СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Из опыта работы по обеспечению информационной безопасности обучающихся МКОУ "Ленинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов" Октябрьского района Курской области.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема информационной безопасности образовательного учреждения становится очень актуальной. Изменяется нормативно-правовая база, возрастает количество угроз и соответственно должны изменяться и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.     В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащаются компьютерной техникой, и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Статья. Из опыта работы по обеспечению информационной безопасности обучающихся МКОУ "Ленинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов" Октябрьского района Курской области.»

Информационная безопасность в школе


В современном обществе проблема информационной безопасности образовательного учреждения становится очень актуальной. Изменяется нормативно-правовая база, возрастает количество угроз и соответственно должны изменяться и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
   В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащаются компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

  Вот поэтому обеспечение информационной безопасности учебного процесса, в том числе непрерывного функционирования компьютерных и информационных ресурсов, является важным для его качества.

Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации в МКОУ «Ленинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»:
•    Ст. 16 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях по защите информации»
•    Ст. 9 Закона № 149-ФЗ, п. 5 - информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей подлежит защите в случаях предусмотренных законом (государственная тайна)
•    Гл. 14 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) - защита персональных данных работника.
•    Федеральный закон № 152-ФЗ РФ «О персональных данных», который вступил в силу с 1 января 2008 г. - обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных.

• Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

Создание безопасной информационной среды в школе
•    Обеспечение защиты компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)
•    Установление строгого контроля над электронной почтой и доступом к сети Интернет.
•    Установление соответствующих требованиям безопасности паролей на персональные ЭВМ
•    Использование контент-фильтров  для фильтрации сайтов по их содержимому.


В школе функционируют 2 кабинета информатики, в которых установлено 25 компьютеров. Один из кабинетов является центром дистанционного обучения школьников. А также 3 мобильных класса в состав которых входит 40 ноутбуков.

Компьютеры объединены в локальные сети. На всех компьютерах установлена антивирусная программа Kaspersky Endpoint Security. Все съемные носители, подключаемые к ЭВМ, обязательно проверяются антивирусной программой, что уменьшило в несколько раз число заражений техники вредоносными программами. На всех компьютерах в школе установлены пароли для доступа к ресурсам. Пароли обучающихся и учителей различны. Доступ учеников к компьютерной технике разрешается только в присутствии учителя. Во время перемен обучающимся находиться в компьютерных классах запрещено.

Интернет уже давно стал неотъемлемой частью нашей жизни. Всемирная сеть - является прекрасным источником получения знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Наши дети являются активными пользователями сети:  осваивают сервисы мгновенных сообщений и интернет телефонию, общаются в социальных сетях, каждый день узнают много новой увлекательной информации. 

Однако не стоит забывать, что Интернет может быть не только средством для обучения, отдыха или общения с друзьями, но – как и реальный мир – Интернет несёт множество негатива в нашу жизнь.

Безопасность детей в Интернете регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию",   главой 1 статьёй 5 и изменениями к этой статье, утверждёнными приказом от 29 июня 2013 г. N 135-ФЗ, где определен нежелательный контент:  информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; информация, отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи;  оправдывающая противоправное поведение и пр.

Как происходит защита наших детей от нежелательного контента?

Общеобразовательные учреждения Курской области объединены в региональную информационную сеть системы образования. С целью защиты учащихся от информации, несовместимой с задачами обучения и воспитания, провайдером сети - ОАО "Ростелеком" реализован механизм контент-фильтрации нежелательного контента путем обслуживания интернет-запросов специализированными DNS-серверами с системой контент-фильтрации.

Список нежелательных сайтов формируется администратором специализированных DNS-серверов и не может включать все существующие сайты, к которым следовало бы ограничить доступ школьников, поскольку таких сайтов тысячи, и они ежедневно появляются и исчезают.

С целью защиты учащихся от информации, несовместимой с задачами обучения и воспитания, необходимо присутствие педагога или другого ответственного лица при работе детей с ресурсами сети, что дает дополнительную защиту от доступа к нежелательной информации, а также накладывает ответственность на школу, которая несет ответственность за случайный доступ к негативной информации. Используется система классификации информации, запрещенной законодательством Российской Федерации. Сайт http://zapret-info.gov.ru/ .

В дополнение к вышеуказанным мерам в школе на компьютерах, имеющих доступ в сеть Интернет, установлено дополнительное программное обеспечение: NetPolice, Интернет Цензор, которое исключает доступ к нежелательному контенту. Ведётся работа по созданию  информационных стендов, проходят родительские собрания и классные часы на данную тематику.

С 19 по 24 октября 2016 года в МКОУ «Ленинская СОШ» прошла акция «Безопасный интернет». Учителями информатики Полухиной Е.В. и Машкиной И.В проведены уроки информатики в 7 – 11 классах по темам: «Единый урок по безопасности в сети Интернет», «Киберугрозы современности: главные правила их распознавания и предотвращения», учителями начальной школы в 1-3 классах проведены занятия по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо», в 4 - 6 классах классными руководителями проведены Часы полезной информации по теме: «Интернет безопасность среди подростков». В ходе проведения акции «Безопасный интернет» обучающимся были розданы буклеты по данной теме.

Педагогом-организатором Полухиной Е.В. и учителем информатики Машкиной И.В. проведено анкетирование «Безопасный интернет», среди учащихся, в ходе которого выявлялись следующие вопросы: время провождения подростков в сети интернет, наиболее посещаемые сайты, оценка влияния интернета на здоровье подростков и др.

По результатам исследования, в среднем 87% детей 10-18 лет пользуется интернетом с различной частотой. В младших классах доля пользователей интернет значительно ниже, чем в старших, и составляет в среднем 45% (дети 6-9 лет).

Дети 10-18 лет имеет доступ к интернет - ресурсам с мобильного телефона дома и в школе. Для младших школьников, как и следовало ожидать, наиболее доступным местом пользования интернет является их дом (82%).

50% детей в свободное время смотрят телевизор, 70%- общаются в социальных сетях, около 65% - играют в компьютерные игры, 25% - смотрят видео и фильмы он-лайн. Чем старше возраст детей, тем больше дети играют в игры с элементами насилия, ценят развлекательный характер передач и меньше – нравственные характеристики своих любимых героев.

Результаты анкетирования были доведены до родителей, обучающихся на родительских собраниях.

В школе ведется работа с родителями в целях обеспечения информационной безопасности обучающихся. На родительских собраниях учителями информатики и классными руководителями доводится информация о способах обеспечения безопасности детей в информационном пространстве.

Таким образом, очевидно, что сегодня важно говорить о комплексном подходе к проблеме безопасности учащихся в информационной образовательной среде и организации работы со всеми целевыми аудиториями: учащимися, педагогами и родителями. Проблема информационной безопасности должна быть включена в курсы повышения квалификации педагогов, родительские собрания, профилактические мероприятия для учащихся. Формирование информационной культуры в области безопасности процесс длительный и сложный, и от того как эффективно будет организована данная работа в данном направлении зависит будущее наших детей и нашего общества.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!