Подростковый возраст - сложный период полового созревания и психологического взросления, характеризующийся бурным физическим ростом и психологическими изменениями организма: появляется чувство взрослости, формируется образ физического "Я", самосознание, самоутверждение. Важным новообразованием подросткового возраста выступает самооценка личности. Именно самооценка обусловливает успешность деятельности, социальную адаптацию и социальный статус.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: « Положительное влияние социально-психологического тренинга на личность подростка»»
ГБУ
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Бельского района»
Тверской области
Статья
на тему: « Положительное влияние социально-психологического тренинга на личность подростка»
Подростковый возраст - сложный период полового созревания и психологического взросления, характеризующийся бурным физическим ростом и психологическими изменениями организма: появляется чувство взрослости, формируется образ физического "Я", самосознание, самоутверждение. Важным новообразованием подросткового возраста выступает самооценка личности. Именно самооценка обусловливает успешность деятельности, социальную адаптацию и социальный статус.
Одним из предпочитаемых воспитанниками СРЦН видом деятельности является социально-психологический тренинг.
Социально-психологические тренинги, систематически проводятся педагогом-психологом с воспитанниками СРЦН и являются системой специально организованного интенсивного воздействия, где решаются многие из актуальных проблем: социальные установки, умение и опыт в области межличностного общения, устранения неэффективного психологического напряжения, формирование положительного образа Я и самооценки и как следствие развитие личности, формирование у подростков осознанной позиции в отношении вредных привычек и выработка навыков аргументированной защиты.
Социально-психологические тренинги способствуют регуляции эмоциональных состояний, помогают в решении профессионального самоопределения, могут служить одним из вспомогательных средств для личностного развития подростков.
При взаимодействии с другими людьми каждый индивидуум привносит в этот контакт свой опыт, стратегии поведения, ресурсы и возможности. Однако поведение человека далеко не всегда осознается. Неэффективные дезадаптивные формы поведения, как правило, неосознанны и препятствуют продуктивному формированию жизненного стиля. Из-за неспособности решения проблем у подростка возникает ощущение собственной безуспешности, беспомощности, неудовлетворенности собой. В результате этого он начинает искать способы ухода от решения проблем, использует психоактивные вещества, алкоголь, наркотики и т.п. Они приносят временное облегчение, но их употребление формирует дезадаптивные формы поведения и зависимость.
Для того чтобы избежать этого, быть успешной личностью, эффективно преодолевающей стрессы, человек должен осознавать свои возможности, объективно оценивать проблемные ситуации и развивать имеющиеся ресурсы.
Социально-психологические тренинги помогают учиться понимать свой внутренний мир, свои чувства и переживания, формировать себя как личность, повышать личную психологическую культуру. В свою очередь психологическая культура является показателем социальной зрелости личности.
Педагог-психолог СРЦН Т.А. Стрелкова