МБОУ «Таймылырская СОШ» Булунский улус (район)
Республика Саха (Якутия)
2017 год
Реферат
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ КАК НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА
Выполнила: Павлова Софья Егоровна,
учитель начальных классов
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста.
1.1. Ценность младшего школьного возраста…………………………….….....6
1.2. Характерные особенности личности младшего школьника…………....... 9
1.3. Личностные изменения ребенка, возникающие при поступлении в школу……………………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. Формирование личности младшего школьника
2.1. Развитие познавательных процессов у младших школьников………….14
2.2. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте…...18
2.3. Потенциал личностного развития младшего школьника………………...20
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………..26
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст начинается в 6 - 7 лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до 10 - 11 лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьный период занимает особое место в психологии ещё и потому, что этот период обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития человека. Продолжается закрепление физического и психологического здоровья ребенка. Особенно важно внимание к формированию осанки, поскольку впервые ребенок вынужден носить тяжелый портфель со школьными принадлежностями. Моторика руки ребенка несовершенна, так как не сформировалась костная система фаланг пальцев. Роль взрослых состоит в том, чтобы обращать внимание на эти немаловажные аспекты развития и помогать ребенку самостоятельно заботиться о своем здоровье.
Формируется мировоззрение ребенка, складывается круг моральных, идейных представлений и понятий. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятся увлечения трудовые, художественные, спортивные. Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности.
Поэтому рассматриваемая тема весьма актуальна, ведь в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Особенно важны при этом те непосредственные отношения, в которые вступает ребенок с окружающими его людьми: в семье, в школе, в классе – в любой группе или коллективе, членом которого он является.
Главная цель работы над темой: изучить особенности развития личности в младшем школьном возрасте.
Основными задачами являются:
выявить возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
изучить младшего школьника как новую личность;
исследовать особенности формирования личности у младших школьников.
Объект исследования: развитие младшего школьного возраста.
Предмет исследования: проанализировать возрастное развитие в младшем школьном возрасте.
Особого внимания требует решение данных проблем в начальной школе. В концепции начального образования В. В. Давыдова [ 10 ] обосновано положение о том, что начальное звено – особый самостоятельный концентр в системе непрерывного образования, значение которого определяется не только преемственностью с другими звеньями образования, но и непроходящей ценностью для становления и развития личности ребёнка, развития его творческого потенциала.
Раскрытие связей развития психики ребёнка с его обучением и воспитанием – одни из важнейших вопросов психологии. Л. С. Выготский впервые обратил внимание педагогов на возможность решения задачи развития психических функций ребёнка в процесс обучения, ориентированного на развитие ребёнка как на непосредственную цель [6 ].
Именно развивающее обучение, меняя содержание и средства организации учебной деятельности, создаёт иную среду жизнедеятельности ребёнка, подлинную социальную ситуацию развития индивидуальности личности. Развивающие условия, способствующие удовлетворению базовых потребностей ребёнка: потребность в безопасности, признании, в развитии, формирует среду ценностных ориентаций, где главными являются ценности познания, личностного роста и развития.
Итак, цель учебного процесса в настоящее время не просто достижение определённого уровня знаний, умений, навыков, а что не менее важно – создание условий и собственно осуществление развития индивидуальности личности школьника.
Именно младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Он богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Высокая сенситивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка.
Глава 1. Психологическая характеристика детей
младшего школьного возраста
1.1. Ценность младшего школьного возраста
Когда мы говорим младший школьник, то в это понятие включаем ребенка в возрасте 6-10 лет. От 6 до 10 лет на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребенка складывается новая для него деятельность – учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его облик, на все его поведение. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поведение приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам, нормам поведения. Новое для ребенка положение в обществе – положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е. учением, - влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других.
Младший школьный возраст, как отмечает В. В. Давыдов, это особый период в жизни ребёнка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного среднего образования. Этот возраст называется критическим периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. По словам Л. В. Выготского, этим кризисом открывает школьный возраст [5 ].
