СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Как привить интерес к чтению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статью можно использовать для выступления на родительском собрании, с целью привлечения родителей к проблеме чтения в современном мире.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Как привить интерес к чтению"»

Как привить интерес к чтению От автора

В 2016 году я набрала 1 класс в количестве 30 человек. Каждый раз я задаюсь вопросом , а сколько детей в моем классе умеют читать и на которых можно опереться в проведении урока, а кто не знает даже буквы. После 15 сентября я всегда проверяю детей на знание букв и умение читать. Из 30 человек у меня в классе 16 человек умели читать, 8 человек знали буквы и 6 человек даже букв не знали. Поэтому мне приходилось строить урок, опираясь на читающих детей, давая задания для тех детей, которые буквы знали, а с теми, кто ничего не знал работать индивидуально в группе продленного дня. На родительском собрании я настроила родителей на то, что главным на подготовительном этапе является обучение чтению, т.к. на основном этапе обучения детям придется читать самим задания по русскому языку, математике и не только читать, а понимать и выполнять. Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. А.П.Чехов говорил: «Чтобы воспитать, нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

Но в действительности детей чаще интересует компьютер, сотовый телефон и реже телевизор,замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого медленнее развиваются процессы интеллектуальной деятельности: дети медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Можно выделить правила чтения для учащихся.

1.Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.
2.Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
3.Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор.
4.Читай только вслух, не менее 15 минут , не торопись, обращай внимание на смысл читаемого текста.
5.Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
6.Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
7.Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
8.Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
9. Обращайся с книгами аккуратно.

Правила подготовки домашнего задания по чтению.

1.Внимательно прочти название произведения, автора,
внимательно прочитай весь текст.
2.Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
3.Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
4.Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
5.Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
6.Составь план пересказа текста.
7.Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
8.Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
9.Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими одноклассниками. Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса
          • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Систематически читайте ребенку, это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку .Воспитывайте бережное отношение к книге. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно затруднено. Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов по ФГОС она составляет:

Класс/полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 класс

--------------------

25-30 сл/мин

2 класс

30-40 сл/мин

40-50сл/мин

3 класс

50-60 сл/мин

65-75сл/мин

4 класс

75-85 сл/мин

85-95сл/мин

( Таблица приведена из сборника «Тексты для проверки техники и выразительности чтения», 1-4 класы,автор-составитель Н.В.Лободина, изд-е 2-е. Волгоград: Учитель, 2016.-89с.) Рекомендации В.Н.Зайцева по развитию техники чтения Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5–7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два – еще 1–2 абзаца. Перед сном – еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за один прием. Хорошие результаты дает чтение перед сном. - Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: ребенок читает одну-две строчки, после этого получает краткий отдых. Такой режим получается, если ребенок просматривает диафильмы. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
- Для того чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно 1минуту. Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему. .
- Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке. Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного.
С О В Е Т Ы Р О Д И Т Е Л Я М:

- Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком, пусть он придет школу, умея читать. В 5–6 лет учиться читать легче, чем в 7–8 лет.
- Терпеливо помогайте ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
- Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением. Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
- Рассказывайте детям сказки.
- Устраивайте семейные чтения.
Пожелание: Пусть совместные старания учителя и родителей будут направлены на воспитание у детей интереса к чтению, дадут хорошие результаты. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг.Пусть чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им радость познания! ПРОГНОЗ НА БУДУЩЕЕ:
          • В конце 2-го класса провести конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».
          • Третий класс – «Литературная гостиная».
          • Четвертый класс – «Урок-отчет по внеклассному чтению».
Список используемой литературы:

Лободина Н.В.Тексты для проверки техники и выразительности чтения. Изд. 2-е-Волгоград: Учитель, 2016

Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов.– М., 1993.
Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. – 1996.
Стрельцова О. Воспитание у детей интереса к чтению // Начальная школа – Первое Сентября.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!