СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в кружковой работе с глухими детьми младшего школьного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности

в кружковой работе с глухими детьми младшего школьного возраста

 

Познавательная деятельность и речь детей с нарушением слуха формируется своеобразно и замедленно по сравнению с развитием этих процессов у нормально слышащих детей. Это своеобразие отражается и на изобразительной деятельности, развития у детей с нарушением слуха художественных способностей. Изобразительная деятельность, являясь важнейшим средством эстетического воспитания, является едва ли не самым интересным видом деятельности школьников с нарушением слуха. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках впечатления об окружающем его мире, отразить свои чувства и переживания.

Проблема развития художественных способностей школьников с нарушениями слуха находилась и находится в центре внимания многих исследователей и практиков. В педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей.  В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддьякова Н.Н., Ковалева А.Г, Комаровой Т.С., Саккулиной Н.П., Казаковой Р.Г., Флёриной Е.А. и др. раскрыты особенности создания детьми образа, развития художественных способностей в различных видах изобразительной деятельности.

В эстетическом воспитании учащихся с нарушениями слуха особая роль принадлежит педагогу по изобразительному искусству. Однако к использованию в процессе обучения школьников с нарушениями слуха изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию возможностей детей с нарушениями слуха и это сказывается на выразительности детских работ.

Дополнительные возможности для развития творческих способностей детей с нарушениями слуха мы представляем на занятиях кружковой работы, которую проводим в свободной деятельности в условиях школы-интерната. В кружковой работе мы решаем задачи учебной деятельности в специфических условиях в новых видах деятельности, в иной предметной сфере, на основе принципа добровольности и расширенной свободы действий. Мы используем возможность поиска и применения новых способов художественного выражения для активизации художественных способностей детей, широкого использования новых нетрадиционных художественных техник.

Проработав в данном направлении много лет, мы пришли к выводу, что применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей с нарушениями слуха о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования пластилин, клей и т.д.  Мы знакомим детей с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызга красками и пр. Они пробуют рисовать руками, ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони, получают изображения с помощью подручных средств: ниток, веревок, полых трубочек, листьев деревьев и т.п.

На занятиях с использование нетрадиционных техник изображения мы развиваем ориентировочно-исследовательскую деятельность, детям предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображенный предмет цветными мелками наносить гуашь или акварель и т.д.)

При непосредственном контакте рук с краской, дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, мы развиваем у детей тактильную чувствительность, цветоразличение, зрительную память, повышаем уровень общего умственного развития, привлекаем их внимание, заставляем удивляться, развиваем познавательный интерес, дети задают вопросы педагогу и друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Мы не позволяем нашим воспитанникам копировать образец, предъявленный нами, а используя различные техники, учим их добиваться собственного художественного образа в рисунке. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности и инициативы проявления индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения, мы учим детей думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем дети анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать свое собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляют фантазию.

Нетрадиционные техники позволяют нам осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать их желание, интерес.

В настоящий момент, считаем, что наша задача заключается не только в том, чтобы описать техники и технологии, адаптировать имеющийся материал с учетом специфических приемов и методов работы, с учетом возможностей детей с нарушениями слуха усваивать тот или иной материал, но и помочь каждому ребенку увидеть мир, почувствовать его красоту, вселить уверенность в своих силах и вызвать желание заниматься изобразительной деятельностью.

Нами были разработаны критериально-диагностические материалы для выявления уровня развития художественных способностей детей с нарушениями слуха, календарно-тематическое планирование кружковой работы с использование нетрадиционных техник в рисовании, конспекты занятий. Эти разработки могут быть использованы в массовой практике дошкольного и школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В детских изостудиях, на курсах повышения квалификации педагогов.

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!