Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Внедрение деятельностного подхода в обчении школьника родному языку"»
К вопросу о деятельностном подходе в процессе обучения родному языку в начальной школе.
По мнению ученых, «деятельность – это активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности». В.А. Фокин пользуется таким определением понятия деятельность: «Деятельность - целеустремленная активность, потенциально реализующая осознанную потребность субъекта, высшая форма активности человека [1]. Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, мы называем деятельностным методом. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
ФГОС НОО, введенный в начальной школе с 2008 года, определяет новые результаты обучения – УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. В основе УУД – универсальных учебных действий – лежит деятельность ученика на уроке – речевая, умственная, трудовая и д.р.Поэтому можно смело заявлять, что разработка новых госстандартов второго поколения НОО базируется на деятельностном подходе, который прошел исторический путь и представлен в трудах Дж. Дьюи, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова [2,3] . Деятельностный подход интегрирует лучшие достижения педагогики и способствует выработке компетенций – метапредметных умений, оперативных действий при решении учебных и в дальнейшем - жизненных ситуаций.
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. В результате обобщения в педагогической практике сложилось понятие системно-деятельностного подхода.[3] Так что же понимают под системно – деятельностным подходом? Системно-деятельностный подход - это такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Значение деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности. Действительно, только через собственную деятельность ребёнок усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества.
[1]- Фокин В.А. Информационные технологии в деятельности социальных педагогов. Социальная педагогика в России. 2010. № 6.
[2] Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов.- М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
[3] Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность/В.В. Давыдов// Начальная школа №7 - 1999, С. 12- 18