СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Народная педагогика и воспитание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для подрастающего поколения необходимо применять новые методики воспитания. Народная мудрость черпается из народной педагогики

Просмотр содержимого документа
«Статья "Народная педагогика и воспитание"»

Почему мы, воспитатели, сегодня всё чаще обращаемся к народной педагогике? Ответ, наверное, прост. Народная педагогика – это наше культурное наследие. Она же, педагогика, по словам В. А. Сухомлинского, должна быть наукой для всех, кто живёт в этом мире, а значит чувствует, мыслит, страдает и блаженствует. Эту мысль в своих работах доказывает и К. Д. Ушинский: «Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше её быть не может».

Утыз Имяни, один из представителей народной педагогики Республики Татарстан, также утверждает: «Не плоть, а дух делает человека человеком». Особенно важно об этом помнить там, где мы наблюдаем слияние нескольких культур народов, проживающих на одной территории. Наша республика также полигамная. Поэтому в основе гражданско-нравственной позиции Татарстана лежат три принципа: толерантность, консенсус, гостеприимство. Согласно законам об образовании РФ и РТ «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами». Только благодаря диалогу культур происходит формирование человека духовного, человека культуры. Диалоговое взаимодействие является первоосновой воспитания толерантности в этнокультурной среде.

Эту точку зрения высказывают и философы, в частности Платон: «Познай себя!», - говорит он, «узри себя в других!», что означает: «понимая других, пойми себя». А философ Спиноза отмечает: «Понимание есть начало согласия». Прекрасно вписываются сюда мысли и Расул Гамзатова из стихотворения «Здравствуйте, люди!»

И вблизи, и вдалеке

На каком бы языке

Не беседовал в наш век

С человеком человек,

Я его благодарю:

«Здравствуй, гордо говорю».


Именно в великих трудах народных педагогов и в произведениях писателей и поэтов находим мы неувядаемые творения, впитавшие в себя гуманистические идеалы, любовь к человеку, стремление к свободе, правде к справедливости.

Основой традиционной педагогической культуры народов Татарстана является народная педагогика, которая рассматривается как совокупность отобранных и проверенных практикой, передаваемых из поколения в поколение эмпирических знаний, нравственных и эстетических воззрений, идей для воспитания подрастающего поколения, приобщение его к условиям общественной жизни.

Высокий уровень образованности татар в прошлом был обусловлен прежде всего традициями семейного воспитания. Практически в каждом доме пожилой глава семьи становился муллой-учителем. Пить спиртное, курить, заниматься азартными играми, говорить о ком-то плохо – всё это не укладывалось в сознание и содержание национальных традиций татар. Галиаскар Камал отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях». Известно, что народные традиции, обычаи и праздники являются незаменимыми средствами массового воспитания. Именно поэтому мы всё чаще и чаще сегодня обращаемся к народной педагогике, к народным просветителям, учёным, педагогам. Их педагогические труды, в основе которых лежат принципы нравственного, патриотического, толерантного воспитания, направлены на сплочение, сотрудничество и взаимоуважение всех народов, живущих на земле. Нельзя не вспомнить выдающихся деятелей и просветителей татарской народной культуры Каюма Насыри, Ризаэддина Фахреддина, Шихабеддина Марджани, Хасана Фаизханова, Фатиха амирхана, Галиаскара Камала, Мухаметхана Фазлуллина, Утых Имяни, Габдуллу Тукая и Муссу Джалиля.

В народной педагогике мы можем найти все ответы на проблемы современного воспитания. Ризаээдин Фахреддин – автор обширных, исторических и культурных трудов, педагог, написал послание детям «Воспитанный ребёнок». Послушайте же отрывок из его послания.

«Воспитанный ребенок, направляющийся в школу, сразу заметен:

он ведёт себя прилично и вежливо, шагает степенно, подобно

взрослому человеку,

и идет прямой дорогой к своей цели. Если по пути ему встретятся люди,

то непременно поздоровается с ними, а если встретит родственников и

близких, поздоровается за руки .

А вот неблаговоспитанные дети- не замечают никого. Воспитанный

Ребёнок идёт прямо, не озирается по сторонам, зря не остановится

возле магазина или иных увеселительных заведений.

