СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Работа с одаренными детьми:готовимся к олимпиаде по истории".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка учащихся к олимпиаде по истории. С чего начать?

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Работа с одаренными детьми:готовимся к олимпиаде по истории".»

Ульяновская область Старокулаткинский район с. Старый Атлаш

МКОО «Староатлашская СШ»








Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории



















Учитель истории

Юртаев Г.Р.



Не секрет, что каждому педагогу хочется, чтобы именно его ученики занимали призовые места на олимпиадах и конкурсах. И всегда есть мучительные раздумья – а как этого достичь? Точного рецепта не знает никто. Но можно попробовать.

Итак, для начала поставим цель. Чего вы хотите? Если только того, чтобы ваш одиннадцатиклассник подготовился к олимпиаде за пару месяцев, а через день после нее все забыл, то эта статья не для вас.

Если же вы хотите помочь ученику в процессе социализации, развития необходимых для дальнейшей профессиональной подготовки знаний, умений и навыков, то планомерная работа по подготовке учащегося должна начинаться в VI-VII классах, максимум в девятом. И тогда есть шанс, что ваши ученики, не только займут призовые места в олимпиадах разного уровня, но и добьются хороших профессиональных результатов.

Уже в VI классе необходимо определить, чьи способности превышают среднестатистические. Для этого можно привлечь психолога (это конечно идеал). Если такой возможности нет, то всему классу предлагается выполнение определенного типа задании. Для VI-VII классов можно предложить следующие.

. «Историки пишут правильно» - ученику предлагается термин с пропущенными буквами, которые необходимо вставить. Его можно использовать следующими способами: как одно из заданий при проверке знаний, более сложный вариант – самостоятельно найти в предложенном справочнике написание слова по его определению. Третий вариант для высокомотивированных и заинтересованных детей – найти не только правильное написание, но и определение слова и поделиться результатом с классом. Использование этого задания продолжается вплоть до XI класса.

. «Угадай кто» - учащиеся должны по предложенным признакам определить, о ком идет речь. При изучении каждого исторического персонажа особое внимание уделяется особое внимание уделяется не только его внутренней и внешней политике, но и характеристикам, данным современниками и потомками.

. «Определи термин» - из предложенных слов составить определение понятия, и назвать его. По мере усложнения материала задание усложняется, необходимо не только составить определение, но и найти термин в энциклопедии или словаре.

. «Найди ошибку» - найти в тексте ошибки и исправить их. Со временем формулировка задания приближается к олимпиадной.

. «Заполни пропуски» - в тексте пропущены слова и даты. Они даются после текста, их необходимо поставить в логическом порядке. Данное задание позволяет развить логическое мышление и научиться выстаивать причинно – следственные связи.

Каждый из этих типов заданий встречается, в олимпиаде начиная с IX класса. В VI-VIII классах олимпиады строятся по иному принципу. В них особое внимание уделяется творческим заданиям. И может сложиться так, что ученик, обладающий образным мышлением, высоким уровнем знаний и хорошо развитой письменной речью, добивается неплохих результатов на олимпиаде. Но в IX классе он не справляется с заданиями, так какв них требуется логическое мышление и работа с конкретными фактами. Поэтому тех учащихся, у которых высокий потенциал, целесообразно отправлять не на олимпиады, а на иные соревнования и конкурсы. Выполнение предложенных типов заданий и наблюдение за работой учеников в классе позволит уже к середине учебного года выделить группу детей, которым требуется особый подход и отдельные типы заданий. С этого момента все задания дифференцированы. Например, при выполнении задания «Заполни пропуски» можно давать усложненный текст или указывать количество слов, большее, чем пропусков. В VIII-IX классах следует начинать индивидуальные или групповые занятия с одаренными учениками, используя для этого часы школьного компонента, требующие работы, не только с отдельными заданиями, но и с другими учебниками.

Если вы работаете в классе с углубленным изучением истории, то часы школьного компонента целесообразно потратить не столько на углубление материала, сколько на отработку следующих умений и навыков: написание и защита эссе, включая оппонирование, подготовку тезисов выступления, работу с историческими источниками, анализ конкретно- исторической ситуации.

Если работа ведется в общеобразовательном классе, то часы школьного компонента необходимо использовать и для углубления знаний учеников.

Особую помощь здесь могут оказать различные элективные курсы и спецкурсы. Так, в моем случае ведение курса «История государственного управления в России» помогает сформировать знания об эволюции государственного аппарата в России с IX до конца XX в. Часто не хватает времени на объяснение принципа работы приказной системы и особенностей взаимоотношений внутри приказа и между отдельными учреждениями. Данный курс охватывает весь этот блок, позволяет рассмотреть личности министров, дьяков и судей приказов, и конечно, помочь разобраться в особенностях системы управления Советского Союза.

