СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "К проблеме формирования культуры межнациональных отношений"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается понятие культуры межнациональных отношений и способы ее формирования.

Представлены традиционные средства развития у школьников системы толерантного отношения к лицам других национальностей.

Далее рассматривается ролевая игра, как наиболее эффективная форма работы с детьми.

Анализируются особенности организации ролевых игр. Особое внимание уделено ролевой игре "Голубоглазые и кареглазые".

Структура игры включает: вводную информацию, деление на группы, работу в группах, общее обсуждение и заключительную беседу.

Также в работе рассматриваются некоторые сюжетные ходы, возникающие в ходе игры.

Работа может быть интересна классным руководителям, учителям обществознания, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам-организаторам.

 

 

 

 

  

 

Просмотр содержимого документа
«Статья "К проблеме формирования культуры межнациональных отношений"»



Н.Б.ЩЕГОЛИХИНА*

К проблеме формирования культуры межнациональных отношений

Последние годы в России ознаменовались стремительными изменениями во многих сферах. Изменилась, в том числе, и официальная политика в области прав человека: теперь властные структуры декларируют курс на построение правового государства, гражданского общества и т.п.
В этих условиях было естественным появление идеи формирования культуры межнационального общения в школе. Под культурой межнационального общения, по мнению Саракуева Э.А., Крысько В.Г., которое мы разделяем:

«Следует понимать совокупность многих специальных знаний и убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах».

В содержательном плане культура межнациональных отношений включает:
— знание норм и правил, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей или способность выработать их применительно к конкретным обстоятельствам, во взаимных интересах и к общему удовлетворению;
— соблюдение сложившихся положительных форм межнационального общения;
— правильно социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей;
— потребность утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия;
— способность противостоять антиподам культуры межнационального общения — национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и неприязни, национальному эгоизму и этноцентризму, национальному тщеславию и спеси.

Формирование подлинной культуры в межнациональных отношениях представляет собой сложный и многогранный процесс развития всех сторон личности человека с учетом многообразных факторов и условий, которые могут способствовать или препятствовать эффективности прилагаемых для этого усилий. Подчеркнем, что претворение в жизнь такой программы невозможно без учета ряда существующих принципов, которые диктуют определенную стратегию и тактику деятельности педагога, психолога или управленца любой структуры в этом направлении:
— присутствие этнопсихологической гибкости, предполагающей, с одной стороны, способность эффективно приспосабливаться к традициям, привычкам, образу мышления и действий представителей иных этнических общностей и сохранение уважения к ценностям собственного народа — с другой; 
— готовность спокойно и разумно воспринимать настороженное и даже негативное отношение со стороны людей других национальностей, а также искать (и находить) возможности для достижения взаимопонимания с ними;
— наличие подлинного интереса к национальным своеобразным условиям жизни, труда, взаимоотношений представителей других этнических общностей; 
— уверенность в том, что правильное понимание психологических особенностей объектов общения всегда оставляет возможность для ориентации в трудных ситуациях хотя бы за счет контактов с теми, кто более предрасположен к взаимодействию.

Осуществление вышеприведенных принципов в практической деятельности педагогов позволит решить многие проблемы, связанные с самой сложной областью бытия и жизни не только школьников, но и — в дальнейшем — зрелых людей.


Конечно, планируя работу в данном направлении, можно ставить перед учениками задачу изучения текстов международных соглашений по правам человека, различных исторических фактов, понятий. Всё это, безусловно, нужно, но возникает вопрос:

— получают ли в результате этого дети самое главное: осознание неотъемлемости своих прав, их естественности, понимание того, что права человека являются основным наполнением понятия права как такового?

Видимо, для достижения подобной значимой цели традиционная методика подходит, так как здесь проблема уже не столько в передаче знаний, сколько в формировании определенного мировоззрения, навязывать которое педагог не имеет права. Любой другой подход приводит к противоречию: настойчиво внушая школьнику, что каждый человек имеет право на свободу слова, свободу мысли, учитель может нарушить право ребенка иметь собственные убеждения.