Да камни и палки не будет кидать

прохожим собакам и кошкам, не будет никого дразнить, затевать драку,

а лужи обойдёт стороной, никого не обрызгав. Со своими

одноклассниками дружелюбен и не скажет

скверного слова. Словом, даже прохожие, увидев

милое создание, про себя подумают, какой славный малыш».


Разве эти мысли не актуальны сегодня? Сборники сочинений мыслителей, педагогов имеют практическую направленность. К. Насыри также поднимает широкий круг проблем, затрагивающих формирование как физического, так и духовного облика человека. К. Насыри подчеркивает, что для формирования человеческой личности, в подлинном смысле этого слова в гуманном воспитании, одно лишь физическое воспитание далеко не достаточно. «Воспитание, - пишет он, - не сводится к одному лишь питанию и созданию условий для телесного развития. Оно охватывает формирование у детей характера, исправление их поступков, возвышение из неразумного, животного состояния до разумного, человеческого, дача им знаний и привитие им добрых нравов».

«Настоящая человечность,— пишет Насыри,— предполагает  воспитание добрых нравов и характера и умения избегать дурных деяний, в процессе воспитания следует прививать детям любовь к родителям, своему народу и обществу так, чтобы они стремились оставить за собой след в жизни».

 Взрослый, считает К. Насыри, должен относиться к личности ребенка с уважением и бережливо, не допускать его раздражения по мелочам и не задевать его самолюбие. В то же время следует быть очень внимательным к поведению и интересам ребенка, не оставлять без ответа любой его вопрос.  Гуманность и внимание к ребенку не исключают требовательности по отношению к нему. Отец не должен поддаваться его капризам, а требовать от него трудолюбия, усидчивости, нравственной чистоплотности, «не расхваливать его и не хулить».

К. Насыри говорит, что ребенок берет пример со старших, старается подражать им. Поэтому взрослый не должен допускать перед ним предосудительных деяний. Взрослые должны предостерегаться от безнравственных поступков.

Содержанием сочинения, то есть книги «О воспитании» К. Насыри, являются наставления, поучительные истории и притчи, каждое его слово преследует одну цель — воспитание. Приведём примеры гуманизма, толерантности и патриотизма из его книги:

Наставление одиннадцатое. Александра Македонского спросили: «Как удалось тебе добиться покорности на Востоке и Западе? Прежние правители не жалели ни войск, ни сокровищ, а не смогли завоевать столько стран». Александр ответил: «Я брал страны, но не обижал народ. А прежних правителей поминал только добром».

О сын мой, видишь, сколь могуч воспитанный человек? Доброта и кротость берут города; надо быть добрым и снисходительным ко всем, остерегайся говорить дурно даже о своих врагах.


Наставление двенадцатое. Один царедворец спросил падишаха: «Что ты скажешь о дервише таком-то? Люди говорят о нем много плохого». Падишах ответил: «В его внешности нет ничего предосудительного, а что у него за душой, не видно. Я не могу судить о том, чего не вижу».

0 сын мой, было бы ошибкой судить о человеке, полагаясь лишь на свое недоверие. Это очень скверно. Избегай поспешных суждений.

Наставление тридцать четвертое. О сын мой, когда придется тебе воспитывать детей, будь особенно старателен, пока они малы. Знания, полученные в детстве, подобны орнаменту, выбитому на камне. Прут легче гнется, покуда тонок.

Наставление тридцать пятое. Один падишах передал сына наставнику, говоря: «О учитель, воспитай этого ребенка, как своего собственного сына, по своей системе, дай ему хорошие знания». Наставник принялся с усердием обучать сына падишаха вместе с другими отроками. Однако сын падишаха учился хуже сыновей простолюдинов. Падишах упрекнул этим наставника. Но тот отвечал: «О падишах, обучение одинаково, да способности разные».

Учти, мой сын, что дети черни бывают порой куда проворней и смышленей байских сынков. Вот почему я еще раз повторяю, что обучение байских детей требует гораздо больше стараний, ибо бывают они чересчур избалованы.


Наставление тридцать девятое.

