СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Внеклассные мероприятия и их роль в обучении иностранному языку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

в статье рассматриваются различные виды внеклассных мероприятий и описан собственный опят проведения и участия студентки в одном из таких мероприятий. работа написана совместно с преподавателем.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Внеклассные мероприятия и их роль в обучении иностранному языку"»

ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ИХ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Е.В. Бугаева

Л.В. Приходько

Ожерельевский ж/д колледж – филиал Московского

государственного университета путей

сообщения Императора Николая II

г.Ожерелье

На современном этапе развития образования в методике обучения преобладает гуманистический подход. В центре педагогического процесса находится ученик. Внеклассная работа в сочетании с урочной деятельностью открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и формирования мировоззрения студентов за счёт усвоения языка, как элемента национальной культуры и средства общения. Там, где внеклассная работа выступает как естественное продолжение системы уроков, создаётся подлинная педагогическая среда непринуждённого общения. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий (викторин, конкурсов, утренников, тематических вечеров и т.д.) способствует повышению интереса учащихся к изучению иностранного языка, улучшению качества знаний, развитию разговорных навыков, повторению и закреплению раннее изученных слов и выражений, расширению словарного запаса. Такая работа ставит не только учебные, но и воспитательные задачи; учащиеся знакомятся с традициями, обычаями и культурой другого народа, его литературным наследием. Внеклассные мероприятия также важны при обучении иностранному языку, как и работа на уроке.

Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:

1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. 2. Внеурочный характер занятий, который выражается в отсутствии строго урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения и в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. 3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий повышает интерес учащихся к изучению языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика.

Внеклассная работа строится на следующих принципах: [1, с. 154].

1) Принцип связи обучения с жизнью.

Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности учащегося.

2) Принцип коммуникативной активности учащихся.

Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на изучаемом языке.

3) Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка.

Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса студентов к иноязычной деятельности.

4) Принцип учета возрастных особенностей учащихся.

5) Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов.

6) Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.

Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям.

Эффективность и результативность внеклассной работы зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:

-добровольность участия;

-сочетание инициативы учащихся с направляющей ролью преподавателя;

-занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

-эстетичность всех проводимых мероприятий;

-четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

-наличие целевых установок и перспектив деятельности;

-широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;

-гласность.

Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:

-расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;

-стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

-всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы. [4, c. 167 ]

В методической литературе и в практике обычно различают три формы внеклассной работы: личные, групповые и массовые. В базу такого распределения возложен признак количественного охвата участников.

Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как интернациональные клубы, фестивали, конкурсы, олимпиады, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически. Целесообразно, чтобы массовые мероприятия строились на основе широкого использования самодеятельности и творческой активности учащихся. Для того, чтобы указанные мероприятия стали подлинно массовыми, необходимо широкое оповещение студентов и тщательная подготовка.

Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К данной форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для всех учащихся разговорные и хоровые кружки. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр фильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно. Кружковые занятия должны строиться на строго добровольных началах; кружки должны быть немногочисленными(12-15 членов), так как в большой аудитории труднее развивать разговорные навыки.

Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учащимися, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически. [4, c.101]. Индивидуальные формы работы представляют собой обязательную подготовительную ступень к массовой и кружковой работе.

Отметим те виды мотивации, развитие которых способствует повышению эффективности в обучении иностранному языку:

1)целевая коммуникативная мотивация, когда главная внутренняя установка – это общение со сверстниками и взрослыми;

2)инвентаризационная мотивация, вытекающая из осознания достигнутого учащимся прогресса в изучении языка;

3)страноведческая мотивация, вытекающая из удовлетворения специфического, эмоционально-личностного интереса студента к стране изучаемого языка, её культуре, народу;

4)лингво-познавательная мотивация, вытекающая из интереса к самой языковой форме (например, к этимологии, приращению лексического запаса, работе с контекстом);

5)компенсаторная мотивация – стремление к системности, полноте, нефрагментарности приобретаемых знаний, умений, навыков;

6)инструментальная мотивация, которая развивается на основе чувства радости и удовлетворения от выполнения определённых видов работы;

7)эстетическая мотивация, вытекающая из эстетического удовольствия, наслаждения, получаемого от процесса познания иностранного языка, от участия в различных формах внеклассной работы.

