СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: Народная игрушка, как образ культуры народов России и средство художественно-эстетического воспитания дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для печати в сборнике статей УрГПУ

 

Просмотр содержимого документа
«статья: Народная игрушка, как образ культуры народов России и средство художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 104

620041, г. Екатеринбург, ул. Сулимова ,67 тел/факс: (343) 341-04-25,

e-mail: zvezda-104 @ mail.ru, web-сайт: 104.tvoysadik.ru













Материалы для печати в сборнике статей УрГПУ


статья: Народная игрушка, как образ культуры народов России и средство художественно-эстетического воспитания дошкольников











Составитель: Захарова С. А.

Должность: воспитатель





Екатеринбург 2015г.


Захарова С. А.,

магистрант ИПиПД УрГПУ,

г. Екатеринбург

Народная игрушка, как образ культуры народов России и средство художественно-эстетического воспитания дошкольников

Современные тенденции развития социокультурной ситуации выявляют общественное внимание к региональным особенностям образовательного пространства. Еще «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (1999 год) определила основные цели и задачи образования на перспективу (25 лет), среди которых важное место занимают развитие национальной культуры, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций культуры

На современном этапе в мировом масштабе происходят процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и психологического склада.

В сфере образования формируются новые тенденции, отражающие с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой – национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа.

В трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.М. Леонтьева, Д.Б. Эльконина рассматриваются вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывая, что процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, осваивается в активной созидательной деятельности [3].

Развитие законодательства, регулирующего отношения в области дошкольного образования, способствовало появлению принципиально нового документа модернизации системы образования – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), представляющий собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, определяет два таких основных принципа дошкольного образования, как: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей [5].

Успешное развитие личности возможно только в социальной, культурной, природно-климатической среде определенной терри­тории, что становится возможным при единстве целей, ценностей, межличностных отношений, видов деятельности, сфер общения отдельного человека, семьи.

Цели образования ребенка дошкольного возраста:

-Воспитание любви к малой Роди­не, осознание ее многонациональ­ности, многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом этнокультур­ной составляющей образования.

-Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родному краю, культурному наследию своего народа.

-Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям) [3].

Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным делом и формирует очень важное умение – самому себя занять полезной и интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы с разными материалами дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получить широкие представления об их использовании, способах обработки используемыми как народными мастерами и ремесленниками прошлого, так и художниками, дизайнерами настоящего.

Одним из таких видов деятельности, особенно важным в младшем и среднем дошкольном возрасте, способствующих художественно-эстетическому развитию ребенка является создание народной игрушки (куклы и др.). При этом важно знакомить с историей изготовления народной игрушки.

В качестве явления традиционной культуры народная игрушка служит одним из средств приобщения детей к народным традициям, что является важнейшим фактором воспитания духовности, формирования системы нравственных и эстетических ценностей. Игрушка-это предмет-знак, обеспечивающий для ребёнка возможность самого лёгкого, занимательного и доброжелательного по отношению к его ранимой душе вхождения в национальную культуру. Л. Оршанский сравнивает кустарно-ремесленные игрушки с фабричными, в процессе изготовления которых производитель не учитывает психофизиологические особенности детского восприятия: образность, эмоциональность, «ненужность мелочей, любовь к краскам, их неспособность видеть многое, что нам, взрослым, кажется очень важным» [2, c. 47].

Проблема: невозможно создать качественно иной уровень активно-деятельностного освоения ребёнком исторического прошлого и настоящего, без создания условий для освоения и постижения им ценностей и смыслов народной игрушки.

Предложения: художественно-эстетическое воспитание ребёнка через игрушку и приобщение детей к народным традициям требует подготовки комплексной программы «Мир русской народной игрушки». Эта программа должна содержать методические разработки фрагментов непосредственной - образовательной деятельности с электронным приложением, которые помогут познакомить детей с произведениями искусства, рождёнными в народной среде, с основами древней образности и символики, научат изготавливать игровые куклы и куклы обереги (к каждой кукле требуются подробные этнографические справки и технологические карты). Электронное приложение к каждому занятию позволит детям увидеть много нового и интересного, даст возможность побывать в гостях у народных мастеров, научить поэтапно, создавать различные народные игрушки [1].

