СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается сущность современных педагогических технологий и технология креативного мышления, используемая в работе по обучению русскому языку и литературному чтению в начальной школе. Статья может быть полезна учителям начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"»

Щеголихина Н.Б, Матюшенко В.В., Татульян Г.А.

МБОУ СОШ№34 пгт. Джубга

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается сущность современных педагогических технологий и технология креативного мышления, используемая в работе по обучению русскому языку и литературному чтению в начальной школе

Ключевые слова: современные педагогические технологии, технология креативного мышления, русский язык, литературное чтение.

Key words: modern educational technology,
creative thinking, Russian language, literary reading.

Введение. В настоящее время происходят глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, которые требуют умения самостоятельно работать с большим количеством информации, владеть навыками проектирования, принятия решений и умения к открытому диалогу. Главная цель школы не просто дать готовые знания школьнику, а научить его самостоятельно «добывать» знания через использование педагогом технологий, соответствующих критериям потребностей общества в современной образовательной среде.

Ежедневно возрастает потребность общества в людях, которые способны творчески подходить к новым изменениям, находить нетрадиционные способы решения проблем, быстро приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Появляется необходимость решения стратегических задач, современного образования, возникает потребность в творческой инициативе личности. На сегодняшний день предоставляется возможность каждому учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, который подразумевает возможность реализовать личные планы. Возникает вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

Анализ последних публикация и материалов. Анализ проведенных историко-педагогических исследований позволяет констатировать, что педагогическая технология выступала предметом дискуссий и научных споров, ни один выдающийся педагог не мог обойти эту проблему.

Применение на уроках русского языка и литературы начальной школы современных образовательных и информационных технологий, которые позволяют участникам образовательного процесса отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать высоконравственную, творчески мыслящую личность.

Основная часть.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

  В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии: информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, технология креативного мышления и многие другие.

Отдельно остановимся на технологии креативного мышления, направленной на развитие творческого потенциала подрастающего поколения. Ведь это является одной из главных целей образования на современном этапе.

В настоящее время, воспитательно-образовательный процесс в школе, невозможно представить без формирования у детей креативного мышления и развития творческих способностей. Для развития у детей способности к самовыражению, самоорганизации, развитию у них памяти, мышления и других психических функций необходимо как можно чаще создавать ситуации, в которых учащиеся должны как можно чаще вовлекаться в творческую деятельность.

Благодаря творческим работам, в которых ребёнок раскрывает свои интересы, ценности, личные качества, формируются уверенность в своих способностях, возможностях и уверенность в себе. В начальной школе продуктами творческой деятельности учащихся, как правило, являются рисунки, поделки, проектные работы и др.

Если ребёнок способен мыслить нестандартно, оригинально, умеет находить решения в различных неожиданных ситуациях, то можно сказать, что ребёнок способен создавать свой собственный творческий продукт.

Учить творчеству в начальной школе возможно на каждом уроке. Рассмотрим варианты творческих заданий на уроках литературного чтения и русского языка.

  1. Литературное чтение. Возможные виды заданий:

а) Прочитайте слова справа налево. Например, стол-лотс, ученик-кинечу, карандаш-шаднарак, школа-алокш, Краснодар-радонсарк.

б) Попробуйте прочитать рассказ снизу-вверх. При выполнении данного задания необходимо обратить внимание детей на то что, последовательность событий при таком чтении располагаются в обратном порядке.

в) Упражнения в сочинении стихов по заданным рифмам. Например,

________________ пошёл

________________ нашёл.

________________ будет

________________ людям!

г) Ознакомление детей с приёмами драматизации. Чтение произведений по ролям с заданной интонацией. Например, прочитайте грустно, весело, недовольно, с мольбой, строго, с возмущением, таинственно и др.

д) Ведение «Читательского дневника». Учащийся записывает в читательский дневник то, что было прочитано дома совместно с родителями. А на уроке кратко пересказывает; можно обыграть ситуацию «Что было бы, если бы главный герой поступил иначе?». Начиная со 2 класса, ребёнок может составить отзыв по прочитанному произведению.

  1. Русский язык. Возможные виды заданий:

а) Попробуйте придумать словосочетания, в которых содержался бы противоречивый смысл. Например, горячее мороженое, квадратная луна, сладкая соль, высокий карлик, сухая вода.

б) “Анаграммы”. Придумайте новые слова, которые состоят из этих же букв, но используйте их в другом порядке: нос (сон), право (повар), пятка (тяпка). Расшифруйте слово и записать его: ецнолс (солнце), рука (кура) и др.

в) “Неполные слова”. Учитель записывается строчку букв, с точками на месте гласных. Учащиеся отгадывают слова только по заданным согласным.

М..р..к.. (моряки), ч..л..в..к (человек), т..л..в..з..р (телевизор) и др.

г) «Лесенка». Учащимся предлагается одна буква. Задача: нужно подобрать как можно больше слов, начинающихся на эту букву. Но каждое последующее слово непременно должно быть на одну букву больше предыдущего.

В, вы, вас, волк, вышка, высоко, ванилин и т.д.

д) «Цепочка слов». Необходимо оставить цепочку слов, чтобы каждое последующее слово в ней начиналось на ту букву, на которую заканчивалось предыдущее.

Ваза, арбуз, закон, наконечник, кузнечик и т.д.

Заключение.

Использование различных видов и форм творческих заданий на уроках русского языка и литературного чтения позволяет достичь определенного уровня в развитии творческих способностей учащихся. Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают активными, любознательными, желающими и умеющими учиться, настоящими фантазерами и мечтателями, людьми, которые способны видеть чудо в обыденных вещах. Собственное творчество помогает учащимся прочнее усваивать и запоминать теоретические знания. Намного легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание созидать. Основным и важным моментом является то, что творческие работы привлекают к себе внимание всех детей, здесь они имеют возможность открыться с положительной стороны.


Список литературы:

  1. И.В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе.

Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

2. В.Н.Рыжова. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» №8,2003

3. И.К.Шаламов. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика. Барнаул, 2002.

4. В.А. Бахвалов. Методики и технологии образования. Рига, 1997.

5. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М. 2012.

6. Львов М. Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. - М.: Дидакт, 2013.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997.

8. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. - М.: Владос,2000.

9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1996.

10. Иванова Л.И. Развитие творческих способностей школьников. // Начальная школа, 2012 № 11.












6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!