Когда одного мудреца спросили: «Как ты понимаешь счастье доброе и счастье злое?», он ответил: «Доброе счастье бывает воздержанным, всегда помнит друзей, оно благочестиво, малословно... безгрешно, поклоняется святым, учтиво, щедро, милосердно. А злое счастье — это стяжательство, невоздержанность, болтливость... лукавство, бессердечие, жадность, оно забывает, что жизнь не вечна».

О сын мой, это хороший урок для тебя: стремись к доброму счастью и берегись злого; цель перечисления

признаков доброго счастья была в том, чтобы сделать тебя по-настоящему счастливым.


Наставление сорок пятое.

Избегай советов семи человек, о сын мой. Прежде всего, остерегайся невежды, ибо он темен и может толкнуть тебя на ложный путь. Во-вторых, берегись совета врага: он может погубить тебя. В-третьих, страшись совета завистника и ревнивца: этот разорит тебя. В-четвертых, не советуйся с лицемером, ибо лицемер заранее согласится с тобой. В-пятых, не слушай советов труса: он не отважится сказать правду. В-шестых, не верь скряге: у него на уме одно стяжательство и нет верных мыслей. И, наконец, не вздумай советоваться с одержимым, ибо он не в силах справиться даже со своей страстью

Советы К. Насыри и Ш. Марджани из его книги

«О воспитании» перекликаются, как бы дополняют друг друга:

«О сын мой, человека с дурным и злым нравом следует воспитывать не словами, а добрыми делами. Ты, конечно, и сам это хорошо понимаешь».


«О сын мой, если кто-нибудь оскорбит тебя грубостью не вздумай ответить тем же, лучше мягко пожури обидчика.

Твои великодушие и человечность лишь тогда проявятся до конца, если ты найдешь в себе силы забыть, чем обязаны тебе люди. Сам, однако, вечно будешь помнить их доброту. Это и есть истинное мужество.

Умение простить даже тогда, когда можешь наказать местью—вот самое прекрасное из человеческих достоинств».


«Если ты знаешь, что некто впал в нужду, и .догадываешься, что он рассчитывает на твою поддержку, не жди, пока он сам попросит тебя об этом, первый протяни руку помощи».


«О сын мой, как говорится, у неприветливого хозяина и угощение поперек горла. Надо быть радушным и терпеливым. Искренность также притягивает к себе сердца людей. Как нельзя не восхититься красотой, так нельзя не полюбить открытого, приветливого человека».

«В дружбе с близкими будь братом, но в делах все для тебя должны быть равны. При купле-продаже не делай для родственника исключение, говоря: «Он — мне родня». И никогда не проси: «Я — тебе родня, сбавь немного цену». Потому что родня родней, а дела делами. Напоминание о дружбе в делах вызывает обиду, озлобление. Если хочешь оказать ближнему любезность, лучше сделай это после того, как будет окончен торг».


«Любая работа даст тебе надежный кусок хлеба, сын мой, лишь бы сам ты был хорошим человеком».


«О сын мой, не произноси слов, способных огорчить людей. Ты невзначай обронишь слово, а оно ранит, обидит кого-нибудь. Бойся причинять обиды».

Наставительный трактат Утыза Имяни посвящён проблеме, которая стала сегодня обсуждаемой, как в обществе, так и в информационных сетях – это проблема пьянства и алкоголизма. Он приводит хадисы, в которых аллах предостерегал мусульман от подобного грехопадения. Он взывает каждого мусульманина к разуму и совести и напоминает, как нужно очистить свою душу, какие обряды нужно выполнять, чтобы аллах даровал разум. Утыз Имяни старается донести до каждого мусульманина мысли о том, что знание Корана воспитывает высокие нравственные качества в человеке, учит терпимости и человеколюбию. Утыз Имени напоминает, что в жизни нужно избегать трёх вещей – ненависти, зависти и презрения.

Прибегая к содержанию святых книг К. Насыри, Р. Фахреддина, Ш Марджани, У. Имяни, мы учимся избегать пороков, одинаково мешающих людям, независимо от вероисповеданий. Знание всего этого стирает границы культурных, религиозных и социальных различий, способствует сплочению, взаимопониманию, сотрудничеству, толерантному отношению друг к другу.

