Войтова Инна Валерьевна
Учитель начальных классов КГУ «Гимназия №1 акимата города
Шахтинска»
Телефон 87021054687,
[email protected]
Критериальное оценивание в технологии БиС.
Уже неоднократно поднимался вопрос о том, что в настоящее время пятибалльная система не может обеспечить контроль уровня функциональной грамотности, которая является результатом формирования ключевых и предметных компетенций. Всесторонний подход к формированию личности требует специально разработанных критериев оценивания по каждой компетенции.
Необходимо определить механизм оценивания предметных знаний и компетенций, который обеспечит осознание учащимися значение полученных баллов за определенное задание, создаст возможность контроля и самоконтроля за собственными достижениями, а так же позволит планировать деятельность по совершенствованию знаний по определенной предметной области. Такая система оценивания должна соответствовать мировому опыту и обеспечить целостное развитие личности и объективную оценку за урок, за четверть, полугодие или год.
Министерством образования и науки Республики Казахстан, Национальной академией образования им. И. Алтынсарина разработано Методическое пособие «Система критериального оценивания учебных достижений учащихся», в котором представлены системы критериального оценивания результатов обучения и личных достижений учащихся по ключевым компетенциям. Данные приемы способствуют осуществлению педагогами текущего, периодического и итогового контроля, но…это планируется реализовать в период внедрения 12-летнего образования.
Однако, в настоящее время и педагоги, и администрация не располагают инструментальными средствами контроля образовательного процесса. Школы самостоятельно разрабатывают инструментарий оценки знаний, ведут мониторинги, содержание и структура которых определяются спецификой изучаемой темы, курса или предмета. Качество такого инструментария не подвергается серьезной проверке, ни на одном уровне, что делает проблематичным принятие обоснованных решений по результатам контроля.
С целью разрешения противоречий между необходимостью целенаправленного управления качеством обучения в школе и недостаточностью разработки теоретических основ и технологии управления качеством обучения в школах Шахтинска Карагандинской области внедряется технология БиС (Биоинформатика и синергетика). Совершенно справедливо, что многообразие форм и методов обучения должно сопровождаться объективной информацией о качестве оказываемой образовательной услуги. Так основным вкладом технологии БиС в развитие образования РК является разработка объективных критериев - показателей и параметров качества обучения, создание эффективных педагогических условий для формирования операционной системы управления качеством обучения с учетом основных закономерностей теории самоорганизации как учащихся, так и педагогов. Технология БиС это результат сотрудничества автора (Вассерман Ф.Я.) со многими педагогами – практиками, которые не испугались изменить сложившиеся годами стереотипы в обучении и оценивании учащихся, так как в основе БиС лежит уникальная система измерителей качества. По мнению автора, управляется все, что измеряется, в том числе и в образовании. Так данная технология включает в себя нормативы, регулирующие и контролирующие различные уровни усвоения предметной информации с последующей возможностью их изменения, то есть – предполагается построение индивидуальных траекторий развития учащихся. Конкретно определены нормы, стандарты, эталоны измерения, которые непосредственно и являются показателями качества обучения, например, одной из норм является время, отведенное на выполнениее задания. В БиС оно только повышает точность измерений ( 5+30 –это обычная процедура определения норматива времени). В основе системы измерителей находятся принципы синергетики (взаимодействие всех субъектов обучения) и биоинформатики (информационные возможности мозга).
Формула расчета сложности заданий входит в систему измерителей и состоит из двух взаимосвязанных частей измерения и контроля:
- дифференциация по уровню содержания учебного материала
- дифференциация по уровню усвоения учащимися учебного материала.
Продуман и дифференцированный подход в обучении, так как весь материал состоит из трех единиц измерения НПС (нижний порог сложности – соответствует актуальному развитию по Выготскому), ППС (промежуточный – предполагает УДЕ), ВПС (верхний – определяет зону ближайшего развития ).
Нормативная единица предельного количества учащихся, усвоивших объем знаний, составляет 63% для каждого класса, рассчитывается из общего количества учеников.
