Инновационный подход к профильному обучению и допрофессиональной подготовки старшеклассников
Статья содержит теоретические материалы о сущности профильного обучения, которые помогут по-новому переделать сам учебный процесс и разнообразные образовательные программы.
Доклад предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях, чтобы обеспечить углубленное изучение отдельных предметов и качественно подготовить учеников к поступлению в высшие учебные заведения.
Ключевые слова: профильное обучение, структура, цели, задачи и формы организации профильного обучения.
Чтобы достойно жить в обществе, личность должна быть компетентной в различных сферах деятельности. Поэтому школа должна сформировать у детей умение выбирать свой жизненный путь, учитывая при этом собственные возможности. Сегодняшние дети – это уже качественно новый склад личности, адекватной времени и изменениям в обществе.
Профильное обучение – вид дифференцированного обучения, который предполагает учет образовательных потребностей, склонностей, способностей учащихся; создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессионального самоопределения, обеспечивается за счет изменений в целях, структуре и организации учебного процесса.
Цель профильного обучения – обеспечение возможностей для равного доступа молодежи к получению общеобразовательной профильной и начальной допрофессиональной подготовки, непрерывного образования в течение всей жизни, воспитания личности, способной к самореализации, профессионального роста и мобильности в условиях реформирования современного общества.
По мнению нашего педагогического коллектива, обществу нужен человек, который умеет применять полученные знания в жизни, принимать решения, знает свои права и обязанности, реально оценивает себя и свои возможности, умеет формировать отношения между людьми, заботится о своем здоровье, способна преодолевать трудности и обязательно обладает чувством ответственности, стремится к творческому самовыражению.
Задание:
– обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования на уровне Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) через профильное обучение и допрофессиональной подготовки;
– создать условия для существенной дифференциации содержания образования старшеклассников с широкими и глубокими возможностями индивидуальных образовательных программ;
– способствовать одинаковом доступа к полноценному образованию разным категориям школьников в соответствии с их способностями, индивидуальными наклонностей и потребностей;
– расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовить выпускников школы для усвоения программ высшего профессионального образования.
Структура:
1. 8 - 9 классы – классы допрофильного обучения гуманитарного и естественно-математического профилей.
Организационные формы:
1. Классы допрофильного обучение: классы гуманитарного и естественно-математического направлений, динамические группы, обучение по индивидуальному плану, курсы по выбору, факультативы
2. Профильное обучение (лицей): профильные классы, профильные группы, динамические профильные группы, обучение по индивидуальному плану.
В классах с допрофильная обучением является направления:
– гуманитарный (русский язык и литература, английский, немецкий языки, обществознание, компьютерная графика, а также спецкурсы (культура) и курсы по выбору (я – гражданин))
– естественно-математический (математика, физика, биология, география, компьютерные технологии, спецкурсы, индивидуальные занятия);
– историко-философский (история Отечества, всемирная история, обществознание, человек и мир, психология, спецкурсы (культура родного края), основы экономики, художественная культура);
– экономический (математика, информатика, география, основы экономики);
– естественный (химия, биология, физика, астрономия, экология, спецкурсы (физиология организма, биологическая химия))
– информационно-технологический (математика, информатика, черчение, деловое общение, основы менеджмента, спецкурсы (основы программирования, информационная культура)).
То есть профиль обучения охватывает такую совокупность предметов: базовые, профильные и элективные курсы. В учебных заведениях предполагается овладения на разных уровнях:
1. Уровень стандарта – обязательный минимум содержания учебных предметов, не предусматривает дальнейшего их изучения.
2. Академический уровень – достаточен для дальнейшего изучения предметов в высших учебных заведениях, которые не являются профильными, а базовыми.
3. Уровень профильной подготовки – углубленный, предполагает ориентацию на будущую профессию; выбор курсов по выбору осуществляется добровольно.
Внутришкольные формы организации профильного обучения:
– профильные классы в однопрофильным заведениях;
– профильные группы в многопрофильных учреждениях;
– классы с углубленным изучением предметов;
– профильное обучение по индивидуальным учебным планам;
– разновозрастные динамические профильные группы.
Внешнешкольные формы организации:
– межшкольные профильные группы;
– профильная школа интернатного типа;
– образовательный округ;
– учебно-воспитательный комплекс.
Профильное обучение предусматривает специальный отбор кадров, программы самообразовательной работы педагогов и развития творческих способностей обучающихся, Наработка собственного опыта, участия в выставках педагогических инноваций (коллективных, групповых, индивидуальных форм работы: динамических, инициативных творческих групп, мастер-классов, творческих отчетов, адресной помощи, фестивалей нестандартных уроков, методических декад).
Особенностями организации процесса обеспечения учебных и жизненных потребностей и стремлений личности школьным образованием предусмотрены
• основная школа (5-9 классы) дает базовое общее среднее образование;
• формирует у обучающихся готовность к выбору и реализации формы дальнейшего;
• обучение, получение образования и выбор профиля обучения;
• преобладание пропедевтики характера изучения большинства предметов;
• постепенное развертывание систематического изучения основ наук, повышается роль теоретических знаний, обеспечивается удовлетворение разнообразных познавательных интересов обучающихся;
• старшая школа (10-11 классы) является последним этапом получения полного общего среднего образования;
• завершается формирование целостной картины мира и ценностных ориентаций личности;
• старшая школа функционирует преимущественно как профильная;
• реализуется дифференциация и индивидуализация обучения в зависимости от способностей, потребностей, потребностей и стремлений личности;
• независимо от профиля обучения осваивается инвариантная составляющая содержания образования;
• профильное обучение осуществляется в различных видах: специфический профиль школы, общеобразовательной профиль, курсы по выбору, факультативы;
• не исключается работа школ и классов без строго определенного профиля (общеобразовательной профиль).
По моему мнению, настоящее требует, прежде всего, духовности. Осуществить переход из эпохи рационализма в эпоху духовности – именно такой должна быть миссия профильного заведения. Это возможно, когда в общении с детьми педагог придерживается принципа «не рядом и не над, а вместе». Главное – всегда помнить, что ребенок – самое высокое творение природы. Она несет в себе жизненную задачу, свою миссию, которой должен служить. Внедрение профильного обучения осуществляется на основании изучения образовательных запросов, потребностей учащихся и их родителей и внутренних ресурсов учебных заведений
Литература
1. Лернер Л. место и роль профильного обучения в профессиональном самоопределении выпускников 12-летней школы // Завуч. - 2002. - №16.
2. Самодрин А. Организация деятельности профильно-дифференцированной школы // Начальная школа. - 1998. - №6.
3. Собко Я. педагогическая экспертиза готовности школы к внедрению профильного обучения // Педагог. - 2005. - №4.