СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья о творчестве Б.Екимова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая статья об изучении на уроках внеклассного чтения произведений Бориса Екимова

Просмотр содержимого документа
«Статья о творчестве Б.Екимова»

Рамзаева В.А., к.п.н., учитель МОУ СОШ № 101 г.Самара


Изучение произведений Б.П.Екимова на уроках

внеклассного чтения в школе


Во всех федеральных программах изучение отечественной литературы в 11 классе завершается обзором новейших произведений. Обзор этот целесообразно подготавливать заранее, в 8 - 10 классах: через организацию самостоятельного чтения учащимися лучших образцов современной литературы, которые обсуждаются на уроках внеклассного чтения, в русле профильных и элективных курсов. Какие именно произведения текущей литературы отобрать для введения в читательский круг старшеклассников, решает каждый учитель по-своему, согласно своим взглядам на их художественную значимость. Программы ограничиваются лишь самыми общими рекомендациями, поэтому учителю трудно самостоятельно сориентироваться в текущем литературном процессе.

Современная литература развивается в тесной связи с классическим художественным наследием. Ее стремление к новизне тесным образом сочетается с приверженностью традициям и ориентацией на универсальные духовные ценности. Сегодня одновременное сосуществование различных художественных систем: сентиментализма, господствующего реализма, натурализма, модернизма – обеспечивает их взаимное влияние друг на друга. Произведения писателей-классиков: В.Распутина, В.Белова, В.Астафьева - соседствуют с тем, что написано авторами, достаточно основательно утвердившими себя на литературном олимпе: В.Маканиным, Л.Петрушевской, Т.Толстой, Л.Улицкой. Недавно вошедшие в читательское сознание тексты Д.Бакина, А.Варламова, А.Волоса, А.Дмитриева, А.Уткина, и др. также уже получили достаточно высокую критическую оценку. Теперь настойчиво заявляет о себе новое поколение прозаиков так называемых «нулевых» годов: Илья Бояшов, Александр Иличевский, Захар Прилепин, Олег Зайончковский и др. И каждый из них уже привлек внимание «своего» читателя [1].

Несмотря на такую широкую возможность выбора, для учителя главными критериями отбора текстов для обзорного изучения современного литературного процесса должны оставаться эстетическая и общественная значимость произведения, а также следование традициям отечественной классической литературы. В заключительный обзор допустимо вводить произведения, пока еще не вошедшие в канон отечественной литературы, но имеющие современное звучание и вызывающие всеобщий интерес. К таким, безусловно, можно отнести рассказы и повести Бориса Петровича Екимова.

Борис Екимов – русский писатель, который продолжает лучшие традиции отечественной классической литературы. Историзм, определенность авторской позиции, внимание к внутреннему миру человека, художественное совершенство его произведений объясняют интерес современной филологической науки к его текстам.

В настоящее время творчеству Бориса Екимова посвящен ряд диссертационных исследований. В частности, С.В. Кожевникова в работе «Творчество Б. Екимова: динамика «деревенской» прозы последней трети XX века» [2] прослеживает эволюцию прозы писателя в контексте общего процесса развития этого феномена отечественной литературы. Она указывает на глубокую и органичную связь Бориса Екимова с «деревенской» прозой но, в то же время, выявляет черты, характеризующие неповторимость художественного мира писателя: сосредоточенность на нравственной проблематике, интерес к ситуации «духовного» выбора, психологизм, поэтичность.

Исследование М.В. Мокровой «Жанр рассказа в творчестве Б.П.Екимова: традиции и новаторство» [3] затрагивает очень близкую нам проблему преемственности в отечественном литературном процессе. М.В.Мокрову интересуют прежде всего историко-генетические связи творчества Б.Екимова и его предшественников (цель её работы – «изучить генезис художественной системы писателя в свете литературной традиции»). Автор диссертации рассматривает, как осваивается писателем предшествующий опыт, и выделяет для этого следующие критерии:

- степень творческой переработки, глубину освоения традиции (подражание, заимствование, творческое освоение, когда «чужое» органически включается и дополняет «свое»);

- характер «границы» между «своим» и «чужим»;

- степень осознанности обращения к традиции (сознательное – неосознанное);

- характер диалога (серьезный либо пародийный, ориентированный на игровое начало; диалог-согласие, диалог-спор и др.).

М.В. Мокрова указывает нам, кого из писателей-классиков по праву можно назвать предшественниками Бориса Екимова. Например, категория Прошлого, хронотоп заброшенного поместья, хутора, дома – наиболее значимые художественные координаты бунинской традиции в прозе Екимова. Мастерство реализации жанровой формы – рассказа – объединяет Б.Екимова и В.Шукшина. Творческая близость этих художников проявляется в прочной связи с традицией устного повествования, в умении угадать «идею характера», «наметить пунктир судьбы». В целом ряде своих рассказов Б. Екимов обращается к коренному типажу шукшинской прозы – к «чудику». Развивая традиции чеховского рассказа-открытия, современный писатель также обращается к ситуации прозрения, духовного перерождения личности, делая акцент на свободном выборе героя.