Подход в обучении по БиС предусматривает применение ОСУД (обобщенный способ учебной деятельности), представленный в виде схемы-алгоритма, например:
Мой практический опыт показал, что применение ОСУД наиболее эффективен в тесной связи с ВУД (ведущей учебной деятельностью. В рамках исследования совместной реализации ОСУД и ВУД, составлен перечень критериев, которым должны отвечать предполагаемые виды деятельности:
- минимальное время на обработку поступающей информации;
- минимальное количество потерь в процессе усвоения ЗУН;
- минимальное количество операций при построении логических цепочек при внутренней мыслительной деятельности учащихся;
- минимальное количество времени на обнаружение ошибок;
- минимальное количество времени на создание оптимального целого из различных частей и наоборот (анализ и синтез);
- максимальное количество нестандартных решений;
- максимальный словарный запас;
- оптимальные скорость и качество устной и письменной речи;
- ВУД как генератор определенного ритма и темпа учебного процесса.
Одним из главных этапов ведущей учебной деятельности является создание условий по развитию словарного запаса, включающих критерии:
-скорость письма;
- качество письменной речи;
-объем словарного запаса, состоящий из трех показателей:
1) общий словарный запас (ОСЗ) - написание нормативное количество слов на родном языке за определенное время (5 минут);
2) тематический словарный запас (ТСЗ)- написание за определенное время (5 минут) нормативного количества предметных терминов, понятий и правил по изучаемой на момент измерения теме;
3) специальный словарный запас (ССЗ) – включает в себя написание за определенное время (5 минут) общего количества усвоенных терминов, понятий и правил, относящихся к отдельному предмету.
Определены и возрастные требования к выполнению нормативного объема словарного запаса:
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7-11 |
Кол-во слов | 25 | 31 | 37 | 44 | 50 | 56 | 63 |
На уроках по БиС часто используется координатно – пространственная матрица посадочных мест (МПМ), по которой на протяжении урока отмечается + или - , то есть ставится отметка о выполнении или не выполнении каждого задания.
А Б В Г Д Е
Выставление оценок в журнал идет по нормативу:
5-4 плюса – оценка «5»,
3 плюса – оценка «4»,
2 плюса- оценка «3»,
1 или отсутствие плюсов - оценка «2».
Работая по МПМ, каждый ученик видит свои недостатки, и от урока к уроку стараются их исправить. Учитель видит полную картину качества знаний по классу по каждому заданию, может рассчитать уровень качества знаний по этапам урока и отработать выявленные пробелы в знаниях учащихся.
Данная технология представлена в виде технологических карт, в каждой из которых подробно определены критерии каждого этапа урока и система оценивания каждого ученика и класса в целом.
| Карта БиС | Педагогическое направление | Оценивание |
1.1 | Триада «Алгоритм» | Передача знаниевого компонента | 8-9 плюсов – оценка «5»; 7-6 плюсов – оценка «4»; 5 плюсов – оценка «3» Менее 5 плюсов- оценка «2». |
1.2 | Триада «Биоинтернет» | Отработка знаний и умений в речевом закреплении, взаимообучение | По итогам цикла -2, или цикла-3, по достижению результата класса 63% |
1.3 | Триада «Тренажер» | Отработка ЗУН, завершает тему, индивидуальная самостоятельная работа учащихся | По итогу работы учащихся: Альфа –оценка «5», Бета – оценка «4», Гамма – оценка «3» |
2 | «Логика» | Отработка логического (дедукция и индукция) т творческого мышления, подготовка заданий высокого уровня сложности, работа в тройках | По сумме баллов, набранных тройками |
3. | «Лидер» | Усвоение объемного материала в интегрированном обучении, командная игра | По сумме баллов, набранных командами |
4.1 | «Устный урок – 1» | Отработка учебного материала в области гуманитарных наук по принципу развития всех видов мышления | Индивидуальный зачет по МПМ |
4.2 | «Устный урок – 2» | Индивидуальный зачет по МПМ |
4.3 | «Устный урок – 3» | Индивидуальный зачет по МПМ, зачет троек |
5. | «СРВ» | Высокий уровень сложности, как показатель развития, ребенка в учебном процессе, 4 группы учащихся | По сумме баллов, набранных командами |
Представленные карты соответствуют различным типам уроков, различны по содержанию и по предметным целям, но все они содержат критерии оценивания учебной деятельности ученика.
Использованные ресурсы:
1. «Управление качеством образования», Алматы,2008
2. «Система критериального оценивания учебных достижений учащихся», Астана,2013