СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Как диагностировать художественно-эстетическое и физическое развитие детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаем новый подход к педагогической диагностике художественно-эстетического и физического развития детей дошкольного возраста.

В этой статье расскажем, как диагностировать художественно-эстетическое и физическое развитие детей в подготовительной к школе группе.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Как диагностировать художественно-эстетическое и физическое развитие детей"»

Как диагностировать художественно-эстетическое и физическое развитие детей

Предлагаем новый подход к педагогической диагностике художественно-эстетического и физического развития детей дошкольного возраста.

В этой статье расскажем, как диагностировать художественно-эстетическое и физическое развитие детей в подготовительной к школе группе.

В чем заключается новый подход к диагностике

В процессе педагогической диагностики воспитатели оценивают степень достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы во всех возрастных группах. Планируемые результаты художественно-эстетического и физического развития учитывают целевые ориентиры, а также содержание образовательной деятельности и виды детской деятельности, приоритетные для данных образовательных областей.

Для диагностики педагоги используют низко формализованные методы (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и определяют достижения ребенка в сравнении с ним самим на предыдущем этапе развития. Также по результатам диагностики педагоги оценивают, насколько эффективно они работают с конкретным ребенком и как можно скорректировать систему педагогической работы, чтобы он смог достичь планируемых результатов и показать высокий уровень освоения образовательной программы.

Что включает в себя художественно-эстетическое развитие

Показатели для оценки художественно-эстетического развития

художественное творчество:
– развитие художественного творчества;
– развитие продуктивной деятельности;
музыкальное развитие:
– слушание музыки;
– пение;
– музыкально-ритмические движения;
– игра на детских музыкальных инструментах;
– музыкальная игра-драматизация

Согласно ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает «развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)" (п. 2.6).

Кроме того, в соответствии с положениями ФГОС ДО дошкольные организации реализуют два направления художественно-эстетического развития: художественное творчество и музыкальное развитие.

В рамках развития художественного творчества педагоги развивают у детей интерес к искусству в его различных проявлениях, доступных возрасту; формируют устойчивую позитивную мотивацию к восприятию произведений искусства (изобразительного, декоративного, словесного); приобщают к общечеловеческим и национальным ценностям через освоение художественного опыта прошлого и накопление собственного личностного и художественного опыта. Кроме того, педагоги организуют творческую деятельность детей с учетом их индивидуальных особенностей, чтобы удовлетворить потребности в самовыражении через изобразительное и конструктивно-модельное творчество.

Педагоги погружают детей в художественно-образную природу искусства, языка и средств художественного выражения в процессе совместной с ними деятельности. В ходе образовательной деятельности они знакомят дошкольников с российской и мировой художественной культурой (с учетом их возрастных особенностей), формируют элементарные представления о видах искусств (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн).

Задачи развития художественного творчества реализуются в приоритетных видах детской деятельности – продуктивной (рисование, лепка, аппликация), конструктивной (конструирование из бумаги, природного и бросового материала, художественный труд), восприятии художественной литературы и фольклора, а также в познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование с разными видами изобразительных средств и материалов).

В рамках реализации направления „Музыкальное развитие“ усилия педагогов направлены на накопление у детей опыта восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыку разных эпох, стилей, на народную музыку, формирование „сокровищницы впечатлений“. Педагоги развивают у дошкольников осознанность восприятия, расширяют у них первоначальные знания о музыке, развивают музыкальные способности, способности к выражению своих музыкальных впечатлений в исполнительской и творческой деятельности, формируют необходимые для этого умения и навыки. Кроме того, приобщают детей к музыкальному искусству, формируют у них эмоционально-оценочное отношение к музыке (эстетическое чувство, интересы, начала вкуса, представления об эталонах красоты).

Приоритетными для музыкального развития являются музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Далее представлены планируемые результаты художественно-эстетического развития для детей подготовительной к школе группы с учетом содержания данной образовательной области и целевых ориентиров. Из таблицы видно, каких результатов в развитии могут достичь дошкольники на данном возрастном этапе.

Планируемые результаты художественно-эстетического развития
для детей подготовительной к школе группы.

Скачать Планируемые результаты художественно-эстетического развития




Что включает в себя физическое развитие

Показатели для оценки физического развития (развитие основных движений)

– ходьба;
– бег;
– прыжки;
– бросание, ловля, метание;
– ползание и лазание;
– передвижение с техническими средствами;
– подвижные игры;
– ориентирование в пространстве

Физическое развитие согласно ФГОС ДО включает приобретение ребенком опыта в разных видах деятельности. В первую очередь, это двигательная деятельность, которая связана с выполнением упражнений. Упражнения должны быть направлены на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, которые способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы детского организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук. Также это двигательная деятельность, которая предполагает правильное, не наносящее ущерба организму выполнение детьми основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

Кроме того, физическое развитие предусматривает формирование у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Далее представлены планируемые результаты физического развития для детей подготовительной к школе группы с учетом содержания данной образовательной области и целевых ориентиров. Из таблицы видно, каких результатов в развитии могут достичь дошкольники на данном возрастном этапе.