Наконец, в своем исследовании серьезное внимание М.В.Мокрова уделяет жанровому своеобразию творчества писателя. Исследовательница, анализируя авторскую концепцию народного характера у Б.Екимова, указывает на её три составляющих: во-первых, на веру писателя в «живую душу» народа, во-вторых, на стремление увидеть в человеке Хозяина самому себе, своему Дому, своему делу и, наконец, на проверку героев трудом, поскольку труд для писателя — важнейший нравственный закон человеческой жизни [3; 18].

Творчество Б. Екимова, обладая несомненной художественной ценностью, до сих пор нуждается в глубоком и основательном научном изучении. Исследовательская работа И.В. Великановой «Поэтика прозы Б.П. Екимова», затрагивающая важнейшие категории - конфликт и сюжет, является первым шагом на этом пути. «В диссертации впервые системно и целостно рассматривается поэтика прозы Б. Екимова в аспекте сюжетостроения и выражения авторского сознания». [4]. Творчество писателя в целом И.Великановой позиционируется как система, представляющая собой элементы, взятые не в их изолированной сущности, а в иерархии отношений. Ни один ее элемент не может быть отделен и понят вне системы, свойства каждого элемента определяются его местом и функцией. Автор научного труда уделяет внимание таким важным аспектам, как: типология художественного конфликта (социально-этического, психологического, онтологического), соответствие каждого из этих видов конфликтов своей форме авторского повествования и особой сюжетной организации. Социально-этическому и психологическому конфликтам соответствует сюжет, представляющий собой последовательность событий. Сюжет, в котором раскрывается
социально-этический конфликт, отличается большей развернутостью
фабулы, динамичностью, нередко осложняется введением
микроконфликта. Онтологический конфликт у Б. Екимова находит воплощение в форме свободного повествования.

Творчеству Б. Екимова посвящено немало критических работ, среди значимых все исследователи называют следующие: И. Богатко «Серьезнее некуда – жизнь»1, А.М. Буланов «Живая и честная душа»2, В.Васильев «Высота Б. Екимова»3, Н.Б. Иванова «Испытание правдой»4, А.Панков «Казалось бы, обыденная жизнь»5, И. Роднянская «Род людской»6 и ряд других.

В немногочисленных статьях и рецензиях на его прозу читаем: «Б. Екимов сегодня один едва ли не из самых талантливых рассказчиков»7. Практически все, кто обращается к его творчеству, отмечают как главную особенность - верность «правде жизни», художественную зоркость и наблюдательность, неподдельную искренность. Очень высокую оценку таланту Б. Екимова дают В. Сердюченко и П. Басинский. Первый в своем критическом обзоре («Русская проза на рубеже третьего тысячелетия»8) определяет место Б. Екимова в ряду имен русских классиков: Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева. Второй также считает Б. Екимова достойным преемником русской классической традиции, указывает на демократизм, народность, абсолютную правдивость, нравственную чистоту авторской позиции и изобразительный талант писателя9. Критик Ю. Лифанов высоко оценивает такую повествовательную манеру писателя: «Он не придерживается канонов, не выстраивает сюжет, а именно рассказывает. Неторопливо, обстоятельно, как рассказывают знакомому о другом знакомом. Потому и создается впечатление, что все его герои живые люди»10.

Творчество Б. Екимова пронизано тревогой за судьбу человека, за его нравственное начало, его будущее. Результатом глубокого исследования писателем жизни соотечественников, постижения сложности душевного мира человека явилось создание ярких, незаурядных характеров. Мудрость и совестливость этого писателя – редкие качества для современного литературного процесса. Сегодня в моде игра, ирония, интерес к мистике, метафизике. Провозглашается амбивалентность (двойственность) отношения к событиям и фактам, и при этом утрачиваются категории: «достоинство», «честь», «интеллигентность», «праведничество». Именно поэтому «совестливые» рассказы и повести Бориса Петровича Екимова могут и должны быть изучаемы в курсе литературы в средней школе: благодаря их внешней (но не внутренней) простоте и честной, открытой авторской позиции.

Методика преподавания литературы предусматривает сегодня различные пути изучения творчества Б.Екимова. Например, в рамках зарекомендовавшего себя в школе курса "Вокруг тебя - Мир...", предполагается изучение рассказа писателя «Ночь исцеления». Курс этот разработан в русле образовательной программы «Распространение знаний о международном гуманитарном праве», в составлении ее участвовали Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста. Словеснику познакомиться с этой программой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, можно на специализированном сайте: 

http://edu.tomsk.ru/teacher_help/mir/Document/Programm.htm.

