1 раздел. Использование полиязычия в современной системе образования /
1-бөлім. Көптілділікті заманауи білім беру жүйесінде қолдану
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИЯЗЫЧИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Топчая Вера Николаевна,
учитель русского языка и литературы
КГУ «Юбилейная средняя школа»,
Тарановский район
Ключом к сокровищнице разума людского
Нам станут языки.
М.Дильбази
Мир стремительно меняется. И возникает вопрос об организации полиязычного образования человека, способного к активной деятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умение жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований.
Полиязычие и полиязычное образование - это веление времени, поскольку весь мир полиэтичен, полилингвистичен. Разумное, грамотное и правильное внедрение полиязычия даст возможность выпускникам наших школ быть коммуникативно-адаптированными в любой среде.
Моя работа опирается на слова президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева: «Народ будет мудр в воспитании потомства, заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении... Будет одинаково хорошо владеть казахским, русским и английскими языками... Он будет патриотом своей страны известной и уважаемой во всем мире».
Действительно, образование — один из важнейших ресурсов страны, обеспечивающий ее конкурентоспособность и экономический рост, которое должно стать таким, чтобы выпускники школ могли легко обучаться и в отечественных вузах, и зарубежных. И это только часть большой задачи.
Несмотря на то, что мой педагогический стаж составляет 37 лет, я полностью поддерживаю полиязычное образование. Считаю, что в наше время – это необходимость, где, как не в школе, педагоги дадут знания по полиязычию.
Цель образования: формирование личности школьника как культурно образованного человека, способного к успешному самоопределению в условиях культурного многообразия общества, обладающего гуманистическим мировоззрением, умениями жить в мире и согласии с носителями различных культур.
Задачи: патриотическое воспитание (уважение к истории, обычаи и традиции казахского народа); заинтересованность к изучению языков; повышение интеллектуального уровня учащихся и развитие духовного мира, развитие речи, мышления.
Для решения поставленных задач, педагогу необходимо:
1.Способствовать формированию общегражданских ценностей личности, активной гражданской позиции, возрождения и сохранения духовно- нравственных традиций.
2.Воспитывать чувства уважения и патриотизма, гордости за свою Родину, учебное заведение.
3.Воспитывать чувство толерантности, позитивной установки личности.
4.Развивать положительное отношение к культурным ценностям казахстанского общества на основе изучения мировой художественной литературы.
На сегодняшний день в школах нашего Тарановского района осуществляется раннее обучение английскому языку, а также его углубленное изучение в старших классах. Обучение осуществляется по учебникам нового поколения. Опыт показывает, что раннее и углубленное изучение иностранного языка в школе, особенно в свете перехода школы на 12-летнее образование, где речь идѐт о профильной подготовке, целесообразно. Важное место при этом отводится прикладным курсам, элективным курсам и курсам по выбору для учащихся профильных старших классов по соответствующим запросам учащихся, которые их выбирают. Раннее обучение английскому языку - одна из ступеней в развитии полиязычной личности.
Работая с 2011г. в Юбилейной средней школе, изучая проблему полиязычного образования, накоплен определѐнный опыт внеклассных мероприятии и интегрированных уроков, проходивших на трѐх языках. На уроках литературы при изучении фольклора даю опережающие задания
– подобрать аналогичные казахские, английские произведения устного народного творчества (загадки, считалки, пословицы, поговорки и т.д.). Это тоже является стимулом к изучению других языков, воспитанию поликультуры.
В рамках школы проводятся недели гуманитарных и естественно - математических наук, где учащиеся 5-11 классов презентуют свои творческие работы (видеопроекты, плакаты, стенгазеты, презентации и т.д.). Учителя показывают внеклассные мероприятия в виде КВНов, тематических калейдоскопов, викторин, различных игр и т.д. Совместно с
учителями казахского, английского языков проводятся интегрированные уроки по темам: «Великие поэты и писатели, их влияние на творчество друг друга», « Великий могучий родной язык». Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы при случае передать свою мысль другому человеку ясно и просто.
