СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Критериальное оценивание в технологии БиС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по технологии БиС. Критериальное оценивание в технологии БиС.

Просмотр содержимого документа
«Статья Критериальное оценивание в технологии БиС.»

Войтова Инна Валерьевна

Учитель начальных классов КГУ «Гимназия №1 акимата города

Шахтинска»

Телефон 87021054687,

[email protected]



























Критериальное оценивание в технологии БиС.

Уже неоднократно поднимался вопрос о том, что в настоящее время пятибалльная система не может обеспечить контроль уровня функциональной грамотности, которая является результатом формирования ключевых и предметных компетенций. Всесторонний подход к формированию личности требует специально разработанных критериев оценивания по каждой компетенции.

Необходимо определить механизм оценивания предметных знаний и компетенций, который обеспечит осознание учащимися значение полученных баллов за определенное задание, создаст возможность контроля и самоконтроля за собственными достижениями, а так же позволит планировать деятельность по совершенствованию знаний по определенной предметной области. Такая система оценивания должна соответствовать мировому опыту и обеспечить целостное развитие личности и объективную оценку за урок, за четверть, полугодие или год.

Министерством образования и науки Республики Казахстан, Национальной академией образования им. И. Алтынсарина разработано Методическое пособие «Система критериального оценивания учебных достижений учащихся», в котором представлены системы критериального оценивания результатов обучения и личных достижений учащихся по ключевым компетенциям. Данные приемы способствуют осуществлению педагогами текущего, периодического и итогового контроля, но…это планируется реализовать в период внедрения 12-летнего образования.

Однако, в настоящее время и педагоги, и администрация не располагают инструментальными средствами контроля образовательного процесса. Школы самостоятельно разрабатывают инструментарий оценки знаний, ведут мониторинги, содержание и структура которых определяются спецификой изучаемой темы, курса или предмета. Качество такого инструментария не подвергается серьезной проверке, ни на одном уровне, что делает проблематичным принятие обоснованных решений по результатам контроля.

С целью разрешения противоречий между необходимостью целенаправленного управления качеством обучения в школе и недостаточностью разработки теоретических основ и технологии управления качеством обучения в школах Шахтинска Карагандинской области внедряется технология БиС (Биоинформатика и синергетика). Совершенно справедливо, что многообразие форм и методов обучения должно сопровождаться объективной информацией о качестве оказываемой образовательной услуги. Так основным вкладом технологии БиС в развитие образования РК является разработка объективных критериев - показателей и параметров качества обучения, создание эффективных педагогических условий для формирования операционной системы управления качеством обучения с учетом основных закономерностей теории самоорганизации как учащихся, так и педагогов. Технология БиС это результат сотрудничества автора (Вассерман Ф.Я.) со многими педагогами – практиками, которые не испугались изменить сложившиеся годами стереотипы в обучении и оценивании учащихся, так как в основе БиС лежит уникальная система измерителей качества. По мнению автора, управляется все, что измеряется, в том числе и в образовании. Так данная технология включает в себя нормативы, регулирующие и контролирующие различные уровни усвоения предметной информации с последующей возможностью их изменения, то есть – предполагается построение индивидуальных траекторий развития учащихся. Конкретно определены нормы, стандарты, эталоны измерения, которые непосредственно и являются показателями качества обучения, например, одной из норм является время, отведенное на выполнениее задания. В БиС оно только повышает точность измерений ( 5+30 –это обычная процедура определения норматива времени). В основе системы измерителей находятся принципы синергетики (взаимодействие всех субъектов обучения) и биоинформатики (информационные возможности мозга).

Формула расчета сложности заданий входит в систему измерителей и состоит из двух взаимосвязанных частей измерения и контроля:

- дифференциация по уровню содержания учебного материала

- дифференциация по уровню усвоения учащимися учебного материала.

Продуман и дифференцированный подход в обучении, так как весь материал состоит из трех единиц измерения НПС (нижний порог сложности – соответствует актуальному развитию по Выготскому), ППС (промежуточный – предполагает УДЕ), ВПС (верхний – определяет зону ближайшего развития ).

Нормативная единица предельного количества учащихся, усвоивших объем знаний, составляет 63% для каждого класса, рассчитывается из общего количества учеников.