В связи с вышесказанным мы поддерживаем идею использования ролевых игр в преподавании прав человека. Эта форма обучения достаточно занимательна. В игре легко можно выяснить отношение школьников к какой-либо проблеме, она дает ребенку возможность получить конкретный личный опыт и сформировать собственное суждение по проблеме.


Главное, что выносит ребенок из игры, — эмоциональное переживание. Оно служит хорошей основой для восприятия информации в ходе традиционного урока или беседы, развивающих игровую тему. Поэтому нельзя считать игру неудавшейся, если она пошла в нежелательном направлении: возможно даже, что удобный для педагога вариант развития событий не всегда является лучшим. В данном случае важнее заставить ребят задуматься над темой, а не согласиться с позицией взрослых только в силу их авторитета или нежелания вступать в конфликт.


Не только дети, но и взрослые успешно обучаются в игровой деятельности: они непроизвольно запоминают информацию, поскольку в игровых формах присутствует главный фактор обучения — активность учащегося.
Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и способствует, таким образом, более глубокому осмыслению проблемы.


Методика ролевых и деловых игр достаточно широко применяется в обучении в зарубежных странах. Несмотря на это, при ее апробации возникает ряд трудностей. Одной из них является оценка деятельности учеников, так как оценивать мировоззрение представляется, по меньшей мере, странным.


Другой важный момент: для организации игры нужны особые отношения между учеником и учителем, они должны выступать как равные, какое бы то ни было давление недопустимо.


Еще одна особенность касается формы игры. Лучше если она проводится в малых группах (7—8 человек). Это обеспечивает свободную атмосферу и возможность проявить себя для каждого участника обсуждения. Лучше, если состав групп в разных играх будет меняться.


Совершенно особая роль принадлежит ведущему. Как уже говорилось, он ни в коем случае не должен «давить» на детей своим авторитетом. Его функции вести обсуждение в нужном русле и помогать ребятам: в распределении игровых ролей, преодолении организационных трудностей, подведении итогов работы.


В работе по формированию у школьников правового самосознания и культуры межнациональных отношений на протяжении нескольких лет мы используем ролевые игры. Особую популярность среди педагогов и учеников приобрела игра «Голубоглазые и кареглазые» из сборника, изданного в Москве в 1995 г. 


Она вызывает особые эмоциональные переживания, высвечивая проблему дискриминации по расовому (национальному) признаку. Эта игра создает простейшую модель дискриминации части населения страны на основе одного произвольно взятого признака. При этом учащиеся сами оказываются в положении либо дискриминируемой, либо дискриминирующей стороны. В результате учащиеся получают уникальный эмоциональный опыт, который может кардинально изменить их отношение к проблеме, часто страдающее отсутствием серьезности.


Подводя итоги сказанному, необходимо отметить, что грамотная работа по формированию культуры межнациональных отношений и проектированию соответствующей воспитательной работы может быть построена лишь на основе четких методологических и теоретических посылок – тех, которые являются результатом изучения сложного комплекса антисоциальных и этнопсихологических феноменов.


Работа эта требует от педагога большой самоотдачи, без которой невозможно реализовать один из главных принципов: «Не навреди!» 


Мы уже встали на такой путь, где существует много трудностей, которые мы надеемся преодолеть.



Ролевая игра 
«Голубоглазые и кареглазые»

Цели игры:

— представить детям модель дискриминации по расовому (национальному) признаку;

— продемонстрировать сложность – вплоть до критичности – возникающих при дискриминации проблем;

— дать начатки навыков принятия решений в подобной ситуации.

Структура игры:

1. Вводная информация; 
2. Деление на группы; 
3. Работа в группах; 
4. Общее обсуждение; 
5. Заключительная беседа.