В рамках празднования Дня языков в школе состоялось праздничное мероприятие под названием «Тіл – тірегіміз, соғып тұрған жүрегіміз», целью которого явилось продвижение полиязычия, привитие учащимся уважения к своему родному и повышение интереса к изучению других языков. В фестивале принимали участие учащиеся и учителя Юбилейной, Береговой, Набережной и Нагорненской школ Тарановского района. Увлекательная встреча прошла в форме КВНа. Использование учителями активных методов обучения позволило выявить творческие возможности, активизировать мыслительную деятельность, повысить интерес к языкам.
Для творческого сотрудничества учителей казахского, русского и английского языков по изучению передового педагогического опыта с использованием активных форм урочной деятельности и совершенствования форм, методов и средств обучения в районе проводятся практические семинары по полиязычию.
Так, на базе Юбилейной средней школы, на высоком методическом уровне прошѐл областной семинар – практикум для учителей гуманитарного цикла и воспитателей КПП по теме «Полиязычие как один из приоритетов современного образования».
Основная цель семинара –подготовка учителей к 12-летнему и трѐхъязычному образованию. Во время проведения семинара было отмечено, что одной из ценностей и главных преимуществ нашей страны является многонациональность и многоязычие. Государственным языком, согласно нашей Конституции, является казахский, наравне с ним в государственной структуре употребляется и русский и для поднятия уровня образования до международного стандарта необходимо знание иностранных языков, поэтому проведение таких семинаров помогают в решении этих задач.
Семинар состоял из двух частей - практической и теоретической. В практической части интересно и живо прошли открытые уроки в незнакомом классе с использованием различных форм, методов и инновационных технологий. Уроки в ходе семинара строились в форме интегрированных на 3-х языках, использовались современные педагогические технологии с применением новейших средств коммуникации, что позволило сделать вывод о высокой профессиональной компетентности учителей.
Участники семинара обсудили посещенные уроки, вопросы, которые надо решить для успешной работы по внедрению трѐхъязычного обучения в УВП школ. Педагоги поделились своими наработками в направлении полиязычия. В ходе проведения круглого стола «Единая концепция языковых учебников» участники обсудили широкий спектр вопросов, касающихся полиязычного обучения:
-роль полиязычия в языковой политике Казахстана и пути его
осуществления;
-проблемы и перспективы полиязычного обучения в школах;
-инновационные методы, приемы в изучении и распространении
полиязычия.
По завершению круглого стола высказали рекомендации по приоритетам развития казахского, русского и английского языков. Проведенный семинар - практикум еще раз доказал, что развитие полиязычного образования - один из ключевых факторов повышения конкурентоспособности казахстанских выпускников на международном уровне.
В перспективе каждый выпускник школы должен владеть тремя языками, чтобы быть полиязычным, конкурентоспособным специалистом. Бесспорно, использование педагогами инновационных методов, методов формирования интереса к обучению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.), методов формирования долга и ответственности в обучении (поощрение, одобрение, порицание и др.); внедрение в образовательный процесс педагогами новых технологий
(презентаций учебного материала, электронных пособий, аудио- и видеоматериалов и пр.), активизируют процесс языкового обучения и способствуют эффективности усвоения казахского, русского и иностранного языков.
Сохранение и поддержка полиязычия в каждом государстве на сегодняшний день может стать решением одной из главных проблем
современного мира – согласия и взаимопонимания между людьми, преодоления трудностей межэтнического общения и межкультурной коммуникации.
Литература:
1. Ю.Н. Караулов. Язык и личность. М.,1989. – С.3-8.
2. А.А. Сыродеева. Поликультурное образование: Учебное - методическое
пособие. - М.,2001г.
3. Э.Д. Сулейменова. Языковые процессы и политика. Алматы: Казахский
университет, 2011г. – 117с.
4. Формирование и развитие языковой личности в условиях
реформирования системы образования РК № 5 (2007 стр. 23-24)
5. 5. Закон РК «Об образовании» от 07.06.1999 г. № 389 – Алматы: Юрист,
2007г.
6. 6. Государственная программа развития образования в РК до 2010 г. от
11.10.2004 г. № 1459 – Алматы: Юрист, 2007г.