СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование интеллект-карт на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показан опыт работы по применению  интеллект карт. Доказано  данными статистики об эффективности применения данной технологии. Мы можем сказать, что данный эффект возможен, если соблюдать все этапы введения  данной технологии,  делать профилактику ошибок, о которых мы говорили в статье. Мы можем  сделать вывод и о том, что  интеллект-карты позволяют детям систематизировать изученный материал,  запоминать и воспроизводить информацию. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование интеллект-карт на уроках в начальной школе"»

Использование интеллект-карт в начальной школе.

Пилипчук И.Л., Романовская Л.В.

КГУ «Гимназия № 97», г. Караганда

учителя начальных классов

Пространственно-временные изменения современного мира существенно влияют на способы модернизации и оптимизации образовательного процесса. Новый стандарт образования требует, чтобы ученик мог сам ставить и решать проблемы, понимать, для чего учится, уметь находить информацию, размышлять над ней, уметь общаться, оценивать себя и других. Очевидно, что для решения обозначенных проблем необходимо использовать информационные технологии. Одним из направлений данной работы является технология интеллект-карт, основанная на визуализации ассоциативных связей.

Метод интеллект карт – это эффективный способ переработки и предъявления учебной информации, влияющий для формирования ключевых компетенций младших школьников.

Метод интеллект-карт позволяет:

1) учить учащихся решать проблемы в процессе познания,

2) формировать метапредметные умения,

3) улучшать все виды памяти,

4) ускорять процесс обучения,

5) формировать организационно-деятельностные умения.[2,c.13].

Цель нашей работы внедрить данный метод в учебный процесс начальной школы и отследить его влияние на функциональную грамотность младших школьников.

Для внедрения данного подхода в обучении в начальной школе КГУ «Гимназия № 97» г. Караганды были взяты 1 «а» и 3 «в» классы. Совместно с психологической службой гимназии были проведены исследования, используя методику причинно-следственные связи «Нелепицы»,  тест на исключение понятий, методика « Исключи слова», результаты которых представлены в диаграмме.

До введения метода интеллект-карт в соответствии с программным материалом были проведены поверочные работы во 2 «а» и 3 «в» классах и контрольных классах, взятых на соответствующих параллелях по темам на повторение изученного в 1 и 2 классах.

Анализируя данные в экспериментальных и контрольных классах, мы видим, что в параллели 2-х и 3-х классов разница в качестве написания проверочных работ небольшая – от 1 до 3%.

Перед тем как начать обучение составлению интеллект-карт следует обратить внимание на основные правила:

а) объект изучения находится в центральном образе;

б) основные темы, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

в) ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;

г) ветви формируют связанную узловую систему. Так в 2 классе были составлены интеллект-карты по темам «Дикие и домашние животные», «Условия жизни на Земле», «Части растений», «Звуки речи» и др. В 3-м классе: «склонение имён существительных», «Члены предложения» по русскому языку, «Организм человека» по познанию мира и др.

После того, как дети овладели определёнными навыками понимания графического образа, им были предложены простые готовые интеллект – карты во втором классе «Согласные звуки», «Природоохранная деятельность человека», «Геометрические фигуры», в 3 классе «Части речи», « Корневые орфограммы». На следующем этапе было коллективное составление карт. Так во 2 классе были составлены интеллект-карты по темам «Виды растений», «Отличительные особенности живого», «Свойства воздуха», «Части речи» и др. В 3-м классе: «Предложение», « Грамматические признаки имени существительного» по русскому языку, «Природные явления » по познанию мира и др.

Следующий этап работы – это составление карт в группе. По завершению темы «Имя существительное» во 2 классе и в 3 классе, детям было предложено на основании изученного материала ( а он разный во 2 и в 3 классах) составить карты по русскому языку «Что я знаю об имени существительном?». Коллективно был определён центральный образ и основные ветви, которые от него отходят. Далее группы выполняли предложенные задания и дополняли интеллект-карту. Итог работы показал, что при создании интеллект-карт развивается не только творческое и логическое мышление, но и формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

В дальнейшем при сформированном навыке составления интеллект-карт в группе, перешли к составлению индивидуальных интеллект карт, также сначала данный процесс у некоторых детей происходил под руководством учителя, а в дальнейшем перейдёт в сформированный навык.

Были выявлены основные ошибки:

-выбор второстепенной информации,

-нерациональное распределение времени,

-отсутствие связей.

Создание интеллект-карт это эффективный и интересный метод обучения на любом уроке. Например:

1) темы на уроках познания мира содержат различные факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации, были составлены карты по темам: во 2 классе «Органы растений», в 3 классе “ Многообразие растений”, “Полезные ископаемые” и т.д.

2)на уроках литературы оставляли карты о писателях, которые включали в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.;

3)на уроках русского языка систематизировали имеющиеся знания при составлении интеллект – карт по темам «Состав слова», «Склонение имён прилагательных», «Глагол» и т.д.

От других методов интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

  • Своевременность.

  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи. [1,c.45].

В конце года были сделаны повторные исследования, результаты которых представлены в диаграмме.

Сравнивая диаграммы на начало и конец года, мы видим, что есть прирост в данных от 2% до 6%.

Сравнивая данные на начало и конец года, мы видим, что разница между контрольными и экспериментальными классами увеличилась с 1-3% до 5-9%. На основании анализа данных диагностики, мы делаем вывод, что есть небольшой прирост по всем критериям исследования. Поэтому приходим к заключению, что применение технологии интеллект-карт эффективно уже на этапе начального обучения. Мы можем сказать, что данный эффект возможен, если соблюдать все этапы введения данной технологии, делать профилактику ошибок, о которых мы говорили в статье. Мы можем сделать вывод и о том, что интеллект-карты позволяют детям систематизировать изученный материал, запоминать и воспроизводить информацию. Данная работа влияет положительно на развитие функциональной грамотности детей.

 Список литературы:

1)Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

2)Бьюзен Т.и Б. Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е. А.; Худ. обл. Драко М. В. – 2-е изд. – Мн. :ООО «Попурри», 2003. – 304 с.

3)Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Раутиан А. С., Тырин С. В.,Программа «Окружающий мир» по ОС «Школа 2100» (для четырёхлетней начальной школы) [Электронный ресурс] RL:http://www.school2100.ru/uroki/elementary/okrmir.php (дата обращения: 07.01.16)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!