Планируемые результаты физического развития для детей подготовительной к школе группы.

Скачать Планируемые результаты физического развития





Когда и как проводить диагностику

Сроки, когда проводить диагностику, каждая дошкольная образовательная организация определяет самостоятельно. В предлагаемых диагностических картах педагоги отмечают показатели развития ребенка в начале (в середине) и конце учебного года.

Систему обозначений педагог выбирает сам. Она может быть процентной: воспитатель указывает, на сколько процентов ребенок близок к достижению нормативного показателя. Или символической, например, символ „х“ означает низкий уровень достижения ребенком нормативного показателя, символ »?» – неполное достижение, символ «√» – ребенок достиг запланированного показателя. Также можно использовать цветовую систему обозначений, где красный кружок (или галочка) – низкий уровень развития, желтый – достаточный, синий – оптимальный, зеленый – высокий. Можно оставить и три основных цвета.

Необязательно проводить диагностику как отдельное мероприятие по плану. Воспитатель может оценивать детей по отдельным показателям в процессе специально организованной образовательной деятельности: во время занятий, игр, бесед и реализации образовательных проектов, а также в процессе наблюдения за самостоятельной продуктивной и музыкальной деятельностью дошкольников.

При проведении диагностики художественно-эстетического и физического развития детей необходимо обеспечить активное сотрудничество педагогов, которые участвуют в реализации данных направлений развития детей – инструктора по физической культуре (инструктора по плаванию), музыкального руководителя, педагога по изобразительному искусству. В ходе диагностики педагоги взаимодействуют аналогично тому, как они совместно работают над реализацией образовательной программы. При этом важно определить зону ответственности каждого педагога: диагностические мероприятия можно осуществлять совместно, а можно распределить работу. И том, и в другом случае педагоги должны обсуждать результаты диагностики и определять программу совместной работы в данном направлении развития ребенка (например, разрабатывать индивидуальный маршрут развития ребенка в том случае, если он показал низкие результаты развития).

Диагностика художественно-эстетического развития проводится в основном с использованием метода педагогических наблюдений. При диагностике физического развития педагоги могут применять тесты и замеры, адаптированные для возрастных показателей развития детей 7 лет.

В таблице соответственно представлены диагностические карты по художественно-эстетическому (художественное творчество и музыкальное развитие) и физическому развитию.

Как планировать работу с детьми по итогам диагностики

В начале года у многих детей могут быть низкие показатели: они только начинают осваивать содержание образовательной программы. Чтобы спланировать работу с детьми, лучше использовать данные диагностики прошлого года. Педагог увидит, как развивался ребенок на предыдущем возрастном этапе. На основании этой информации он определит мероприятия, которые помогут устранить имевшиеся проблемы и обеспечить нормальное развитие ребенка в данной возрастной группе, то есть на новом этапе.

Для детей, которые показали низкий уровень развития по результатам итоговой диагностики предыдущего возрастного периода или в промежуточной (декабрьской, январской) диагностике текущего года, воспитатель разрабатывает индивидуальные маршруты (траектории) развития и рекомендует для каждого ребенка конкретные задания, игры, упражнения в детском саду и дома, а также организует педагогическое сопровождение родителей.

Например, диагностика выявила у ребенка низкий уровень по показателям развития художественного творчества и продуктивной деятельности. Воспитатель должен пробудить у него интерес к данной деятельности. Для этого следует проводить с ребенком индивидуальные беседы, обращать его внимание на характерные признаки окружающих предметов, предлагать их описать, а потом изобразить.

Также важно включать ребенка в коллективную работу по созданию декоративных композиций, рисунков. На начальном этапе следует давать ребенку несложные задания, например, затонировать лист бумаги или приклеить большую декоративную деталь. Так ребенок будет постепенно овладевать разными приемами изобразительной деятельности, начиная с простых. При этом важно хвалить дошкольника за любые успехи.

Если диагностика выявила по показателям у ребенка низкий уровень физического развития, то педагогу следует уделить особое внимание двигательному режиму в группе, подвижным играм, физкультурным упражнениям на прогулке. Важно включать этого ребенка в спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования. Особое внимание педагог должен обратить на предметно-пространственную среду в группе, в частности на содержание физкультурного уголка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!