В VIII-IX классах особое внимание уделяется еще двум моментам – работе с историческими личностями и написанию эссе. Начнем с первого, наряду с традиционной характеристикой исторической личности, включающей сведения о жизни и деятельности, оценках современников и потомков, используем методику, предложенную В.А. Мыскиным еще в 19991г. В X-XI классах ученики сами пытаются найти противоречия в личности и проанализировать их. Это позволяет посмотреть на любую личность с неожиданной стороны.

Естественно, учащиеся в VIII – XI классах продолжают выполнять задание «Определите, о ком идет речь». Оно может быть двух типов. Первый предполагает определить, о ком идет речь, по яркой характеристике, известной в исторической науке. Например: «О ком А.Т. Болотов сказал «старичок седенькой, маленькой, простенькой…казался сущею курочкой на поле боя?» Это известная характеристика генерала Петра Семеновича Салтыкова, командующего войсками в период Семилетней войны.

Второй тип задания, с одной стороны кажется более простым, но, с другой – требует сопоставления нескольких характеристик.

В ходе его выполнения также необходимо определить, о каком историческом персонаже идет речь. Например, задание олимпиады 2017г. для IX класса: определите, о ком идет речь в приведенном отрывке. «Император находился в Павловске, окруженный интригами и волнуемый попеременно чувствами любви, великодушия и ревности. В том же состоянии переехал он в Гатчину, а затем в Петербург. Великие князья находились в постоянном страхе: оба они были командирами полков и в качестве таковых ежедневно, во время парадов и учений, получали выговоры за малейшие ошибки, причем в свою очередь подвергали солдат строгим наказаниям, а офицеров сажали под арест».

Особую сложность вызывают задания на сопоставление личности, представленной на изображении, и события, творения или явления, с которыми данная личность связана. Здесь выход только один: регулярно показывать ученикам портреты не только императоров или генеральных секретарей, но и министров, ученых, художников.

С VI класса необходимо начинать работу с историческим источником, двигаясь от простого к сложному. Первые задания к источнику направлены на поиск конкретной информации в тексте, а также на определение своего отношения к описываемым в источнике явлениям. Например, к отрывку из «Поучения» Владимира Мономаха можно задать следующие вопросы: к кому обращается князь, каким он видит правителя государства, согласен ли ты с позицией князя?

В VII- VIII классах можно привлекать два источника, или два мнения об одном и том же событии. Основная задача такой работы с источниками – научить сравнивать различные точки зрения на события и отстаивать свою собственную. Естественно, что в старших классах более сложны и источники и задания. Так, начиная с IX класса ученикам необходимо не только выявить отношение автора к событию, но и датировать документ, определить при каких условиях он появился и каково его значение

для соответствующих событий. Начинать можно с «Манифеста от 19 февраля 1861года». Для удобства подготовки достаточно использовать общедоступные материалы по ЕГЭ, часть С.

И, наконец, самое сложное – написание и защита эссе. Здесь совет может быть только один – использовать материалы олимпиад предыдущих лет и на их основе учить писать эссе, размышлять на предложенные темы. В VI –VII классах целесообразно способным детям предлагать задания типа «Подумай над высказыванием…» Свои размышления ученику следует начинать с того, согласен ли он с высказыванием и почему, подыскивая аргументы на основе изученного материала.

Начиная с VIII класса высоко мотивированным ученикам предлагается в качестве домашнего задания подобрать аргументы, подтверждающие и опровергающие то или иное высказывание. Например, «Павел I нанес большой удар по своеволию дворянства, но признавать его противником дворянства нельзя».

В последние годы появилось достаточно много пособий по олимпиадам по истории. Можно начать с материалов ПИШ, далее пособие А.Б. Драхлера «Вопросы к олимпиаде. Отечественная история», Всероссийская олимпиада школьников по истории» под редакцией С.И. Козленко. Уже в VIII классе сильным ученикам необходимо работать не по одному, а по двум учебникам. В дополнение к учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной можно использовать учебники Л.М. Лященко и другие. Помимо школьных учебников желательно использовать вузовские.

Все предложенные выше рекомендации стоит использовать и в более короткие сроки, а можно просто включить в повседневную работу. Это только попытка поделиться опытом, а не готовый рецепт подготовки учеников к олимпиаде.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!