МБОУ «Сростинская СОШ им. В. М. Шукшина»
Урок по теме
«Ароматические углеводороды»
10 класс
Составил учитель химии
Бедарева Н.И.
СРОСТКИ
2017
Тема: «Ароматические углеводороды»
Цель: Систематизировать знания учащихся по изученным классам углеводородов, для использования при изучении нового материала.
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие об аренах, познакомить с их физическими и химическими свойствами; формировать умение составлять формулы изомеров.
Развивающие: развивать логическое мышление; формировать умение применять прием сравнения при изучении состава, строения и свойств аренов.
Воспитательные: формирование интереса к предмету; воспитывать внимательность, трудолюбие, любознательность, наблюдательность.
УУД:
Познавательные: осознанно находить решение из сложной ситуации, строить речевое высказывание в устной форме и выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: работать в паре над поставленной задачей и вместе находить решение проблемы;
Регулятивные: ставить учебные цели и составлять план и последовательность действий;
Личностные: оценивать содержание усваиваемого материала.
Оборудование: цветущие комнатные растения, фенол, мультимедийная установка, ноутбуки, диски «Кирилл и Мефодий», фломастеры, планшеты. Энциклопедии по химии, справочники, учебники (разных авторов) по химии 9-10 класс. Интернет ресурсы.
Раздаточный материал: маршрутный лист, тест «Арены».
Форма проведения: изучение нового материала.
Методы:
-частично-поисковый;
-наглядные;
-метод проектов.
Ожидаемый результат: учащиеся научатся записывать формулы аренов, определять физические и записывать химические свойства, определять применение аренов. Получат возможность научиться объяснять влияние на человека ароматических углеводородов.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы |
1 этап Актуализация знаний учащихся. (герань, розы, фиалки). (2-3 мин). | Вопросы: Что объединяет эти растения? Сформулируйте тему урока. | Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. | Фронтальная беседа. |
2 этап Целеполагание. (2-4 мин). | Определите цели урока. Что вы хотите узнать нового об аренах? | Формулируют цели урока. Составляют алгоритм работы по теме. Приложение №1. | Беседа. Дискуссия. |
3 этап Изучение нового материала. (10 мин). | Направляет. Координирует. | Работа в парах по маршрутным листам. Приложение №2. | Метод приобретения новых знаний. Частично-поисковый. Исследовательский метод. Гностические. Самоуправление учебными действиями. |
4 этап Выступление пар. (до 3-х мин). | Контролирует. Направляет. Исправляет ошибки. | Выступление учащихся по теме с маршрутным листом. Учащиеся класса слушают, делают записи в тетрадь. Исправляют неверные ответы. Объясняют правильные ответы. | Метод применение новых знаний. |
5 этап Закрепление. (5-7 мин.) | Контроль. | Выполнение теста. Приложение №3 | Объяснительно-иллюстративный, |
6 этап Оценка знаний. (до 20-30 сек). | Предлагает обменяться работами. | Взаимоконтроль. Оценивают свою работу в пятибалльной системе. Озвучивают результаты. | Взаимопроверка. |
7этап Домашнее Задание. | Объяснение. П.16.упр.1-9 (профиль). П.6. упр.1-5.(база). | Запись в дневник. |
|
8 этап Рефлексия. (до 10 сек). | Достигли ли вы цели? На что обратите внимание при подготовке д/з? Оцените свою работу и работу своих товарищей. | Ответы учащихся.
| Монолог. Диалог.
|
Приложение №1
Алгоритм работы по теме.
1. Определение.
2. Представитель.
3. Общая формула.
4. Физические свойства,
5. Химические свойства.
6. Получение.
7. Применение.
Приложение №2
Маршрутный лист №1.
(выступление до 3-х мин.)
Тема: «Строение ароматических углеводородов».
Цель: определяете сами.
План
1. Представитель.
2. Открытие М. Фарадеем.
3. Открытие Кеккуле.
4. Различные варианты структуры бензола.
5. Гибридизация.
6.Образование пи-системы.
7. Предложение Л. Поллинга.
Вывод по теме.
Маршрутный лист №2.
(выступление до 3-х мин.)
Тема: «Изомерия»
Цель: определяете сами.
План
1. Изомерия положения нескольких заместителей.
2. Примеры изомеров.
3. Объяснение по рисункам.
Вывод по теме.
Маршрутный лист №3.
(выступление до 3- х мин.)
Тема: «Номенклатура».
Цель: определяете сами.
План
1. Основа названия.
2. Нумерация.
3. Нумерация одинаковых заместителей.
4. Нумерация по старой номенклатуре.
Вывод по теме.
Маршрутный лист №4.
(выступление до 3-х мин.)
Тема: «Физические свойства».
Цель: определяете сами.
План
1. Бензол и его гомологи. (Используйте диск «Кирилл и Мифодий»)
Вывод по теме.
Маршрутный лист №5.
(выступление до 3-х мин.)
Тема: «Способы получения».
Цель: определяете сами.
План
1. Основные источники получения бензола и его гомологов.
2. Дегидрирование циклогексана.
3. Ароматизация (дегидроциклизация) алканов.
Вывод по теме.
Маршрутный лист №6.
(выступление до 3-х мин.)
Тема: «Способы получения».
Цель: определяем сами.
План
1. Тримеризация ацетилена.
2. Синтез Вюрца.
Вывод по теме.
Маршрутный лист №7.
(выступление до 3- х мин.)
Тема: «Способы получения».
Цель: определяете сами.
План
1. Алкилирование.
Вывод по теме.
Маршрутный лист № 8.
(выступление до 3-х мин.)
Тема: «Применение бензола и его гомологов».
Цель: определяете сами.
План
1. Применение бензола и его гомологов.
(Составьте кластер, составьте рассказ)
Вывод по теме.
Приложение №3
Тест: «Ароматические углеводороды».
1. Из перечисленных углеводородов наиболее коптящее пламя при горении дает:
а) гексан;
б) гексен;
в) бензол;
г) гексин.
2. Раствор марганцовки не обесцвечивает:
а) бутан;
б) пропен;
в) пропадиен;
г) бензол.
3. Бензол вступает в реакции:
а) замещения и разложения;
б) присоединения и окисления в растворе;
в) замещения и горения;
г) замещения и присоединения.
4. Впервые структурную формулу бензола предложил:
а) А.М.Бутлеров;
б) Ф.Кекуле;
в) М.В.Ломоносов;
г) М.Бертло.
5. В качестве растворителей используют:
а) воду;
б) бензол;
в) метан;
г) этиловый спирт.
6. Массовые доли углерода и водорода в бензоле равны соответственно:
а) 7,7 % и 92,3 %;
б) 50 % и 50 %;
в) 72 % и 6 %;
г) 92,3 % и 7,7 %.
7. Реакция Фриделя–Крафтса проходит в присутствии катализатора:
а) хлорида алюминия;
б) оксида марганца(IV);
в) солей ртути(II);
г) без катализатора.
8. К промышленным методам получения бензола относится:
а) тримеризация ацетилена;
б) дегидрирование циклогексана;
в) сплавление бензоатов и щелочей;
г) ароматизация гексана.
9. При горении бензола количеством 3 моль выделяется углекислый газ объемом (н.у.) (в л):
а) 22,4;
б) 403,2;
в) 134,4;
г) 18.
10. Количество изомеров у бензола равно:
а) 0;
б) 1;
в) 2;
г) 3.
Ключ к тесту:
1. в 2. а, г 3. в, г 4. б 5. а, б, г 6. г 7. а 8. а, б, г 9. б 10. а