Использование интеллект-карт в начальной школе.
Пилипчук И.Л., Романовская Л.В.
КГУ «Гимназия № 97», г. Караганда
учителя начальных классов
Пространственно-временные изменения современного мира существенно влияют на способы модернизации и оптимизации образовательного процесса. Новый стандарт образования требует, чтобы ученик мог сам ставить и решать проблемы, понимать, для чего учится, уметь находить информацию, размышлять над ней, уметь общаться, оценивать себя и других. Очевидно, что для решения обозначенных проблем необходимо использовать информационные технологии. Одним из направлений данной работы является технология интеллект-карт, основанная на визуализации ассоциативных связей.
Метод интеллект карт – это эффективный способ переработки и предъявления учебной информации, влияющий для формирования ключевых компетенций младших школьников.
Метод интеллект-карт позволяет:
1) учить учащихся решать проблемы в процессе познания,
2) формировать метапредметные умения,
3) улучшать все виды памяти,
4) ускорять процесс обучения,
5) формировать организационно-деятельностные умения.[2,c.13].
Цель нашей работы внедрить данный метод в учебный процесс начальной школы и отследить его влияние на функциональную грамотность младших школьников.
Для внедрения данного подхода в обучении в начальной школе КГУ «Гимназия № 97» г. Караганды были взяты 1 «а» и 3 «в» классы. Совместно с психологической службой гимназии были проведены исследования, используя методику причинно-следственные связи «Нелепицы», тест на исключение понятий, методика « Исключи слова», результаты которых представлены в диаграмме.
До введения метода интеллект-карт в соответствии с программным материалом были проведены поверочные работы во 2 «а» и 3 «в» классах и контрольных классах, взятых на соответствующих параллелях по темам на повторение изученного в 1 и 2 классах.
Анализируя данные в экспериментальных и контрольных классах, мы видим, что в параллели 2-х и 3-х классов разница в качестве написания проверочных работ небольшая – от 1 до 3%.
Перед тем как начать обучение составлению интеллект-карт следует обратить внимание на основные правила:
а) объект изучения находится в центральном образе;
б) основные темы, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;
в) ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;
г) ветви формируют связанную узловую систему. Так в 2 классе были составлены интеллект-карты по темам «Дикие и домашние животные», «Условия жизни на Земле», «Части растений», «Звуки речи» и др. В 3-м классе: «склонение имён существительных», «Члены предложения» по русскому языку, «Организм человека» по познанию мира и др.
После того, как дети овладели определёнными навыками понимания графического образа, им были предложены простые готовые интеллект – карты во втором классе «Согласные звуки», «Природоохранная деятельность человека», «Геометрические фигуры», в 3 классе «Части речи», « Корневые орфограммы». На следующем этапе было коллективное составление карт. Так во 2 классе были составлены интеллект-карты по темам «Виды растений», «Отличительные особенности живого», «Свойства воздуха», «Части речи» и др. В 3-м классе: «Предложение», « Грамматические признаки имени существительного» по русскому языку, «Природные явления » по познанию мира и др.
Следующий этап работы – это составление карт в группе. По завершению темы «Имя существительное» во 2 классе и в 3 классе, детям было предложено на основании изученного материала ( а он разный во 2 и в 3 классах) составить карты по русскому языку «Что я знаю об имени существительном?». Коллективно был определён центральный образ и основные ветви, которые от него отходят. Далее группы выполняли предложенные задания и дополняли интеллект-карту. Итог работы показал, что при создании интеллект-карт развивается не только творческое и логическое мышление, но и формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
В дальнейшем при сформированном навыке составления интеллект-карт в группе, перешли к составлению индивидуальных интеллект карт, также сначала данный процесс у некоторых детей происходил под руководством учителя, а в дальнейшем перейдёт в сформированный навык.
Были выявлены основные ошибки:
-выбор второстепенной информации,
-нерациональное распределение времени,
-отсутствие связей.
Создание интеллект-карт это эффективный и интересный метод обучения на любом уроке. Например:
1) темы на уроках познания мира содержат различные факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации, были составлены карты по темам: во 2 классе «Органы растений», в 3 классе “ Многообразие растений”, “Полезные ископаемые” и т.д.
2)на уроках литературы оставляли карты о писателях, которые включали в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.;
3)на уроках русского языка систематизировали имеющиеся знания при составлении интеллект – карт по темам «Состав слова», «Склонение имён прилагательных», «Глагол» и т.д.
От других методов интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи. [1,c.45].
В конце года были сделаны повторные исследования, результаты которых представлены в диаграмме.
Сравнивая диаграммы на начало и конец года, мы видим, что есть прирост в данных от 2% до 6%.
Сравнивая данные на начало и конец года, мы видим, что разница между контрольными и экспериментальными классами увеличилась с 1-3% до 5-9%. На основании анализа данных диагностики, мы делаем вывод, что есть небольшой прирост по всем критериям исследования. Поэтому приходим к заключению, что применение технологии интеллект-карт эффективно уже на этапе начального обучения. Мы можем сказать, что данный эффект возможен, если соблюдать все этапы введения данной технологии, делать профилактику ошибок, о которых мы говорили в статье. Мы можем сделать вывод и о том, что интеллект-карты позволяют детям систематизировать изученный материал, запоминать и воспроизводить информацию. Данная работа влияет положительно на развитие функциональной грамотности детей.
Список литературы:
1)Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2)Бьюзен Т.и Б. Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е. А.; Худ. обл. Драко М. В. – 2-е изд. – Мн. :ООО «Попурри», 2003. – 304 с.
3)Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Раутиан А. С., Тырин С. В.,Программа «Окружающий мир» по ОС «Школа 2100» (для четырёхлетней начальной школы) [Электронный ресурс] RL:http://www.school2100.ru/uroki/elementary/okrmir.php (дата обращения: 07.01.16)