СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для круглого стола учителей "Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения"»

Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения

Каждому педагогу хочется работать качественно, каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребёнка. При использовании в образовательном контексте понятия «качество» последнему часто приписывают различные значения. Так, для педагогов оно может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами, для учащихся - соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками. Для родителей - связано с развитием индивидуальности их детей.

Однако можно выделить четыре основных условия, без которых получение качественного образования просто невозможно:

1) Квалифицированный педагогический состав.

2) Наличие современного учебного оборудования, средств обучения, применение новых педагогических технологий.

3) Существование благоприятных условий для обучения (школьная столовая, библиотека, спортивный зал и т.д.).

4) Благоприятная среда общения со сверстниками.

Хотелось бы отметить новое качество логопедической помощи в современной школе.

Организация логопедической помощи детям с нарушениями речи в современной общеобразовательной школе имеет ряд особенностей, обусловленных совершенно новой педагогической ситуацией, связанной с качественным изменением контингента детей, обучающихся в школе. В условиях внедрения ФГОС повысились требования к начальному обучению, актуализировался целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой и обучением детей. Многие исследователи отмечают стремительный рост детей с речевой патологией, которые имеют трудности в обучении в общеобразовательных школах. По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 год распространённость речевых нарушений у дошкольников и младших школьников в разных регионах страны колеблется в пределах от 30,7% до 92,6% от общего числа детей. Анализ ситуации за период с 1992г. по 2002 г. выявил увеличение частоты случаев отклонений в речевом развитии у детей в среднем на 34-44%.

Нарушения речи различной формы, структуры дефекта и степени выраженности препятствуют формированию полноценных навыков чтения и письма у детей, поступивших в школу, блокируют успешность освоения школьной программы. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют развитию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.

Процесс обучения детей в начальной школе строится на основе полноценного развития устной речи и психических процессов, необходимых для развития письменной речи. Общеизвестно, что трудности, с которыми сталкиваются буквально все дети, зачисленные на школьные логопедические пункты, обусловлены не только недоразвитием речи, но и недостаточным уровнем сформированности психологических предпосылок к овладению учебным материалом, таких как неустойчивое внимание, низкий объем памяти, недостаточная способность запоминать словесный материал, недостаточная развитость словесно-логического мышления, самоконтроля, произвольности в общении и деятельности.

На современном этапе общеобразовательные школы ориентированы на среднестатистического ребенка, имеющего определенный уровень психического развития и подготовки. Кроме того, отмечается тенденция к усложнению школьных программ, и ребенок с теми или иными проблемами, влияющими на его успехи в учебе и способность адаптироваться к школьной системе и коллективу, оказывается в незавидном положении. Для многих детей темп и объем программы оказываются чрезмерными, поскольку количество детей, испытывающих трудности в усвоении учебного материала общеобразовательной школы, по данным разных исследований, составляет от 15 до 40% от общей популяции детей школьного возраста начального звена.

Дети, не получившие по разным причинам своевременную специализированную логопедическую помощь в дошкольном возрасте, «переносят» дефекты устной речи в письменную при обучении в общеобразовательной школе. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Нередко эти нарушения наслаиваются и дополняют друг друга, что приводит в дальнейшем к значительным трудностям в овладении школьным материалом.

Речевые нарушения учащихся начальной школы являются серьёзным препятствием в овладении ими письмом и чтением на начальных этапах, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программы учебного материала. Не успевающий по письму и чтению ученик не может овладеть знаниями и по остальным основным предметам: математике, природоведению и т.д. В результате дети плохо усваивают программу школьного материала, у них развиваются вторичные, третичные дефекты, что ведёт к негативизму и нежеланию учится. Многие трудности не заканчиваются в начальной школе, а модифицируются и часто сохраняются до окончания средней школы.

Наличие на письме специфических ошибок принято считать главным критерием диагностики нарушений письма и чтения у детей, а значит, и трудностей в обучении. Эти серьезные ошибки рассматриваются как одно из препятствий в овладении грамотой, так как русское письмо опирается не только на фонетический, но и морфологический принцип.

Логопедическая коррекция требует значительной оптимизации процесса коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных организациях по многим причинам. Во-первых, это существующее противоречие между ростом контингента детей с речевыми нарушениями и невозможностью охватить логопедическими коррекционно-развивающими мероприятиями всех нуждающихся школы. Во-вторых, в условиях моногородков в массовой школе приходится осуществлять логопедическую коррекцию и таких учащихся, которые по своим речевым и интеллектуальным возможностям должны обучаться в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V, VII, VIII видов. К тому же основной контингент детей, с которыми работает логопед в общеобразовательной школе, относится к группе «риска», в связи с чем нарушения в развитии их речи требуют длительного времени при коррекции, учёта всей совокупности вызывающих их внешних и внутренних факторов. Вследствие указанных причин квалификация учителя-логопеда в общеобразовательном учреждении обязана быть широкого спектра воздействия.

Наибольшее удовлетворение учитель-логопед получает, когда достигнута цель его деятельности в общем и в каждом конкретном случае коррекционно-развивающего процесса. Когда срабатывает вся созданная логопедом система, включающая цель, отбор материала, имеющего развивающий, обучающий характер, методы коррекционного воздействия, верно подобранные организационные формы деятельности учащихся, материальные средства, в том числе организация пространственно-предметной развивающей среды в логопедическом кабинете.

Учителем-логопедом осуществляется постоянный непрерывный эмпирический поиск инновационных методов и приемов логопедической деятельности, актуализация, оптимизация и совершенствование привычных, ранее изученных форм и путей коррекционного воздействия с целью осуществления максимально эффективной педагогической поддержки учащихся с недостатками развития речи в условиях новых образовательных стандартов.


Максимально полному достижению данной цели способствует интенсификация процесса реализации ряда частных задач, четко сформулированных в плане работы на начало учебного года:

1.Непрерывный рост профессиональной компетенции учителя-логопеда с целью совершенствования навыков дифференциальной диагностики недостатков речи учащихся, способности объективного анализа диагностических данных и данных анамнеза.

2.Совершенствование умения оптимального планирования логопедической работы с учетом индивидуальных показателей диагностики и компенсаторных возможностей ребенка, актуализация прогностического и аналитического аспекта деятельности учителя-логопеда.

3.Актуализация в практической деятельности главных аспектов коррекционного процесса - прогностического и аналитического.

4.Непрерывное повышение уровня владения теоретическими знаниями путем систематического ознакомления с новинками методической литературы и материалами периодической печати; повышение квалификационной категории путем прохождения аттестации.

5.Активная пропаганда логопедических знаний среди участников образовательного процесса с целью установления соответствия учащихся с особыми потребностями образовательным стандартам нового поколения, формирование и укрепление альянса «ребенок-логопед-учитель-родители».

6.Формирование и активное пополнение «методической копилки».

7.Применение ИКТ для оптимизации коррекционно-развивающего процесса в условиях внедрения ФГОС.

Таким образом, учитель-логопед общеобразовательной школы является ключевой фигурой в коррекционно-педагогическом процессе. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-образовательный процесс с учащимися, требующими особого педагогического внимания. Именно это соответствует новому качеству образованию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!