Внеклассная работа является важным звеном в обучении языку и культуре, способствует активному участию обучаемых в овладении знаниями, формировании у них способности к самостоятельной продуктивной деятельности на иностранном языке. Преподаватель, в свою очередь, является не только носителем знаний, но и яркой интересной личностью, которая не только передаёт знания, но и совместно с учащимися принимает участие в «малых открытиях», увлекательно и интересно организует их учебный труд. Далее хотелось бы описать собственный опыт участия во внеклассных мероприятиях.

В нашей практике получило широкое распространение проведение массовых внеклассных мероприятий. Одна из сложнейших задач, стоящих в данном случае перед преподавателем – задача поддержания высокого уровня мотивации студента при организации таких мероприятий. Для нашей самостоятельной работы предлагалось чтение аутентичных текстов, в частности, произведения Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби». Естественно, мы прочитали не всё произведение целиком, а отрывки, отражающие основное содержание романа. После прочтения книги, мы совместно с преподавателем составляли вопросы, задания, презентации по прочитанному материалу.

В итоге, завершением нашей работы над произведением явился подробный его анализ и решение провести внеклассное мероприятие массового характера в виде литературного кафе. Для организации данного мероприятия, мы составили подробный сценарий, попытались воссоздать атмосферу прошлого века, создав костюмы, характерные для той эпохи. Всем присутствующим нашего кафе было предложено краткое содержание произведения Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби». Мы рассказали о биографии автора, о создании им этого великого романа, а также просмотрели отрывки из фильма «Великий Гэтсби» на английском языке, сопоставили содержание фильма и книги и сравнили их. Необходимо отметить, что все мы с большим удовольствием и творческим воодушевлением подошли к созданию и проведению данного мероприятия - было создано довольно большое количество заданий, составлены вопросы, подготовлены презентации, разыграны сцены из произведения. В процессе проведения нашего мероприятия мы попытались погрузить всех присутствующих в «Эпоху Джаза», в результате чего, смело можно утверждать, что данная цель была достигнута.

Итак, в процессе подготовки и проведения нашей внеклассной работы были достигнуты основные её цели: развитие коммуникативных навыков, повышение интереса к изучению языка, культуре стран изучаемого языка, расширение словарного запаса, развитие навыков вести дискуссию, а также умение работать в группе. Мы сумели органически и творчески подойти к организации нашей совместной с преподавателем работы.

Неоспоримым преимуществом внеклассной работы является тот факт, что и сильные, и слабые в языковом отношении студенты получают возможность самореализации в творческом процессе подготовки и проведения мероприятий, ощутить себя в ситуации успеха. Атмосфера сотрудничества и творчества оказывает положительное воздействие на взаимоотношения преподавателя и студентов.

Можно смело утверждать, что благодаря внеклассной работе по иностранному языку углубляются познавательные интересы учащихся, стимулируется развитие личности, особенно её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе. Иначе говоря, внеклассная работа по иностранному языку способствует более эффективному усвоению содержания образования. Это позволяет нам сделать вывод, что разработка и проведение внеклассных мероприятий необходимы для повышения уровня мотивации к изучению иностранного языка.
















Список литературы

  1. Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. – 2005. – № 5.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полак – М.,2009.

  3. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., Просвещение, 1990.

  4. Смирнова А.Н., Фадеева Е.А. Нетрадиционные формы организации внеклассной работы – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2011.

  5. Формирование интереса к учению у школьников [Текст] /Под ред. А.К. Марковой. - М., 2006












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!