В период кризиса происходит существенное изменение всего психологического облика ребёнка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением. Происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. По словам Дружинина В. Н., кризис семи лет является периодом рождения социального «Я» [12 ]. В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования-произвольного поведения.
Данный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В. Т. Кудрявцева, А. К. Дусавицкого, Д. Б. Эльконина и др. Этот период жизни характеризуется активностью протекания всех процессов. Происходит интенсивное биологическое развитие детского организма, меняется психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. В младшем школьном возрасте закладываются основы образовательных траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, развивается воображение и фантазия, творческое мышление, начинают складываться интересы и склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого отношения к действительности. Доминирующими становятся потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений [11].
Давно замечено, что ребёнок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнка.
Ребёнок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определённых ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребёнок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определённым правилам и законам. С формированием у младших школьников произвольного уровня познавательных психических процессов и произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как формирование «внутреннего плана» и рефлексии. Ребёнок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить своё поведение, спланировать его соответствующим образом.
Что же происходит с ребёнком, когда он приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [4 ]. В семилетнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживания, когда ребёнок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», то есть у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
Начало обучения в школе ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Ребёнок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми.
По мнению Дубровиной И. В. глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствует о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире [13, 14 ].
М. В. Гамезо отмечает, что младший школьный возраст является сенситивным для:
формирования мотивов учения , развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
развития продуктивных приёмов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;
развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;
усвоение социальных норм, нравственного развития;
развитие навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов[8 ].
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включён и в другие виды деятельности( игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и прочее), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребёнка[22].
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сенситивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
1.2. Характерные особенности личности младших младшего школьника
Переходный период от дошкольного в младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.
Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка: он начинает манерничать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Все это производит впечатление странного, немотивированного поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения (особенно когда дело касается выполнения повседневных бытовых требований) [7]
За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет.
Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребенок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, как раньше. Теперь по поведению ребенка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.[7]
На каждом этапе детства — свои предпосылки умственного роста. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
Характерными особенностями личности младших младшего школьника являются доверчивость, исполнительность. Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступая с ним в споры, доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя. Повышенная восприимчивость выражается в том, что младший школьник с готовностью и интересом воспринимает всё новое, ему хочется научиться писать, читать, считать. Повышенная реактивность проявляется на уроках в быстром поднимании руки, нетерпеливом выслушивании товарищей, стремлении отвечать самому. Направленность на внешний мир выражается в интересе к фактам, событиям. При возможности дети подбегают к тому, что их заинтересовало, стараются потрогать незнакомый предмет руками, с удовольствием рассказывают об увиденном ранее. Подражательность заключается в том, что ученики повторяют рассуждения учителя, товарищей. Такое внешнее копирование помогает ребёнку в усвоении материала, но в то же время может привести к поверхностному его восприятию. Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. У детей этого возраста сохраняется ряд потребностей, которые были характерны для дошкольника:
потребность в игровой деятельности, но уже с другим содержанием;
потребность в движениях;
потребность во внешних впечатлениях.
Вместе с тем у младших школьников появляются и новые потребности:
точно выполнять требования учителя;
овладевать новыми знаниями, навыками, умениями;
получать хорошие отметки, одобрение со стороны взрослых;
быть лучшим учеником;
выполнять общественную роль.
Личность ученика формируется в процессе учебной деятельности. Эффективность развития личности зависит от характера учебного процесса, от соответствия его закономерностям усвоения. Личность характеризует человека как хорошего или плохого, ответственного или безответственного члена общества [4,19 ].
Известный детский педиатр Бенджамин Спок пишет: «После 6 лет ребенок продолжает глубоко любить своих родителей, но старается этого не показывать. Ему не нравится, когда его целуют, по крайней мере, при других людях… Он приобретает чувство собственного достоинства и хочет, чтобы его уважали. Стремясь избавиться от родительской зависимости, он все чаще обращается за идеями и знаниями к взрослым людям вне семьи, которым он доверяет... То, чему учили его родители не забыто, более того, их принципы добра и зла засели так глубоко в его душе, что он считает их своими идеями. Но он сердится, когда родители напоминают ему, что он должен делать, так как сам знает и хочет, чтобы его считали сознательным».