Подход в обучении по БиС предусматривает применение ОСУД (обобщенный способ учебной деятельности), представленный в виде схемы-алгоритма, например:

Мой практический опыт показал, что применение ОСУД наиболее эффективен в тесной связи с ВУД (ведущей учебной деятельностью. В рамках исследования совместной реализации ОСУД и ВУД, составлен перечень критериев, которым должны отвечать предполагаемые виды деятельности:

- минимальное время на обработку поступающей информации;

- минимальное количество потерь в процессе усвоения ЗУН;

- минимальное количество операций при построении логических цепочек при внутренней мыслительной деятельности учащихся;

- минимальное количество времени на обнаружение ошибок;

- минимальное количество времени на создание оптимального целого из различных частей и наоборот (анализ и синтез);

- максимальное количество нестандартных решений;

- максимальный словарный запас;

- оптимальные скорость и качество устной и письменной речи;

- ВУД как генератор определенного ритма и темпа учебного процесса.

Одним из главных этапов ведущей учебной деятельности является создание условий по развитию словарного запаса, включающих критерии:

-скорость письма;

- качество письменной речи;

-объем словарного запаса, состоящий из трех показателей:

1) общий словарный запас (ОСЗ) - написание нормативное количество слов на родном языке за определенное время (5 минут);

2) тематический словарный запас (ТСЗ)- написание за определенное время (5 минут) нормативного количества предметных терминов, понятий и правил по изучаемой на момент измерения теме;

3) специальный словарный запас (ССЗ) – включает в себя написание за определенное время (5 минут) общего количества усвоенных терминов, понятий и правил, относящихся к отдельному предмету.

Определены и возрастные требования к выполнению нормативного объема словарного запаса:

Класс


1

2

3

4

5

6

7-11

Кол-во слов

25

31

37

44

50

56

63

На уроках по БиС часто используется координатно – пространственная матрица посадочных мест (МПМ), по которой на протяжении урока отмечается + или - , то есть ставится отметка о выполнении или не выполнении каждого задания.

А Б В Г Д Е






























Выставление оценок в журнал идет по нормативу:

5-4 плюса – оценка «5»,

3 плюса – оценка «4»,

2 плюса- оценка «3»,

1 или отсутствие плюсов - оценка «2».

Работая по МПМ, каждый ученик видит свои недостатки, и от урока к уроку стараются их исправить. Учитель видит полную картину качества знаний по классу по каждому заданию, может рассчитать уровень качества знаний по этапам урока и отработать выявленные пробелы в знаниях учащихся.

Данная технология представлена в виде технологических карт, в каждой из которых подробно определены критерии каждого этапа урока и система оценивания каждого ученика и класса в целом.



Карта БиС

Педагогическое направление

Оценивание

1.1

Триада «Алгоритм»

Передача знаниевого компонента

8-9 плюсов – оценка «5»;

7-6 плюсов – оценка «4»;

5 плюсов – оценка «3»

Менее 5 плюсов- оценка «2».

1.2

Триада «Биоинтернет»

Отработка знаний и умений в речевом закреплении, взаимообучение

По итогам цикла -2, или цикла-3, по достижению результата класса 63%

1.3

Триада «Тренажер»

Отработка ЗУН, завершает тему, индивидуальная самостоятельная работа учащихся

По итогу работы учащихся: Альфа –оценка «5», Бета – оценка «4», Гамма – оценка «3»

2

«Логика»

Отработка логического (дедукция и индукция) т творческого мышления, подготовка заданий высокого уровня сложности, работа в тройках

По сумме баллов, набранных тройками

3.

«Лидер»

Усвоение объемного материала в интегрированном обучении, командная игра

По сумме баллов, набранных командами

4.1

«Устный урок – 1»

Отработка учебного материала в области гуманитарных наук по принципу развития всех видов мышления

Индивидуальный зачет по МПМ

4.2

«Устный урок – 2»

Индивидуальный зачет по МПМ

4.3

«Устный урок – 3»

Индивидуальный зачет по МПМ, зачет троек

5.

«СРВ»

Высокий уровень сложности, как показатель развития, ребенка в учебном процессе, 4 группы учащихся

По сумме баллов, набранных командами

Представленные карты соответствуют различным типам уроков, различны по содержанию и по предметным целям, но все они содержат критерии оценивания учебной деятельности ученика.



Использованные ресурсы:

1. «Управление качеством образования», Алматы,2008

2. «Система критериального оценивания учебных достижений учащихся», Астана,2013



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!