СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Как изменить подходы к оцениванию учащихся на уроке биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация образования и меняющиеся социальные факторы предъявляют новый стиль обучения учащихся

Просмотр содержимого документа
«Статья "Как изменить подходы к оцениванию учащихся на уроке биологии"»

Зайкова Наталья Борисовна

учитель КГУ «Средняя школа № 43

имени Габита Мусрепова»

г. Петропавловск СКО


Как изменить подходы к оцениванию работы учеников на уроке?


Процессы модернизации системы образования в Казахстане предопределили необходимость реформирования системы оценивания в целях приведения ее в соответствие с современными тенденциями развития образования в мире. В применяемой 5-балльной (фактически 4-х балльной) шкале не предусмотрены возможности для учета проявления индивидуальных свойств личности. В ней отсутствуют четкие критерии и предметные нормы оценки, что приводит в реальной школьной практике к необъективности выставления отметок в зависимости от позиции педагога. Все эти факторы определили пути реформирования оценочного аспекта образовательного процесса в направлении гуманизации, реализации принципов личностно-ориентированного подхода в образовании.

Практика моей работы показывает, что ученики не могут самостоятельно регулировать собственную деятельность во время урока, оценивать свои действия на уроке. Для организации саморегуляции учебной деятельности использую грамотное целепологания урока, а именно с позиции самого ученика. При осмыслении большого объема информации для эффективности использую групповую и парную работу. Чтобы заинтересовать учеников процессом обучения необходимо использовать практическую деятельность, создать проблемную ситуацию, которая будет способствовать самостоятельной добыче знаний. Активное обучение, участие в учебном процессе – все это повышает мотивацию ученика и его собственную компетенцию. Обсуждение, принятие решений, подведение итога и вывода при решении поставленной

проблемы, позволяет создать атмосферу сотрудничества, хорошего соперничества. Умение ученика проводить анализ деятельности другого ученика способствует проведению осмысления своей деятельности. Поэтому предлагаю некоторые формы оценивания, которые я применяю в своей практике.



Листы взаимооценивания выступления спикера.

3 балла – проявляется в полной мере

2 балла – проявляется не всегда

1 балл – проявляется частично

0 баллов – не проявляется

Критерии:

  1. Рассказ был четким и понятным

  2. Были выделены все понятия

  3. Были даны четкие расшифровки понятиям

  4. Приведен пример

  5. Изображения на листе четкие и понятны

  6. Прослеживается связь понятий

  7. Выделены главные слова

  8. Информация занимает весь лист

  9. Используется 2-3 цвета

Листы взаимооценивания выступления спикера.

Фамилии спикеров

Баллы по дескрипторам

Всего баллов
















































Дескрипторы оценивания ответа ученика

3 балла

2 балла

1 балл

Тема раскрыта на теоретическом уровне в связях и с обоснованиями

Раскрытие проблемы было на бытовом уровне, при ответе использовались биологические понятия

Раскрытие проблемы было на бытовом уровне без использования биологических понятий

Проблема раскрыта четко, понятно, кратко

Ответ был затянут, многословен

Ответ был нелогичен по изложению, сумбурный, были ошибки при донесении информации

Аргументация своей позиции была с опорой на факты общественной жизни и/или собственный опыт

Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и/или собственный опыт была неполной

Аргументация своей позиции с опорой на собственный опыт была частичной

Изображения на листе четкие и понятны

Много информации на листе

Идет сплошной текст, материал не структурирован

Информация занимает весь лист, прослеживается связь понятий

Информация занимает часть листа, нарушена связь некоторых понятий

Информация занимает часть листа, нет логики в изложении

Выделены главные слова, используется 2-3 цвета

Нет выделений главных слов, используется 3-4 цвета

Главные слова не выделены, используется более 4 цветов


Бланк самооценки

Имя ученика_______________ Класс _________

Название темы: _____________________________________________

Я могу при чтении текста

  • Быстро прочитать про себя текст

  • Сделать пометки: V - знаю, N - новое, ! - интересно, ? - не понятно

  • Определить смысл прочитанного

  • Выделить главное

При оформлении записи в таблице, схеме, кластере я могу

  • Понять, что необходимо отобразить

  • Выделить ключевые слова

  • Показать взаимосвязь терминов, слов

  • Привести примеры

  • Объяснить изображенную схему однокласснику

Я могу оценить запись, выступление другого ученика:

  • по внутреннему ощущению

  • по готовым критериям

  • сам могу разработать критерии

Над чем мне необходимо поработать:

  • теоретический материал___________________________

  • применение на практике ______________________________

Комментарии ученика

- Я приобрел…

- Я научился…

- Я смог…

- Материал этой темы дал мне для жизни…


Прошло немного времени, но мои ученики могут ответить на вопросы:

  • Научились ли вы чему-нибудь новому?

  • Что вам больше всего понравилось?

  • Что было легким для вас?

  • Что было для вас более сложным?

  • Что помогло решить ваши трудности?

  • Что вы можете сделать сейчас, чего не могли раньше?

  • Где вам требуется больше помощи?

  • Как бы вы изменили это задание для другой группы?

  • У вас есть какие-либо вопросы?


У большинства повысилась мотивация к обучению, на уроках создан благоприятный психологический климат .



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!