В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов велик авторитет учителя — и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале.
Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений — дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это — неповторимые внутренние условия приобщения к учению. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
1.3. Личностные изменения ребенка, возникающие при поступлении в школу
Поступление ребенка в школу – это принципиально новый этап его жизни. По словам Гегеля, приход в школу – это приведение человека к общественной норме. В первую очередь происходит перестройка всей системы отношений (ребенок – взрослый и ребенок – дети).
Младший школьник – это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к ней. Длительное время считалось, что критерием готовности ребёнка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что «готовность к школьному обучению заключается не только в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов» [7, с.23 ].
В исследованиях Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, Н.Г. Салминой, Н. И. Гуткиной описаны основные показатели готовности ребёнка к школе:
- сформированность его внутренней позиции;
- семиотической функции;
- произвольности;
- умение ориентироваться на систему правил.
Готовность к школьному обучению означает сформированность отношений к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых. Это готовность к новым обязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения.
Необходимые для школьника как субъекта учебной деятельности интеллектуальные, личностные, деятельностные качества формируются буквально с момента рождения.
От уровня их сформированности в значительной мере зависит вхождение ребёнка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебную деятельность [2, 25, 21, 9 ].
Однако нужно учитывать, что возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает к концу первого урока. Дети очень утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.
В этот период жизнь во всем ее разнообразии, не иллюзорная и фантастическая, а самая настоящая, реальная, всегда нас окружающая – вот что возбуждает его деятельность. В этом периоде ребенок мало-помалу покидает иллюзорный мир, в котором он жил раньше. Куклы, солдатики теряют первоначальную прелесть. Ребенок тяготеет к реальной жизни. Он уже не мистик и мечтатель. Он – реалист.
С поступлением в школу ребенок включается в новую систему отношений; его эмоциональное благополучие, отношения с родителями уже во многом зависит от учителя: похвалит учитель ребенка – мама радуется и дарит ему любовь и ласку, а чуть провинится в школе или неудачно выполнит задание – и отношение к нему может резко измениться. В этот период учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уровне и в общении со сверстниками, его влияние простирается и на отношения в семье.
Младший школьный возраст – очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм. Дети очень хотят выполнять эти нормы, что при правильной организации воспитания способствует формированию у них положительных нравственных качеств.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее интенсивным периодом формирования учебной деятельности.
Глава 2. Формирование личности младшего школьника
2.1. Развитие познавательных процессов у младших школьников
Развитие восприятия. Восприятие – процесс приема и переработки младшим школьником различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Этот процесс завершается формированием образа.
Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, оно в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета.
Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения. На занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формулирует задачи восприятия тех или иных примеров и пособий. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности (вниманием, мышлением), приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения. При достаточно развитом наблюдении можно говорить о наблюдательности ребенка как особом качестве его личности. Исследования показывают, что в начальном обучении можно значительно развить это важное качество у всех младших школьников.
Развитие внимания. Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.
Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Условия школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его вовсе не интересуют. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу - важное приобретение младшего школьного возраста.
Как показывает опыт, большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он может руководить собственным сознанием.
Обе формы памяти - произвольная и непроизвольная - претерпевают в младшем школьном возрасте такие качественные изменения, благодаря которым устанавливается их тесная взаимосвязь и взаимопереходы. Важно, чтобы каждая из форм памяти применялась детьми в соответствующих условиях. Не следует думать, что лишь произвольное запоминание приводит к полноценному усвоению учебного материала. Такое усвоение может происходить и с помощью непроизвольной памяти, если она опирается на средства логического осмысления этого материала. Логическая обработка учебного материала может происходить очень быстро, и со стороны порой кажется, что ребенок просто впитывает в себя сведения, как губка. На самом деле этот процесс состоит из многих действий. Их выполнение предполагает особую выучку, без которой память школьников остается невооруженной и неорганизованной, т. е. "плохой памятью", когда школьники стремятся непосредственно запомнить то, что требует специального разбора, группировки и сопоставления. Формирование соответствующих приемов работы с учебным текстом выступает как наиболее эффективный путь воспитания "хорошей памяти".