Сегодня, в век технического прогресса, общество испытывает духовный кризис, что выливается в ряд острых проблем: неуважение к друг другу, насилие, грубость, пристрастие к наркотикам, алкоголю, дисгармония в семье. Уместно сказать о Мухаметхане Ашрафзяновиче Фазлуллине. Это татарский языковед, педагог и методист, член-корреспондент, профессор (1930), заслуженный деятель науки АССР (1940). Особого внимания заслуживает его роль в развитии педагогической журналистики в Татарстане. Много рассуждает он о проблемах воспитания, при этом опирается на опыт видных зарубежных и отечественных педагогов: Аристотеля, Джоржа Локка, Жан Жака Руссо, Песталоцци, Я. Коменского, К. Д. Ушинского. Фазлуллин ссылается на труды Гегеля, учение Дарвина. Татарский учёный обращается к современникам с призывом взять на вооружение опыт видных педагогов прошлого и продолжить искания свои. Уникальна его статья «Как осуществить общественное воспитание». Фазлуллин считает, что воспитание должно стать государственным делом, ибо дети олицетворяют будущее. Поэтому, главная задача, - пишет он, - воспитание социально активной личности, способной стать достойным гражданином своей страны.

В своей работе мы тоже всё чаще и чаще обращаемся к произведениям устного народного творчества: поговоркам, пословицам, афоризмам, сказкам. Вот, некоторые из них:

  • Вчерашний ум бойцу сегодня уже не нужен

  • Невежда скажет: «Моя взяла!», умный скажет: «Я дорогу уступил!»

  • У кого сила – повалит одного, у кого знания – повалит тысячи.

  • Умный себя винит, глупый – других

  • Лишь в разуме счастье, беда без него. Лишь разум – богатство, нужда – без него.

  • Не мил и свет, когда друга нет

  • Кто твой друг – в пути познаешь

  • Во всём знай меру, мера во всём хороша: и в уважении к другу, и в ненависти к врагу

  • Доказывай не словом, а делом

  • Честь дороже денег

  • Запачканную честь мылом не смоешь

  • Человека человеком делает совесть

  • Право соседа – святое право

  • Покупая дом – погляди на соседа

Наставление К. Насыри «В чём заключается гуманность и как стать гуманным?»

Некто пожаловался мудрейшему из старцев: «Такой-то человек там-то порочил меня». Старик сказал ему на это: «А ты поведай людям о его добрых делах, пусть ему станет совестно». Слова эти и тебе наука, о сын мой. Постарайся извлечь пользу из любой истории, и если кто-нибудь по глупости скажет о тебе плохое – похвали его. Если он – человек, в его душе есть искорка тепла, авось возьмётся за ум и устыдится.

Хочу остановиться на одной татарской сказке «Мудрый старик». Очень актуальна идея сказки в современном мире. Борются две силы – добро, выступающее в лице старика и его сына, и зло, которое олицетворяет жестокий падишах, который издал указ: «Убивать всех стариков от 70 лет». Мы знаем, что у татарского народа абсолютом является уважение старших, которые даровали нам жизнь. В них – опыт, житейские знания, а это и есть мудрость. Юноша стремится доказать эту истину падишаху и, в то же время, спасти отца. Рассказчик рассуждает, что если в жизни отрубить старшее поколение от младшего, ведь это подобно дереву, у которого есть корень – старшее поколение, и верхушка – молодое поколение. Падишах предлагает юноше отгадать, как срублено дерево (с верхушки или снизу). Отгадка заключается в том, что отрубленное дерево – это неполноценное дерево. Если срубить дерево снизу – то останется только корень (род), но нет членов семьи, родословной, молодого поколения, которые смогут постоять за своё Отечество. Если срублено сверху – это значит молодое поколение оторвано от старшего, силы есть, но нет опыта и мудрости. К чему это может привести, каким уроком послужить? В конце сказки падишах понимает, что государству нужно и мудрое, старшее поколение, то есть, мудрые старики.