Вводная информация — игровая установка

На Землю прилетели инопланетяне. Там, на их планете, ученые открыли универсальный закон человеческой психики: оказывается, все люди делятся по своим психическим свойствам на две группы. Основным признаком принадлежности к той или иной общности является цвет глаз. 
Карие (темные) глаза означают, что человек способен только на физическую работу, интеллектуальный и духовный его потенциал близок к нулю. 
Обладатели голубых (светлых) глаз — «цвет человечества», полная противоположность кареглазым. 
Это открытие позволило жителям далекой планеты усовершенствовать свое общество. Они предлагают землянам также воспользоваться их замечательным открытием и опытом, срочно занявшись переустройством своей жизни. 
Один из инопланетян читает лекцию с научным обоснованием такого переустройства. Вот вариант текста выступления.

«Уважаемые господа!

Я имею честь представить на ваш суд новую объективную и единственно научную теорию социального устройства, не содержащую недосказанности и противоречий. Мы привыкли, что есть счастливчики и неудачники, одаренные и посредственности, ученые и невежественные люди. Мы объясняли это такими неуместными и отвлеченными понятиями, как личная одаренность, талант, способности, вдохновение и т.п. Новый способ разделения человечества объясняет и позволяет использовать различие между индивидуумами на основе многосторонне и внимательно рассмотренного признака: цвета радужки человеческого глаза. Конечно, не сам цвет, а заложенные в его основу физиологические факторы являются причиной существования различных уровней интеллекта. Путем наблюдения было установлено, что голубой цвет глаз, являющийся у homo sapiens рецессивным признаком, служит почти во всех случаях показателем врожденных способностей к прогрессивному и плодотворному развитию интеллекта. В то же время люди, обладающие доминантным признаком — карим цветом глаз, имеют, по сравнению с голубоглазыми, множество отклонений и задержек в развитии.
Так, например, у кареглазых меньше масса головного мозга, толще черепная кость, слабее выражены коленный, хватательный, глотательный рефлексы, ниже скорость запоминания и усвоения информации.
Следует серьезно задуматься, поручая кареглазым ответственные должности и задания: ведь из-за особого строения зрачка информация запоминается и передается в их нервной системе на том же уровне, как это происходит у человекообразных обезьян (в большинстве своем кареглазых).
Схема анализа вставочных нейронов гипоталамуса у кареглазых значительно примитивней, нежели у голубоглазых. Соответственно, у первых склонности и способности к интеллектуальному труду должны либо отсутствовать, либо проявляться в извращенной и непродуктивной форме».

Деление на группы

Ведущие быстро делят ребят по цвету глаз на две группы. Здесь важно преодолеть возможные дискуссии по поводу определения окраски радужки, которая, как выяснится, весьма вариативна. Поэтому есть смысл пользоваться парой определений «светлые – темные». 
Все дальнейшие действия ведущих должны быть направлены на то, чтобы дети как можно яснее осознали роли и права, им предложенные: «голубоглазые» — свою неограниченную свободу и превосходство над «кареглазыми»; «кареглазые» — свое низкое, бесправное положение. Далее всем играющим предлагается план их последующей деятельности; группы расходятся и некоторое время работают отдельно.

Работа в группах

Задача «голубоглазых»: составить свод законов нового общества (при этом они должны помнить, что властны придумать и «провести в жизнь» какие угодно установления и правила поведения). «Кареглазым» тем временем предоставляется список профессий, которые они должны распределить между собой. В списке — только физический труд или неквалифицированная трудовая деятельность («рабочий на конвейере», «грузчик», «уборщица», «подсобный рабочий» и т.д.). Каждой профессии соответствует специфическое качество: грузчик, например, должен быть сильным, для работы на конвейере нужна точность в действиях, выдержка.
Ребята, характеризуя друг друга, выясняют, кому более подойдет та или иная профессия.

