СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Как научить ребенка быть добрым и заботливым"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дается определение добру и заботе, и рекомендации как воспитывать эти качества в детях.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Как научить ребенка быть добрым и заботливым"»

Тема работы: «Как научить ребенка быть добрым и заботливым»

Стреж Ольга Семеновна, социальный педагог, Кодинская СОШ №4, г. Кодинск, Красноярского края



Аннотация: в данной работе даются понятия словам «добро», «добрый», «доброта», «забота», «заботливый», «заботиться» (словарь Ожегова); приводятся слова великих людей о доброте; говорится о том, как родителям и педагогам воспитывать эти добрые качества в детях; и что от нас, взрослых людей, зависит, каким будет наше общество в будущем.

«…Добро не лежит на дороге, его
случайно не подберешь, добру
человек у человека учится…» Ч. Айтматов

В I веке н.э. римский философ Сенека сказал: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Основу человеческого счастья создают - доброта, милосердие, радость и забота о других. Занимаясь умственным и физическим развитием ребенка, не нужно забывать о духовном, личностном развитии, подразумевающем усваивание ребенком моральных и нравственных принципов, формирование у него человеческих качеств. Личностное развитие наблюдается, когда ребенок взрослеет, меняется его внутренний мир и само его поведение. Но воспитывать в детях лучшие человеческие качества – доброту и заботливость, нужно с раннего возраста. В воспитании такого качества как доброта, огромная роль принадлежит семье. Недаром говорят - все мы родом из детства. Ребенок как цветок: он поворачивается ко всему теплому, светлому. И это добро должно обязательно исходить от родителей. Если ребенок чувствует во взрослом доброго, ласкового, справедливого человека, он и сам будет таким же. Совершая добро, не причиняя вред и боль другим людям, мы видим, как меняются отношения с окружающими. Эти отношения становятся теплыми, светлыми, добрыми. Еще в раннем возрасте ребенок, не осознавая того, «копирует» все наши дела и поступки. Мы, взрослые - пример для подражания. Поэтому, необходимо относиться к ребенку с теплом и заботой, дарить ему минуты радости и счастья. Надо приучать ребенка заботиться о других: о младших сестренках и братишках, о домашних питомцах, о бабушках и дедушках. Нужно научить его помогать и защищать слабых, делиться чем-либо, учить слушать и понимать других. Быть всегда внимательным к людям, которые нас окружают - это и есть проявление доброты. В одной из древних книг сказано: «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Эти золотые слова и должны определять все наши поступки в жизни. Воспитание в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности. Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки. Что означают слова «добро, добрый, доброта» и «забота, заботливый, заботиться»? Давайте обратимся к словарю русского языка Ожегова. Добро - всё положительное, хорошее, полезное. Добрый - делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества; несущий благо, добро, благополучие; хороший, нравственный; дружески близкий, милый; хороший, отличный; безукоризненный, честный. Доброта - отзывчивость, душевное расположение к другим людям, стремление делать добро другим. Забота - беспокойство, беспокойное, обременительное дело; мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-нибудь или чего-нибудь; внимание, попечение, уход. Заботливый - проявляющий заботу, внимательный, старательный. Заботиться - проявлять заботу о ком-то или о чем-то. Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром. Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи. Для духовного воспитания детей очень важно читать ребенку в детстве поучительные сказки со счастливым концом, в которых добро всегда побеждает зло. Лучше, если в детской книжке со сказками будут красочные рисунки, по которым можно объяснить самым малышам своими словами, что происходит. Также очень важно поощрять ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в беде. Если же ваш ребенок совершил какую-то пакость (пнул ногой бездомное животное, вырвал цветы с клумбы в парке), поговорите с ним, как со взрослым, объясните, что за такие поступки всегда наказывают. Но если вы видите, что малыш раскаивается, помогите ему загладить свою вину (накормите обиженную кошку, посадите вырванный цветок на место). Заботливое отношение к окружающим – ценное нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен. Заботливость как нравственность содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознаны и эмоционально насыщены, если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим. Особенности проявления заботливости у детей во многом зависит от условий семейного воспитания, эмоциональной атмосферы в семье, понимания родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике, отношения родителей к участию ребенка в домашнем труде. В хороших семьях царит положительный эмоциональный климат, он основан на глубоком понимании родителями целей и задач воспитания, единстве педагогических требований, предъявляемых ребенку в школе и дома. Дети, недостаточно включенные в дела семьи, не имеют возможности проявлять заботу, не осознают необходимости быть заботливыми. Они лучше оценивают поведение другого ребенка, чем собственное. Поэтому педагогам и родителям необходимо уделять много внимания развитию правильной самооценки. Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими все делать. Взрослые, общаясь с детьми, должны следить за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят взаимодействовать. Чем больше времени уделяют взрослые своему ребенку, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружественную атмосферу. Одной из форм воспитания в детях доброты и заботливости может быть проведение в школе «уроков доброты». В наше время, когда инклюзивное образование является реальностью, как раз взаимодействие обычных детей с детьми с ОВЗ в школьном пространстве и помогает формированию этих качеств. Основная идея таких уроков - рассказать ребятам о жизни и возможностях инвалидов, дать понять - какие бывают инвалиды, как они живут, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье и обществе, то есть показать здоровым людям, что инвалид такой же человек, как и все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации этих потребностей. У детей начальной школы доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и окружающим. Через слово, образ, рисунки, отгадывание загадок и ребусов, в детском сознании формируются и закрепляются важные ценностные ориентиры. В этом возрасте у детей происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка, и в то же время сохраняется тесная связь ребенка со своими близкими. Поэтому важно для проведения внеурочного мероприятия использовать системно-деятельностный подход. Целями внеурочных мероприятий являются - приобретение обучающимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения человека в обществе, формирование чувства милосердия к окружающим людям, воспитание доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. В результате ребенок учится работать в команде, анализировать собственное поведение, толерантно воспринимать мнение другого человека. Детство в жизни человека – важнейший период, это не подготовка к будущей жизни, а яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто и как вел ребенка за руку в детские годы - от этого в большей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок.

Источники:

  1. Алѐшнна А., Худенко Е. Программа по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам [Электронный ресурс] — Режим доступа. - http://www.razvitkor.ru/information/111-psihtech

  2. Асмолов, А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.

  3. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком, Л.: ЛГУ,2005, - 123 с.

  4. Валкер, Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), – С–П.: Речь, 2001.

  5. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. Книга для учителя. Под ред. проф.А.А. Бодалева . М.: Просвещение. - 2001. - 128 с.

  6. Летяга, Д. С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова //Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – №3.

  7. Методические рекомендации для классных руководителей по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья/ Новикова И.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики воспитания АКИПКРО, Измерова Я. Е., старший преподаватель кафедры теории и методики воспитания АКИПКРО, Водопьянова Г.Ю., методист кафедры теории и методики воспитания АКИПКРО-[Электронный ресурc] – режим доступа.- http://www.akipkro.ru/libfiles/func-startdown/1795/

  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка 70 000 слов / Под редакцией Н.Ю. Шведовой. - 23-е изд. испр., - М.: 1990. - 917 с.

  9. Сборник дисков для классного руководителя. ООО «Инфоурок». – 2014

  10. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!