Развитие воображения. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Большинство сведений, сообщаемых младшим школьникам учителем и учебником, имеет форму словесных описаний, картин и схем. Школьники каждый раз должны воссоздать себе образ действительности (поведение героев рассказа, события прошлого, невиданные ландшафты, наложение геометрических фигур в пространстве и т. д.).
Развитие способности к этому проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Эти образы статичны, поскольку в них не представлены изменения и действия объектов, их взаимосвязи. Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте развивается на всех школьных занятиях, путем формирования у детей, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний.
Стремление младших школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов - важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого воображения.
Формированию этой предпосылки помогают занятия по труду, на которых дети осуществляют свои замыслы по изготовлению каких-либо предметов. Этому во многом способствуют и уроки рисования, требующие от детей создать замысел изображения, а затем искать наиболее выразительные средства - его воплощения.
Развитие мышления. В развитии мышления младших школьников также наблюдаются две основные стадии. На первой стадии (она приблизительно совпадает с обучением в I и II классах) их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольникам. Анализ учебного материала производится здесь по преимуществу в наглядно-действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы или их прямые заместители, изображения (такой анализ иногда называют практически-действенным или чувственным).
Обобщения, выполняемые детьми на этой стадии, происходят под сильным "давлением" броских признаков предметов (к таким признакам относятся утилитарные и функциональные). Большинство обобщений, возникающих на этой стадии, фиксирует конкретно воспринимаемые признаки и свойства, лежащие на поверхности предметов и явлений.
На основе систематической учебной деятельности к III классу изменяется характер мышления младших школьников. С этими изменениями связана вторая стадия в его развитии. Уже В I-II классах особая забота учителя состоит в том, чтобы показать детям связи, существующие между отдельными элементами усваиваемых сведений. С каждым годом увеличивается объем заданий, требующих указания таких связей или соотношений между понятиями.
К концу второй стадии большинство учащихся производят обобщения в плане ранее накопившихся представлений, посредством их умственного анализа и синтеза. Развернутые объяснения учителя и статьи учебников во многих случаях достаточны для того, чтобы овладевать понятиями без непосредственного оперирования предметным материалом.
Растет количество суждений, в которых наглядные моменты сведены до минимума и объекты характеризуются по существенным связям.
2.2. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте
В начальной школе у младших школьников формируются основные элементы ведущей учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, «требующая от ребёнка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости» [13].
Младший школьник характеризуется доминированием внешней или, в терминах А. А. Люблинской, практической активности, причём сила этой активности достаточна велика [18 ].
Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека.
Согласно А. Н. Леонтьеву [17 ], ведущей называется деятельность, которая не только занимает длительный период, но и в русле которой:
1) формируются другие, частые виды деятельности;
2) развивается интеллект как совокупность сенсорно – перцептивных, мнемологических и атенционных функций;
3) формируется сама личность субъекта деятельности.
Первой характерной чертой школьного обучения является то, что поступлением в школу ребёнок впервые в своей жизни начинает осуществлять общественно значимую общественно оцениваемую деятельность. Это ставит его в новую позицию по отношению ко всем окружающим. Через выполнение новой деятельности определяются все остальные отношения ребёнка с взрослыми и сверстниками, в семье, отношения к себе и самооценка. В этом заключается важнейшая воспитательная функция школьного обучения, функция формирования личности. Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего школьного детства, однако, её функции на каждом этапе различны. Младший школьный возраст есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности.
