СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Инновационный подход к профильному обучению и допрофессиональной подготовки старшеклассников"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит теоретические материалы о сущности профильного обучения, которые помогут по-новому переделать сам учебный процесс и разнообразные образовательные программы.

Доклад предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях, чтобы обеспечить углубленное изучение отдельных предметов и качественно подготовить учеников к поступлению в высшие учебные заведения.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Инновационный подход к профильному обучению и допрофессиональной подготовки старшеклассников"»

Инновационный подход к профильному обучению и допрофессиональной подготовки старшеклассников


Статья содержит теоретические материалы о сущности профильного обучения, которые помогут по-новому переделать сам учебный процесс и разнообразные образовательные программы.

Доклад предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях, чтобы обеспечить углубленное изучение отдельных предметов и качественно подготовить учеников к поступлению в высшие учебные заведения.

Ключевые слова: профильное обучение, структура, цели, задачи и формы организации профильного обучения.


Чтобы достойно жить в обществе, личность должна быть компетентной в различных сферах деятельности. Поэтому школа должна сформировать у детей умение выбирать свой жизненный путь, учитывая при этом собственные возможности. Сегодняшние дети – это уже качественно новый склад личности, адекватной времени и изменениям в обществе.

Профильное обучение – вид дифференцированного обучения, который предполагает учет образовательных потребностей, склонностей, способностей учащихся; создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессионального самоопределения, обеспечивается за счет изменений в целях, структуре и организации учебного процесса.

Цель профильного обучения – обеспечение возможностей для равного доступа молодежи к получению общеобразовательной профильной и начальной допрофессиональной подготовки, непрерывного образования в течение всей жизни, воспитания личности, способной к самореализации, профессионального роста и мобильности в условиях реформирования современного общества.

По мнению нашего педагогического коллектива, обществу нужен человек, который умеет применять полученные знания в жизни, принимать решения, знает свои права и обязанности, реально оценивает себя и свои возможности, умеет формировать отношения между людьми, заботится о своем здоровье, способна преодолевать трудности и обязательно обладает чувством ответственности, стремится к творческому самовыражению.

Задание:

– обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования на уровне Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) через профильное обучение и допрофессиональной подготовки;

– создать условия для существенной дифференциации содержания образования старшеклассников с широкими и глубокими возможностями индивидуальных образовательных программ;

– способствовать одинаковом доступа к полноценному образованию разным категориям школьников в соответствии с их способностями, индивидуальными наклонностей и потребностей;

– расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовить выпускников школы для усвоения программ высшего профессионального образования.

Структура:

1. 8 - 9 классы – классы допрофильного обучения гуманитарного и естественно-математического профилей.

Организационные формы:

1. Классы допрофильного обучение: классы гуманитарного и естественно-математического направлений, динамические группы, обучение по индивидуальному плану, курсы по выбору, факультативы

2. Профильное обучение (лицей): профильные классы, профильные группы, динамические профильные группы, обучение по индивидуальному плану.

В классах с допрофильная обучением является направления:

– гуманитарный (русский язык и литература, английский, немецкий языки, обществознание, компьютерная графика, а также спецкурсы (культура) и курсы по выбору (я – гражданин))

– естественно-математический (математика, физика, биология, география, компьютерные технологии, спецкурсы, индивидуальные занятия);

– историко-философский (история Отечества, всемирная история, обществознание, человек и мир, психология, спецкурсы (культура родного края), основы экономики, художественная культура);

– экономический (математика, информатика, география, основы экономики);

– естественный (химия, биология, физика, астрономия, экология, спецкурсы (физиология организма, биологическая химия))

– информационно-технологический (математика, информатика, черчение, деловое общение, основы менеджмента, спецкурсы (основы программирования, информационная культура)).

То есть профиль обучения охватывает такую ​​совокупность предметов: базовые, профильные и элективные курсы. В учебных заведениях предполагается овладения на разных уровнях:

1. Уровень стандарта – обязательный минимум содержания учебных предметов, не предусматривает дальнейшего их изучения.

2. Академический уровень – достаточен для дальнейшего изучения предметов в высших учебных заведениях, которые не являются профильными, а базовыми.

3. Уровень профильной подготовки – углубленный, предполагает ориентацию на будущую профессию; выбор курсов по выбору осуществляется добровольно.

Внутришкольные формы организации профильного обучения:

– профильные классы в однопрофильным заведениях;

– профильные группы в многопрофильных учреждениях;

– классы с углубленным изучением предметов;

– профильное обучение по индивидуальным учебным планам;

– разновозрастные динамические профильные группы.

Внешнешкольные формы организации:

– межшкольные профильные группы;

– профильная школа интернатного типа;

– образовательный округ;

– учебно-воспитательный комплекс.

Профильное обучение предусматривает специальный отбор кадров, программы самообразовательной работы педагогов и развития творческих способностей обучающихся, Наработка собственного опыта, участия в выставках педагогических инноваций (коллективных, групповых, индивидуальных форм работы: динамических, инициативных творческих групп, мастер-классов, творческих отчетов, адресной помощи, фестивалей нестандартных уроков, методических декад).

Особенностями организации процесса обеспечения учебных и жизненных потребностей и стремлений личности школьным образованием предусмотрены

• основная школа (5-9 классы) дает базовое общее среднее образование;

• формирует у обучающихся готовность к выбору и реализации формы дальнейшего;

• обучение, получение образования и выбор профиля обучения;

• преобладание пропедевтики характера изучения большинства предметов;

• постепенное развертывание систематического изучения основ наук, повышается роль теоретических знаний, обеспечивается удовлетворение разнообразных познавательных интересов обучающихся;

• старшая школа (10-11 классы) является последним этапом получения полного общего среднего образования;

• завершается формирование целостной картины мира и ценностных ориентаций личности;

• старшая школа функционирует преимущественно как профильная;

• реализуется дифференциация и индивидуализация обучения в зависимости от способностей, потребностей, потребностей и стремлений личности;

• независимо от профиля обучения осваивается инвариантная составляющая содержания образования;

• профильное обучение осуществляется в различных видах: специфический профиль школы, общеобразовательной профиль, курсы по выбору, факультативы;

• не исключается работа школ и классов без строго определенного профиля (общеобразовательной профиль).

По моему мнению, настоящее требует, прежде всего, духовности. Осуществить переход из эпохи рационализма в эпоху духовности – именно такой должна быть миссия профильного заведения. Это возможно, когда в общении с детьми педагог придерживается принципа «не рядом и не над, а вместе». Главное – всегда помнить, что ребенок – самое высокое творение природы. Она несет в себе жизненную задачу, свою миссию, которой должен служить. Внедрение профильного обучения осуществляется на основании изучения образовательных запросов, потребностей учащихся и их родителей и внутренних ресурсов учебных заведений





Литература

1. Лернер Л. место и роль профильного обучения в профессиональном самоопределении выпускников 12-летней школы // Завуч. - 2002. - №16.

2. Самодрин А. Организация деятельности профильно-дифференцированной школы // Начальная школа. - 1998. - №6.

3. Собко Я. педагогическая экспертиза готовности школы к внедрению профильного обучения // Педагог. - 2005. - №4.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!