социальные аспекты наркомании.

Профилактика социально значимых заболеваний.

Принципы профилактики неинфекционных заболеваний.

О чем расскажет нам реклама.Приложение 2

Программа наблюдения уроков по формированию здорового образа жизни Предмет________________ Учитель ________________ Класс ____________

Критерии

Высо-кий

Сред-

ний

Низ-кий

Нет

1

Проектирование работы по развитию у учащихся интересов, склонностей, способностей в задачах урока.





2

Принятие учащимися четких учебных целей урока.





3

Формирование мотивации учения школьников и стимулирование познавательной потребности и активности учащихся:





  • созданием ситуации успеха;





  • созданием ситуации удивления;





  • проблемным изложением;





  • дифференцированным и индивидуальным подходом;





  • осуществлением обратной связи;





  • стимулированием учащихся.





4

Организация активной деятельности учащихся по формированию ЗОЖ:





  • активной познавательной деятельности;





  • предметно-практической деятельности;





  • игровой деятельности;





  • художественной деятельности.





5

Обучение общеучебным и специальным умениям и навыкам по формированию ЗОЖ.





6

Наличие на уроке самостоятельной работы, творческого задания, мозгового штурма.





7

Развитие у учащихся дивергентного и самостоя-тельного мышления, воображения и интуиции.





8

Обеспечение эмоциональной причастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.





9

Рефлексивное управление познавательной деятельностью учащихся, обеспечение самоконтроля и рефлексии учащихся.





10

Групповая работа на уроке (критерии выделения групп, характер заданий для групп), (примерно одинаковый по объему и уровню трудности, разноуровневый, по выбору групп), распределение ролей в группе, степень взаимодействия учащихся в группе, организация межгруппового взаимодей-ствия, подведение итогов, групповой работы.





11

Соответствие содержания учебного материала урока заявленной теме.





12

Адекватность использования методов и форм познавательной деятельности учащихся по формированию ЗОЖ (методы: репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские; формы: коллективные, фронтальные, групповые, парные).





13

Соблюдение санитарно-гигиенических требований на уроке.





Выводы и предложения.

Анализ урока с точки зрения здоровьесбережения

  • плотность урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);

  • количество видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);

  • длительность каждого вида учебной деятельности (в минутах);

  • частота чередования видов учебной деятельности (среднее время смены деятельности в минутах);

  • количество видов преподавания (словесная форма, наглядная, аудиовизуальная через ТСО, самостоятельная работа);

  • место, длительность и условия применения ТСО;

  • частота чередования видов преподавания;

  • наличие, место, содержание и длительность физкультминуток;

  • момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления (определяется в ходе хронометража по возрастанию длительных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы);

  • психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока. Приложение 3

Самооценка уровня здоровья учащимися 5-8 классов

В 1-6 заданиях пронумеровать указанные факторы по мере убывания их важности

  1. Факторы, определяющие здоровье:

    1. экология

    2. наследственность

    3. образ жизни

    4. медицина

  2. Жизненные приоритеты:

    1. учеба

    2. семья

    3. интересная работа

    4. общение

    5. здоровье

    6. спорт

    7. искусство (живопись, музыка и т.д.)

    8. материальный достаток

    9. отдых и развлечения

    10. дружба

    11. любовь (в общечеловеческом смысле)

    12. справедливость

  3. Получаете информацию о ЗОЖ (здоровом образе жизни):

    1. от друзей

    2. в семье

    3. от учителя

    4. из телепередач

    5. от врачей

  4. Факторы, положительно влияющие на здоровье:

    1. физическая культура

    2. закаливание

    3. гигиена

    4. режим дня

    5. рациональное питание

    6. очистка организма

    7. полноценный сон

    8. оздоровительный отдых

    9. психическое благополучие

    10. самоконтроль здоровья

    11. понимание со стороны родителей и взрослых

  5. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

    1. алкоголь

    2. недостаток движений

    3. курение

    4. наркотические вещества

    5. нежелание заниматься своим здоровьем

    6. неправильное питание

    7. дефицит времени

    8. отсутствие интереса к здоровью

    9. конфликтность

    10. физическое перенапряжение

    11. несоблюдение гигиенических требований

    12. нерациональный режим дня

    13. телевидение

    14. неполноценный сон

    15. избыточный вес

    16. переедание

  6. Факторы, мешающие заниматься своим здоровьем:

    1. отсутствие интереса

    2. отсутствие условий

    3. недостаток времени

    4. лень

    5. материальные затруднения

    6. недостаток знаний о ЗОЖ

    7. считаете, что болезни вам не грозят

  7. Отношение к своему здоровью (да, нет, иногда):

