Использование метода проектов на уроках и внеклассных занятиях актуально в решении таких задач, как формирование у детей нового типа мышления, инициативы, творчества, смелости в принятии решений, компетентности в информационной среде.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование метода проектов на уроках и внеклассных занятиях"»
Использование метода проектов на уроках и внеклассных занятиях
Использование метода проектов на уроках и внеклассных занятиях актуально в решении таких задач, как формирование у детей нового типа мышления, инициативы, творчества, смелости в принятии решений, компетентности в информационной среде. Строю уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые способствуют активной деятельности учащихся, помогают им ярче, эмоциональнее воспринимать материал, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, расширяют информационное поле. В этом мне помогает учебно-методическое пособие под редакцией Н.А. Сениной «Русский язык», А.Г. Нарушевич «Проекты? Проекты... Проекты!».
По русскому языку темы проектов могут быть такими: «Портрет одного слова», «Словари русского языка», «Знаменитые лингвисты», «Этимология слов» и т.д.
Уроки литературы в 5 классе начинаю с изучения фольклора, применяя технологию проектной деятельности. Так, изучив тему «Разнообразие малых жанров фольклора», мы провели конкурс проектов. Пятиклассники, разбившись на группы, создавали слайдовые презентации на компьютере, а у кого не было такой возможности - в бумажном варианте. Проанализировав виды народных сказок, её героев, средства выразительности, учащиеся начинают сочинять сказки. Такая форма проверки знаний позволяет развивать разные виды компетенций (речевую, социокультурную, учебно-познавательную).
Сказки сочиняют разные, по направлениям: I ряд сочиняет сказку о животных, II ряд – волшебную сказку, III ряд – бытовую сказку. Также сказку можно использовать на уроках русского языка: в качестве дидактического материала; как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистические сказки); как вид работы по развитию речи (сочинение лингвистических сказок). Именно на примерах сказки начинается знакомство с изобразительно-выразительными средствами: олицетворением, эпитетом, аллегорией и т.д. Один из путей развития связной речи – письменные высказывания на лингвистическую тему, которые помогают решить ряд образовательных и воспитательных задач.
По литературе итогом проектной деятельности явились творческие продукты ребят - сборники стихотворений, самостоятельно составленных детьми, альманахи, экскурсии по литературным и памятным местам. На уроках при изучении биографии А.С. Пушкина даю темы проектов: «Детство поэта», «Москва Пушкина», «Годы учёбы в Царскосельском лицее», «Пушкин в Михайловском», «Пушкин в живописи», «Адресаты любовной лирики поэта», «Пушкин и декабристы» и другие. Учащиеся легко справляются с заданием, создают презентации, ИОР, используя Интернет ресурсы.