Небольшой отрывок занятия:

Тема: Изготовление тряпичной народной куклы «Валдайский колокольчик».

Цель: Знакомство детей среднего возраста с историей народной тряпичной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

- Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа, интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социально-коммуникативное развитие»);

- Обогащать и активизировать словарь детей (безлика, оберег, обряд, рванка, мотанка), развивать связную, грамматически правильную речь. («Речевое развитие»);

- Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. («Познавательное развитие»);

- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, ловкости). («Физическое развитие»);

- Развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей. («Художественно-эстетическое развитие»).

Методы и приёмы:

-практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;

-наглядные: пособие, рассматривание иллюстраций «Народные тряпичные куклы»; куклы «Валдайский колокольчик», материала для изготовления кукол.

- словесные: русский фольклор, загадка, стишки, рассказ, вопросы, ответы, игра.

Оборудование:

-русский народный костюм, пособие, иллюстрации, сундук, кукла (обереговая), схема изготовления куклы.

Раздаточный материал:

Белый квадратный отрезок ткани, разноцветные лоскуты ткани (заранее вырезанные), цветной треугольный отрезок ткани, нитки и пластмассовые киндер - яйца, с большой бусиной внутри (вместо колокольчика).

Формируемые целевые ориентиры: формирование инициативности, понимание и принятие культурных норм общения; обладание элементарными представлениями из области истории, проявление любознательности; обладание развитым воображением, формирование инициативности, умение подчиняться разным правилам; владение устной речью; развитие крупной и мелкой моторики; формирование самостоятельности.

Возраст: дети средней группы

Время: 20 минут

Создание проблемно - мотивационной среды занятия: «момент-сюрприз»

Метод: Мои хорошие посмотрите, в каком костюме я к вам пришла. Так на Руси раньше одевались женщины. А принесла я вам волшебный сундучок (закрыт, в нём тряпичная кукла «Валдайский колокольчик», дети её не видят), в сундучке что-то лежит, а что вы узнаете, отгадав загадку:

Волосы льняные,

Глазки голубые.

И обуты ножки

В синие сапожки.

На красавице - пальто.

Догадались? Это кто?

Ответы детей: кукла

Давайте же откроем волшебный сундучок и посмотрим, отгадали вы или нет. Но его так просто не открыть, нужно ласково его попросить. «Сундучок мой сундучок, приоткрой нам свой бочок» (открыть сундук). Вы отгадали - это кукла (показываю тряпичную куклу). Эту куклу я сделала своими руками, её в магазине не купишь.

Вопросы: А вы видели таких кукол? Из какого она сделана материала? Это тряпичная кукла и называется она «Валдайский колокольчик»……………..[4]

Вывод: в процессе использования программы «Мир русской народной игрушки» ребенок будет постепенно погружаться в этнохудожественную деятельность, а игрушка войдет в его сознание, как важный элемент культурного наследия народа. В игрушках сосредоточен своеобразный язык художественного творчества, в котором закодированы этнические образы-символы, постоянно живущие в памяти народов. К сожалению, народная игрушка в наши дни превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребёнка и не требующую педагогического сопровождения. Следует помнить, что именно народная игрушка традиционно выступала в качестве инструмента сохранения культурного наследия, и именно в качестве воплощения духовного опыта народа она возвращается в педагогический процесс.

Литература.

  1. Коротких О. В. статья «Игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребенка» журнал Наука и школа 2013 год, №4.

  2. Оршанский Л. Исторический очерк развития игрушек и игрушечного производства на Западе и в России // Игрушка. Ее история и значение: сб. ст. под ред. Н. Д. Бартрама. М.: Изд. Т-ва И. Д. Сытина, 1912. С. 3-64.

  3. Толстикова О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. – 62с.

  4. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла» Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.

  5. http://www.consultant.ru/ Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!