Вторая существенная особенность систематического школьного обучения состоит в том, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено поведение ученика во время пребывания в школе. Подчинение правилам, с одной стороны, требует от ребёнка умение регулировать своё поведение и , с другой стороны, формирует более высокие формы произвольного управления поведением.
Третья особенность учебной деятельности младших школьников заключается в том, что с поступлением в школу начинается изучение науки в системе или логике самой науки. Переход к систематическому обучению, к усвоению научных знаний представляет собой настоящую революцию в представлении ребёнка об окружающей его действительности. Это новая позиция ребёнка в оценке вещей и изменений, происходящих в них.
Четвёртая особенность учебной деятельности младших школьников состоит в том, что ребёнку приходится радикально менять всю систему отношений воспитывающими его взрослыми. Система отношений из непосредственной становится опосредованной, то есть для общения учителя с учениками и учеников с учителем необходимы особые средства.
Важнейший элемент учебной деятельности – учебно - познавательные
мотивы. Их формирование – важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько в начальных классах будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшего обучения.
2.3. Потенциал личностного развития младшего школьника
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Младший школьный возраст является сензитивным для:
развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
раскрытия индивидуальных особенностей и способ¬ностей;
развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
усвоения социальных норм, нравственного развития;
развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значи-тельно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
По Л. С. Выготскому, с момента интенсивного развития мышления начинается интеллектуализация всех остальных функций, то есть ребёнок начинает осмысливать эти функции, разумно относиться к своей психической деятельности. Взаимосвязь этих функций в процессе обучения осуществляется за счёт основных новообразований младшего школьного возраста – мышления и произвольности владения данными функциями [7].
Важным компонентом системной организации образовательного пространства выступает развивающая среда, сама личность педагога. Педагог ориентирован на потенциальные возможности ученика, он играет роль помощника становления и развития личности ученика, уважает эту личность независимо от меры её приобщения к знанию, проявляет внимание к личностной инициативе ученика, к росту его личности [10].
Изменяется и позиция личности ученика, которая переориентируется с результата усвоения, с полученной оценки на активное взаимодействие с учителем и другими учениками, на собственное развитие и саморазвитие. Ребёнок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.
Самосознание ребёнка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Постепенно у учащихся появляется своя точка зрения на всё, охватывающее их. Оценочные представления младших школьников достаточно ситуативны, и критерии их оценок довольно относительны.
В этот период продолжает происходить насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием. Особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми и сверстниками по поводу учебной деятельности. Учебная деятельность со всеми её составляющими становится во главу угла в притязаниях ребёнка со взрослыми и сверстниками. Стремление к самоутверждению стимулирует ребёнка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство [19].
Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.
Самооценка относится к центральным образованиям личности, её ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности, и является регулятором её поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Самооценка представляет собой всю совокупность оценочных характеристик черт личности человека и связанных с ними переживаний. Для взрослых младший школьный возраст – это всё ещё начало жизненного пути, отсутствие опыта, а следовательно, «невозможность адекватной самооценки». Ребёнок же хотя и соглашается со своим возрастным статусом, но он уже осознаёт в себе личность и настроен на то, чтобы с его знанием себя считались другие.
Куперсмит определяет самооценку как «отношение человека к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Это отношение проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убеждённость в своей ценности, значимости»[16 ].
Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к своей личности.
У младших школьников встречаются все виды самооценок: адекватная, высокая адекватная, завышенная, неадекватная заниженная. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребёнка.
Ребёнок развивается как личность в системе складывающихся отношений с самим собой реальным, воображаемым, а также в результате ориентации на экспектации взрослых.
Наличие психологических знаний о своих личностных особенностях и возможностях занимает важное место в формировании у школьников ценностного самоотношения, реализации личностных свойств в учебной деятельности.
