СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Художественная деятельность школьников как фактор развития профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства».

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями и впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен приносить положительные эмоции, должен «увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься».

Просмотр содержимого документа
«Статья «Художественная деятельность школьников как фактор развития профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства».»

Лазарева И. А.

«Художественная деятельность школьников как фактор развития профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства».

Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития любого общества, потому что именно эта структура готовит человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры и политической жизни любой страны. Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения и основной задачей модернизации образования ставится обеспечение современного качества. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе.

Современный учитель - это тот, кто обучает своих учащихся в соответствии с требованиями, которые существуют в современном обществе, который внедряет в практику различные инновации, но нельзя сказать, что современный учитель не использует традиционную модель обучения, опираясь на нее он создает свою собственную уникальную модель обучения в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека». Думать «на век вперёд» - основная профессиональная миссия учителя.

Современная школа может быть востребованной только при учителе, постоянно работающем над собой, повышающем свою квалификацию, при учителе, который разработает программу собственного познавательного, профессионального и статусного роста. Для успешной реализации, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Современный учитель, по моему мнению, должен уметь:

  • Учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая все пробелы в своих знаниях, уметь самостоятельно, при помощи литературы, видеоматериалов и интернет ресурсов искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, изучать нормативно-правовые документы, относящиеся к отрасли образования.

  • Уметь грамотно составлять перспективное и календарное планирование, четко организовывать свой рабочий день, систематизировать свои наблюдения и наработки, делиться с коллегами своим опытом через социальные сети, профессиональные сайты, объединения.

  • Анализировать способности учащегося к тому или иному виду деятельности и в соответствии с этим определять наиболее подходящий для него учебный материал или саму деятельность, помогая при этом планировать и организовывать учащимся свою самостоятельную работу.

  • Мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности на уроках и во внеурочной работе.

  • Уметь организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею, помогая воплощать учащимися выбранную тему для исследования в проектную работу.

  • Осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.

  • Вести занятия в режиме диалога и дискуссии, устанавливая контакт с детьми и создавая доброжелательную атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет.

  • Проходить повышение своей профессионально - педагогической квалификации через курсы повышение квалификации, посещение авторских семинарских занятий, городских методических объединений.

Сегодня, как никогда, в сфере образования требуются люди, умеющие творчески и нестандартно мыслить, умеющие легко адаптироваться к изменяющимся условиям, самоорганизованные, коммуникативные, профессионально компетентные, и умеющие самоотверженно жертвовать собой. И сегодня остается актуальным высказывание английского писателя и политического деятеля XIX века Джованни Руффини «Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама». Но как осуществить грамотно переход от компетентного, профессионально образованного учителя к компетентному ученику?

Как показал опыт российских реформ, что наиболее социально адаптированными оказались выпускники школ, обладающие не набором неких знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения. Проще говоря – школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетенции, уровень сформированности которых зависит от компетентности учителя. Федеральный государственный образовательный стандарт дает нам некий «портрет выпускника школы». Это должна быть личность у которой развиты мировоззренческие социально-философские, гражданственные качества, духовно-нравственные качества как знание и понимание духовно-нравственных ценностей жизнедеятельности человека и общества, показатели уровня эстетической культуры, сформированы учебно-творческие знания, умения и навыки, речевая культура, наличие показателей физической культуры и здоровья.

Единственным учебным предметом в своем роде, который раскрывает духовно-нравственные качества обучающихся, воспитывает у них нравственные ценности, толерантность, правильные оценки событий, происходящих в окружающем мире является искусство. Являясь носителем культурных норм, накопленных человечеством за весь период своего существования, искусство и изобразительное искусство в частности, позволяет человеку, овладевая этими нормами, приобщаться к прекрасному наследию и творить свои предметы искусства. Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями и впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен приносить положительные эмоции, должен «увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься». И как подчеркивает автор учебников по изобразительному искусству Б.М. Неменский, по учебно-методическому комплекту которого я работаю, «в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимания без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо».

Я остановлюсь на том, как формирую эстетические и практические компетенции учащихся на уроках изобразительного искусства.

На своих уроках я применяю различные технологии: системную, интегральную, личностно-ориентированную, наглядную, информационную и другие технологии. С помощью технологии деятельностного метода дети сами формулируют тему и цели предстоящего урока, самоогранизовывают и самореализовывают себя.

Например, в 5 классе тему «Конструкция, декор предметов народного труда. Прялка» можно начать с песни «В низенькой светелки…» и показа картины «Пряха». Ученики сами формулируют, что будут изучать на уроке, ставят цели перед собой, выстраивают ход изучения данной темы. А в конце урока анализируют все ли намеченные цели были достигнуты и дают оценку своей деятельности. Тему любого урока можно и нужно подкреплять чтением стихов, прослушиванием музыки, просмотром видеороликов или компьютерных презентаций. Это помогает более полному раскрытию темы урока и формированию положительного эмоционального настроя у учащихся.

Например, перед уроком в 6 классе на тему «Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства» даю домашнее задание, подобрать стихи к произведениям искусства известных художников. А на уроке подготовленные стихи мы соотносим с представленными репродукциями картин, объясняя свой выбор. Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства.

Исследовательскую технологию можно применить, выполняя задание по мотивам работ великих художников, где учащиеся не только близко знакомятся с манерой живописи, но и проводят поисковую работу о судьбе и творчестве художников. Таким образом происходит развитие эстетического восприятия мира, воспитание художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве. Учащиеся получают определенный уровень эрудиции в сфере искусства.

Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности. Включение в урок игр и упражнений, способствующих усвоению новых терминов и понятий позволяет сформировать общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции. Например, задание «Продолжи цепочку слов» или «Объясните значение слова». Учащиеся должны продолжить перечень терминов, классификацию или объяснить значение слова, дать определение. Такие задания можно проводить в начале урока. Игры, отнесенные к теме «Цветоведение», способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер. Такие игры можно проводить на темах «Цвет в произведениях живописи», «Цвет в натюрморте», «Роль цвета в портрете», «Пейзаж- настроение», «Природа и художник». Игра – пазл «Узнай картину», игра-головоломка «Составь животное из геометрических фигур» или «Составь орнамент» тоже помогают в работе с учениками, развивают наблюдательность и пространственное мышление у учащихся.

Выполнение практических заданий на уроках изобразительного искусства учит понимать прекрасное и безобразное; развивать способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.

Возможность внесения арт-терапевтических методик в учебный процесс помогает обучить учащихся приемам саморегуляции, рефлексии и коррекции своего психологического состояния, что обеспечивает личностный рост и творческое самовыражение. Проектная деятельность, в которую можно вовлечь учащихся, способствует расширению кругозора учеников по темам, близких к учебным, формирует у них умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изученным темам.

Все эти применяемые технологии и методы работы предполагают, что учащиеся не только овладеют нормами пассивного восприятия изобразительного искусства, но и активно смогут производить произведения искусства, творческие работы, совершенствовать свой внутренний нравственный уровень. Личность учащегося невозможно формировать как что-то заданное, можно лишь способствовать развитию его разносторонних качеств, что осуществляется в процессе формирования компетенций. И, если мы - учителя будем обладать научными знаниями, будем инициативной и творческой личностью, будем стремиться накапливать свой жизненный опыт, выработаем в себе достаточно высокую компетентностность и передадим свой опыт учащимся, которые в свою очередь примут эти знания и научатся эффективно применять полученные знания в дальнейшей жизни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!