Общее обсуждение и заключительная беседа

Все играющие вновь собираются вместе. Зачитывается свод законов, составленный «голубоглазыми». 
После этого действие может развиваться по-разному.
1. Если дело кончается возмущением «кареглазых», то обсуждение постепенно переходит во внеигровой этап — заключительную беседу, когда ребята смотрят на свои роли и ролевую деятельность уже со стороны, проводят аналогии с реальной жизнью. Важно обсудить, возможна ли такая ситуация в жизни: ведь наука не стоит на месте и может действительно обнаружить те или иные признаки, которые предопределят принудительную специализацию членов общества уже в раннем возрасте.
2. Сильного накала страстей может и не быть. «Кареглазые» могут отреагировать на игровую ситуацию индифферентно. В этом случае необходимо показать всю абсурдность ситуации. Это достигается в ходе беседы, но возможно и продолжение игрового варианта. 
Он таков: на Землю неожиданно прибывает вторая делегация инопланетян (теперь уже из «другой галактики»), которая разоблачает «ненаучность» утверждений первой группы делегации и предлагает свой вариант. Теперь основной критерий — не цвет глаз, а форма носа (размер ушей, цвет волос и т.п.).
И в том и в другом случае следует подчеркнуть, что подобные «научные схемы» отнюдь не являются «инопланетными». Та или иная роль может навязываться индивидууму на вполне реальной и «земной» основе — как вроде бы безобидной (астрология, гадания, тестирование), так и на весьма опасной (расовые, национальные и религиозные признаки).

Некоторые сюжетные ходы, возникающие в ходе игры

В зависимости от действий ведущих, психологического климата в классе и ряда других факторов основная направленность игры может несколько изменяться. Рассмотрим некоторые возможные ее модификации.

Ситуация 1

«Голубоглазые» имеют достаточно демократические взгляды, и среди принятых ими законов нет ни одного, направленного на дискриминацию «кареглазых»; последние, однако, считают, что их права ущемлены, и настроены агрессивно. В результате определенных игровых действий (например, оказания давления на «голубоглазых» законодателей или «освободительного движения») «кареглазые» добиваются приоритетного статуса.
Тогда, помимо основной проблемы (допустимость дискриминации как таковой), возникает вопрос о политике группы, пришедшей к власти на волне «кареглазо-освободительного» движения.

Ситуация 2

Разделение по какому-либо внешнему признаку не воспринимается и не фиксируется участниками игры «законодательно»; каждая группа считает, что она вправе участвовать в управлении наравне с другой стороной, не ущемляя и ее прав.
В этом случае можно попробовать уяснить, какие иные факторы (экономические, политические, ментальные) оказывают влияние на изменение отношения к людям другой национальности (расы)? Здесь надо отметить, что приписывание той или иной группе лиц некого «общего портрета» принципиально сходно с делением по цвету глаз.

Ситуация 3

В одной из московских школ ученики третьего класса предложили очень интересный вариант: нужно полностью отделить «кареглазых» от «голубоглазых», пометить дома, где они живут, парки, где они гуляют, транспорт и т.д. Сделать это надо не потому, что «голубоглазым» неприятно с ними встречаться, не из ненависти или боязни. Ребята решили, что, поскольку люди двух групп имеют принципиально разное устройство психики, им и встречаться вредно: они не могут понять друг друга, а значит — возрастает возможность конфликта, люди будут испытывать стрессы («давайте разъединимся во избежание конфликтов»). Предложенное пришельцами «разделение труда» было законодательно закреплено, и попытки «кареглазых» изменить положение успехом не увенчалось.
Обсуждается вопрос: можно ли принятое решение рассматривать как выход из положения, если одну из сторон он не устраивает (и даже если устраивает)? 
Ведущий в этом случае может привлечь понятие сегрегация, которое само по себе не содержит разделения на «плохих и хороших» или «умных и глупых», но имеет в основе именно представления о непреодолимых различиях.
В старших классах имеет смысл обсудить проблему сохранения тех или иных групп (индейцы и эскимосы в США, аборигены в Австралии), которые, хотя и лишены определенных прав (покупать спиртное), но и имеют определенные преимущества (не платят налогов). Следует подчеркнуть, что этот путь весьма тернист и вряд ли может привести к однозначному решению проблемы.

Литература

1. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. М., 1996.
2. Ролевые игры в преподавании прав человека. Сборник. М., 1995.
3. Прутченков А.С. Видеть человека в другом. М., 1992.
4. Он же. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., «Знание», 1991.
5. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

*Н.Б.Щеголихина — методист Комитета по образованию администрации города Мыски Кемеровской области.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!