Лазарева И. А.
«Художественная деятельность школьников как фактор развития профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства».
Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития любого общества, потому что именно эта структура готовит человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры и политической жизни любой страны. Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения и основной задачей модернизации образования ставится обеспечение современного качества. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе.
Современный учитель - это тот, кто обучает своих учащихся в соответствии с требованиями, которые существуют в современном обществе, который внедряет в практику различные инновации, но нельзя сказать, что современный учитель не использует традиционную модель обучения, опираясь на нее он создает свою собственную уникальную модель обучения в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека». Думать «на век вперёд» - основная профессиональная миссия учителя.
Современная школа может быть востребованной только при учителе, постоянно работающем над собой, повышающем свою квалификацию, при учителе, который разработает программу собственного познавательного, профессионального и статусного роста. Для успешной реализации, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Современный учитель, по моему мнению, должен уметь:
Учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая все пробелы в своих знаниях, уметь самостоятельно, при помощи литературы, видеоматериалов и интернет ресурсов искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, изучать нормативно-правовые документы, относящиеся к отрасли образования.
Уметь грамотно составлять перспективное и календарное планирование, четко организовывать свой рабочий день, систематизировать свои наблюдения и наработки, делиться с коллегами своим опытом через социальные сети, профессиональные сайты, объединения.
Анализировать способности учащегося к тому или иному виду деятельности и в соответствии с этим определять наиболее подходящий для него учебный материал или саму деятельность, помогая при этом планировать и организовывать учащимся свою самостоятельную работу.
Мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности на уроках и во внеурочной работе.
Уметь организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею, помогая воплощать учащимися выбранную тему для исследования в проектную работу.
Осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
Вести занятия в режиме диалога и дискуссии, устанавливая контакт с детьми и создавая доброжелательную атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет.
Проходить повышение своей профессионально - педагогической квалификации через курсы повышение квалификации, посещение авторских семинарских занятий, городских методических объединений.
Сегодня, как никогда, в сфере образования требуются люди, умеющие творчески и нестандартно мыслить, умеющие легко адаптироваться к изменяющимся условиям, самоорганизованные, коммуникативные, профессионально компетентные, и умеющие самоотверженно жертвовать собой. И сегодня остается актуальным высказывание английского писателя и политического деятеля XIX века Джованни Руффини «Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама». Но как осуществить грамотно переход от компетентного, профессионально образованного учителя к компетентному ученику?
Как показал опыт российских реформ, что наиболее социально адаптированными оказались выпускники школ, обладающие не набором неких знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения. Проще говоря – школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетенции, уровень сформированности которых зависит от компетентности учителя. Федеральный государственный образовательный стандарт дает нам некий «портрет выпускника школы». Это должна быть личность у которой развиты мировоззренческие социально-философские, гражданственные качества, духовно-нравственные качества как знание и понимание духовно-нравственных ценностей жизнедеятельности человека и общества, показатели уровня эстетической культуры, сформированы учебно-творческие знания, умения и навыки, речевая культура, наличие показателей физической культуры и здоровья.
Единственным учебным предметом в своем роде, который раскрывает духовно-нравственные качества обучающихся, воспитывает у них нравственные ценности, толерантность, правильные оценки событий, происходящих в окружающем мире является искусство. Являясь носителем культурных норм, накопленных человечеством за весь период своего существования, искусство и изобразительное искусство в частности, позволяет человеку, овладевая этими нормами, приобщаться к прекрасному наследию и творить свои предметы искусства. Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями и впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен приносить положительные эмоции, должен «увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься». И как подчеркивает автор учебников по изобразительному искусству Б.М. Неменский, по учебно-методическому комплекту которого я работаю, «в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимания без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо».
Я остановлюсь на том, как формирую эстетические и практические компетенции учащихся на уроках изобразительного искусства.
На своих уроках я применяю различные технологии: системную, интегральную, личностно-ориентированную, наглядную, информационную и другие технологии. С помощью технологии деятельностного метода дети сами формулируют тему и цели предстоящего урока, самоогранизовывают и самореализовывают себя.
Например, в 5 классе тему «Конструкция, декор предметов народного труда. Прялка» можно начать с песни «В низенькой светелки…» и показа картины «Пряха». Ученики сами формулируют, что будут изучать на уроке, ставят цели перед собой, выстраивают ход изучения данной темы. А в конце урока анализируют все ли намеченные цели были достигнуты и дают оценку своей деятельности. Тему любого урока можно и нужно подкреплять чтением стихов, прослушиванием музыки, просмотром видеороликов или компьютерных презентаций. Это помогает более полному раскрытию темы урока и формированию положительного эмоционального настроя у учащихся.
Например, перед уроком в 6 классе на тему «Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства» даю домашнее задание, подобрать стихи к произведениям искусства известных художников. А на уроке подготовленные стихи мы соотносим с представленными репродукциями картин, объясняя свой выбор. Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства.
Исследовательскую технологию можно применить, выполняя задание по мотивам работ великих художников, где учащиеся не только близко знакомятся с манерой живописи, но и проводят поисковую работу о судьбе и творчестве художников. Таким образом происходит развитие эстетического восприятия мира, воспитание художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве. Учащиеся получают определенный уровень эрудиции в сфере искусства.
Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности. Включение в урок игр и упражнений, способствующих усвоению новых терминов и понятий позволяет сформировать общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции. Например, задание «Продолжи цепочку слов» или «Объясните значение слова». Учащиеся должны продолжить перечень терминов, классификацию или объяснить значение слова, дать определение. Такие задания можно проводить в начале урока. Игры, отнесенные к теме «Цветоведение», способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер. Такие игры можно проводить на темах «Цвет в произведениях живописи», «Цвет в натюрморте», «Роль цвета в портрете», «Пейзаж- настроение», «Природа и художник». Игра – пазл «Узнай картину», игра-головоломка «Составь животное из геометрических фигур» или «Составь орнамент» тоже помогают в работе с учениками, развивают наблюдательность и пространственное мышление у учащихся.
Выполнение практических заданий на уроках изобразительного искусства учит понимать прекрасное и безобразное; развивать способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.
Возможность внесения арт-терапевтических методик в учебный процесс помогает обучить учащихся приемам саморегуляции, рефлексии и коррекции своего психологического состояния, что обеспечивает личностный рост и творческое самовыражение. Проектная деятельность, в которую можно вовлечь учащихся, способствует расширению кругозора учеников по темам, близких к учебным, формирует у них умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изученным темам.
Все эти применяемые технологии и методы работы предполагают, что учащиеся не только овладеют нормами пассивного восприятия изобразительного искусства, но и активно смогут производить произведения искусства, творческие работы, совершенствовать свой внутренний нравственный уровень. Личность учащегося невозможно формировать как что-то заданное, можно лишь способствовать развитию его разносторонних качеств, что осуществляется в процессе формирования компетенций. И, если мы - учителя будем обладать научными знаниями, будем инициативной и творческой личностью, будем стремиться накапливать свой жизненный опыт, выработаем в себе достаточно высокую компетентностность и передадим свой опыт учащимся, которые в свою очередь примут эти знания и научатся эффективно применять полученные знания в дальнейшей жизни.