Для раскрытия личностного потенциала ребёнку необходимо понимать и принимать свою личность, одобрять себя в своих действиях и принимать ответственность за них. Принимая и понимая себя, ребёнок остаётся самим собой, всё более раскрывая свою индивидуальность. Когда ребёнок осознаёт в себе проявление тех или иных личностных качеств, принимает их в себе и может их сознательно контролировать, он научается владеть самим собой. Когда ребёнок ценит себя как личность, когда одобряет в себе важные личностные качества, он усиливает тот образ Я, который способствует возникновению интернальных форм поведения, что соответственно повышает уровень самоинтереса. Открывая в себе новые, позитивные личностные качества, ребёнок вступает в качественно иные отношения с внутренним и внешним миром, научается ценить себя и то, что его окружает. Школьник создаёт образ себя не просто как ученика, а как личности, способной к самополаганию, к самоутверждению себя в учебном процессе [3,4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте он не почувствует радость познания, не приобретёт умения учится, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
В тоже время начальный возраст - это период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Подражательность многих действий и высказываний - очень важное условие умственного развития в эти годы. Повышенная впечатлительность, внушаемость младших школьников, направленность их умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают по-своему благоприятные условия для обогащения и развития психики. Каждое из отмеченных свойств выступает у младших школьников главным образом своей положительной стороной, и в этом неповторимое своеобразие данного возраста.
Следовательно, можно утверждать, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным и значительным периодом для развития личностного потенциала личности.[15, 23, 20].
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, постоянно растущим интересом общества к процессу гуманизации образования как фундамента развития общества в новых условиях, личностно-ориентированной его направленности, с другой стороны, непрекращающимся поиском наиболее эффективной модели школьной психологической службы. Приоритетными становятся общечеловеческие ценности, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности, раскрытие её индивидуальности. Школа становиться вариативной, гуманистической, лично ориентированной, развивающей. Эта тема является актуальной при введении стандартов нового поколения.
На первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения. В связи с этим из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая индивидуализацию образования учащихся с учётом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов» [ 24 ,с. 14].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блонский П. П. Психология младшего школьника. – М., 1997. – 575с.
2 . Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка/ Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972. – с.28-56.
3. Бурменская Т. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Т. В. Бурменская, Е. Г. Захарова, О. А. Карабанова. – М.: Академия, 2002.
4. Волков Б. С. Психология младшего школьника. Учебное пособие для вузов. 2005.
5. Выготский Л. С. Педагогика. Собрание сочинений./Л. С. Выготский. – М., 2002.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – Спб.:СОЮЗ, 1997.- с.224.
7. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры./ Л. С. Выготский. – М. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
8. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов./ М. В. Гамезо – М.: Педагогическое общество России, 2003.
9. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996. – с.12-17.
10. Давыдов В. В. Концепция учебной деятельности школьника./ В. В. Давыдов, А. К. Маркова// Вопросы психологии. – 1981. – 13-27.
11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения./ В. В. Давыдов. – М.,2009.
12. Дружинин В. Н. Психология общих способностей./ В. Н. Дружинин. – Спб.: Питер, 2004.
13. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ И. В. Дубровина. – М: Академия, 2006.
14. Дубровина И. В. Психология./ И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. – 3-е изд., стереотипное, - М: изд. Академия, 2004.
15. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М.. 1997. – с.6-16.
16. Coopersmith S. The antecedents of Self – Elsteem. San – Francisco: Freeman, 1967.
17. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т.1. – М., 1983. – с.45-67.
18. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М.,1977. – с.56-57.
19. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – 5 изд., стереотип./ В. С. Мухина – М: Издательский центр Академия, 2000.
20. Мир детства: Младший школьник/ Под ред. А. Г. Хрипковой. – М., 1981.с.45-100.
21. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. – М., 1988. – с.67-88.
22. Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст./ Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – Спб: Речь, 2005.
23. Швалева Н.М., Тырсикова Д.В. Становление личности в условиях развивающей среды инновационной школы. Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 2006.
24. Стоун Э. Психопедагогика. – М: Педагогика, 1984. – с.471
25. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М: Центр «Педагогический поиск», 2001.- с.14.
26. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды./ Д. Б. Эльконин. – М., 2010.
27