    1. считаю себя здоровым _________________________________________

    2. регулярно занимаюсь своим здоровьем ___________________________

    3. задумываюсь над своим здоровьем _______________________________

    4. систематически закаливаюсь ____________________________________

    5. занимаюсь физической культурой ________________________________

    6. занимаюсь спортом ____________________________________________

    7. рационально питаюсь (регулярно ________________________________

достаточно ___________, количество раз _________________________)

    1. регулярно посещаю баню _______________________________________

    2. соблюдаю режим дня ___________________________________________

    3. воздерживаюсь от вредных привычек _____________________________

    4. имею полноценный сон _________________________________________

  1. Отношение к здоровью в семье:

    1. проявляют ли ваши родители интерес к здоровью?________________

    2. занимаются ли члены вашей семьи физкультурой?________________

    3. один (оба) из родителей курят? (написать)_______________________

    4. употребляют алкоголь (не реже 1 раза в 2 недели) сколько человек?__

    5. при заболевании (подчеркнуть):

а) вы используете медикаменты,

б) считаете, что организм справиться с болезнью сам,

в) пользуетесь естественными средствами оздоровления (какими)?_____

______________________________________________________________

  1. Оцените уровень своего физического здоровья (подчеркнуть):

высокое, выше среднего, среднее, ниже среднего, неудовлетворительно

  1. Оцените уровень знаний и умений по своему здоровью (по 10-бальной системе):

    1. уровень знаний

  • об анатомических функциях органов и систем подростка__________

  • о влиянии физических упражнений ____________________________

  • правил личной гигиены, профилактики нарушений осанки, плоскостопия, расстройствах органов зрения и слуха______________

  • о профилактике и лечении простудных заболеваний ______________

    1. умение оказать первую медицинскую помощь при (подчеркнуть):

кровотечении, травмах, отравлениях, укусах животных, насекомых

    1. владение методами самоконтроля:

  • пульсометрия

  • оценка физического развития (рост, вес, окружность грудой клетки, др.)

  • оценка физической подготовки (тесты на быстроту, ловкость, гибкость, силу)

  1. Данные о состоянии Вашего здоровья:

    1. простудные заболевания в течение года (раз _____________________)

    2. хронические заболевания (если да, то какие?_____________________)

    3. нарушения (если да, то какие? _________________________________)

    4. состояние:

  • позвоночника ______________________________________________

  • стопы _____________________________________________________

  • зрения ____________________________________________________

  • избыточный вес ____________________________________________

оценка по физкультуре в прошлом году________________________

  1. Вредные привычки:

    1. курение (сколько сигарет в день?)_____________________________

    2. употребление алкоголя (кол-во раз в месяц)_____________________

    3. употребление наркотиков (подчеркнуть):

не пробовал, изредка, регулярно

  1. Хотели бы Вы получить дополнительные знания в области ЗОЖ? (по 5-балльной шкале) ___________________________________________________

Оцените, насколько для Вас интересна информация о ЗОЖ? ______________

Пол____________Возраст___________________Класс_________________





Приложение 4

Некоторые закономерности запоминания

  • Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

  • При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

  • Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

  • Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.

  • Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.

  • Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержки работоспособности

  • Чередование умственного и физического труда.

  • Предпочтение следует отдавать гимнастическим упражнениям (кувырок, свеча, стойка на голове), т.к. усиливается приток крови к клеткам мозга.

  • Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут (взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).

  • Минимум телевизионных передач!

  • Строго соблюдать гигиенические правила при работе с компьютером!

Приемы психологической защиты

  • Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.

  • Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей и вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание.

  • Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже маленькую радость.

  • Мобилизация юмора. Смех – противодействие стрессу.

  • Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра».

  • Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).

  • Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация).

Приложение 5

Девять правил, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования (Д. Карнеги)

  • Начинайте с похвалы и истинного признания достоинств человека.

  • Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

  • Прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

  • Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.

  • Давайте возможность человеку спасти свое лицо.

  • Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своем признании и щедры в похвалах.

  • Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

  • Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

  • Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.

Приложение 7

Режим дня школьника

7.00….…………Подъем.

7.00-7.30…….....Утренняя зарядка, закаливающие процедуры (обтирание, душ), уборка постели, умывание.

7.30-7.50…….....Утренний завтрак.

7.50-8.15…….....Дорога в школу.

8.15-14.45……...Учебные занятия.

14.45-15.15….....Дорога из школы домой.

15.15-15.35….....Обед.

15.35-17.30….....Прогулка, подвижные игры, кружки, секции.

17.30-19.30….....Приготовление уроков.

19.30-19.50….....Ужин.

19.50-21.30….....Свободные занятия (творческая деятельность, помощь семье, чтение).

21.30-22.00…....Приготовление ко сну (проветривание комнаты, чистка одежды и обуви, вечерний душ).

22.00-7.00……..Сон.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!