Безусловно, нельзя сегодня не сказать о Габдулле Тукае, великом татарском поэте, просветителе татарской культуры. Именно произведения Г. Тукая, в основу которых положены мудрые мысли старшего поколения, учат нас сегодня добру, милосердию, гневно обличают жестокость, призывают к гуманным, толерантным отношениям. Примером служит сказка «Коза и Баран». По-видимому, это беспризорные дети, догадываемся об этом, опираясь на фольклор. Баран, Коза – это библейские безобидные существа. Не зря говорят: «Глуп как агнец», «Мал как агнец». Г. Тукай писал в трудные времена, часто встречал в жизни нищих, обездоленных, осиротевших детей, его детство тоже было трудным, он жил с мачехой. Сюжет сказки в том, что жил-был Мужик с Женой

«Бедна их жизнь была, убога и скудна,

К тому ж Баран с Козой кормились у людей,

Но были всё равно некормленых худей».

Вот они их прогоняют со двора. Тукай обличает жестокосердие людей, у которых нет сострадания. – «Хозяин порешил – и значит будет так. Несчастные пустились в путь…». Волчья отрубленная голова, которую встретили на пути – это их первая жизненная трудность. «Где им отваги взять? Где храбрости занять?». Цель у Барана и Козы одна – выжить. Они понимают – «если не мы сами - кто нам поможет». И вдруг они встречают настоящую волчью стаю – это олицетворение злых, алчных и коварных людей. Отрубленная волчья голова спасает Козе и Барану жизнь. Тукай хочет сказать, что в трудной жизненной ситуации срабатывает инстинкт самовыживаемости.

Произведения татарских писателей в основном основаны на житейской мудрости. Замечательная легенда о черепахе у заслуженного писателя РСФСР Марселя Галиева как раз учит такому чувству как патриотизм. За свою родину умирают доблестные и отважные воины, но трусов, предателей Родина не помнит. Советую почитать. Человек никогда не забывает свою малую Родину. Возьмём лирику М. Джалиля. Ведь каждое его стихотворение – это поэзия исключительной нравственной чистоты. М. Джалиль своим примером учит наших воинов, солдат и подростков любить свою Родину и презирать человеконенавистничество. Разве не актуально сегодня обратится к его биографическим сведениям. Я думаю, особенно мальчикам, М. Джалиль должен стать для них путеводной звездой. Они должны быть знакомы с его клятвой: «Я обещаю выполнять все задания командира; буду всем сердцем помогать отчизне. Даю слово, что если потребуется отдать жизнь для блага Родины, я без колебания отдам её. Клянусь, если при выполнении боевого задания попаду в руки врага, то, несмотря на страшные муки, страдания, не скажу о друзьях ни слова! Если же я предам эту торжественную клятву, считайте меня врагом Родины, лакеем фашистов! ».

Человечность – живое сокровище, чтобы был мир на земле, чтобы были счастливы люди, чтобы процветала наша страна, надо помнить наставление К. Насыри:

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

- Сакля у меня маленькая, войдёт только один. А кто вы? – спросил пастух.

- Мы – Дружба, Счастье и Богатство.

«Кому же открыть дверь?» - задумался пастух и выбрал Дружбу. Вошла Дружба…., пришло Счастье, появилось и Богатство.


Закончить своё выступление хочу словами Ф. Достоевского: «Стать настоящим человеком, стать гражданином своей Отчизны может только тот, кто может быть братом всем людям». Эти слова воспринимаются, как формула, определяющая ту высоту во взаимоотношениях людей, к которой мы должны стремиться сообща. Для решения этой проблемы у нас в республике при равных правах народов, двух государственных языках, одинаковых условиях для развития национальных культур имеется достаточно прочная основа.

В подтверждение сказанному хочу напомнить слова великого татарского поэта Г. Тукая:

С народом России

Мы песни певали,

Есть общее в нашем

Быту и морали,

Навеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить.













ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лениногорский детский дом»











Доклад на тему:




Воспитание

патриотизма, толерантности и гуманизма

в татарской народной педагогике










Подготовил: Г. Г. Мурзина,

воспитатель семьи № 3










Лениногорск, 2014



Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лениногорский детский дом»









Программа

«Воспитание социально-адаптированной личности в условиях модернизации образования»

(семья № 3)






Подготовил: Г. Г. Мурзина,

воспитатель семьи № 3





2013-2014 учебный год



Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лениногорский детский дом»















Проект

«Военно-патриотическое воспитание»













Подготовил: Г. Г. Мурзина,

воспитатель семьи № 3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!