Здесь в разделе «Эхо войны» (7 класс) рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления» рекомендуется для текстуального трехчасового изучения наряду с фрагментом повести В. Конецкого «Кто смотрит на облака». Соответственно, материалы к урокам и методические рекомендации к ним даны в пособиях из этого УМК:

1. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 7 класс/ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова и др. – М.: ООО “Гендальф”, 2000. – с.22- 29.

2. Вокруг тебя – Мир…: Методические рекомендации к книге для ученика. 7 класс./ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова и др. – М.: ООО “Гендальф”, 2000.

На многих методических сайтах учителя-словесники предлагают свои варианты изучения этого произведения. Мы рекомендуем несколько из них:

1. http://festival.1september.ru/articles/516503

2. http://nvkmsosch1.narod.ru/integrurok.doc

3. http://www.pedsovet.su/load/120-1-0-1069


В русле заключительной обзорной темы «Литература последних десятилетий» (11 класс) освещает творчество Б.П.Екимова В.А. Чалмаев [5]. Он относит сочинения писателя к «деревенской» прозе, утверждает, что та не «выродилась» а лишь «напиталась новой энергией» [5;22]. Рассказы и повести Б.П. Екимова, как и другие произведения, относящиеся к прозе с реалистической доминантой, свидетельствуют, - по словам В.А.Чалмаева, - о том, что литература устояла под натиском разрушительства, высмеивания её языка и продемонстрировала свою способность к развитию и подлинному обновлению [5;23]. В своей программной статье В.Чалмаев называет три рассказа Бориса Петровича Екимова, тем самым, приглашая учителей словесности включить их в систему преподавания литературы в школе: «Пастушья звезда», «Ночь исцеления», «Фетисыч» [5].

Наиболее обстоятельно изучение творчества писателя в школе представлено в работе «Русская литература. Конец XX века» - у петербургских преподавателей С.Белокуровой и С.Друговейко [6]. Это пособие, построенное по тематическому принципу, включает, помимо других, раздел «Человек на земле». В нем подробно анализируется повесть Б.Екимова «Пиночет», даются вопросы для анализа рассказов «Пастушья звезда» и «Фетисыч». Представлены в издании и отредактированные авторами сочинения учащихся, среди которых есть обстоятельная работа десятиклассника Е.Филичева «Каждый повинен в жизни своей и волен в ней», посвященная всё тому же рассказу «Пиночет» [6; 424].

В настоящее время план программы по изучению современных произведений в школе из пособия С.Белокуровой и С.Друговейко переведен в цифровой формат, и словесник может познакомиться с ним на сайте авторов: http://www.gramma.ru/EDU/?id=3.1.

Интернет-пользователям, помимо вышеуказанного ресурса, можно предложить ряд сайтов, на которых размещен справочный материал к урокам по творчеству Б.П.Екимова.

http://www.rsl.ru/ru/s3/s331/s122/s1223361/s12233613363/#3 (Краткая информационная справка о писателе.)

http://magazines.russ.ru/authors/e/ekimov/ (Перечень статей и художественных произведений Б.Екимова, опубликованных на информационном портале «Журнальный зал», а также электронные версии текстов.)

http://www.volgograd-art.ru/literatura/ekimov/index.shtml (Биография писателя.)

http://revolution.allbest.ru/literature/00035994_0.html (Ученическая реферативная работа «Сопоставление понимания смысла и счастья жизни героями рассказов Б. П. Екимова и современными подростками», основанная на диссертационных материалах волгоградских ученых.)

http://www.dissercat.com/content/poetika-prozy-bp-ekimova (Библиографический список статей, посвященных творчеству писателя.)

http://magazines.russ.ru/druzhba/2007/8/be14.html (Интервью критика Дмитрия Шеварова с Борисом Екимовым.)

Отдельно следует сказать и о тех интернет-ресурсах, где в свободном доступе имеются разработки уроков по произведениям писателя.

http://lit.1september.ru/article.php?ID=200404507

(Светлана Суровцева «Исцеление добротой». Урок в 11-м классе по рассказам Бориса Екимова «Холюшино подворье» и «Фетисыч».)

http://lit.1september.ru/article.php?ID=200104602

(Надежда Арсеньева. «Невидимый свет серебряной звезды». Урок по повести «Пастушья звезда.)

http://www.uchportal.ru/load/31-1-0-9301

(Надежда Светопольская «Человек с душой». Урок внеклассного чтения по произведению Бориса Екимова «Кардабон».)

В данной статье мы также предлагаем апробированный вариант урока внеклассного чтения, посвященного творчеству Бориса Петровича Екимова.

Ход урока:

Эпиграф: «За остроту и боль в описании потерянного состояния русской провинции и отражение неистребимого достоинства скромного человека, за бьющий в прозе писателя источник живого народного языка». 

(Формулировка жюри при вручении Б.П.Екимову премии Александра Солженицына в марте 2008 года)

Вступительное слово учителя:

Какова сегодня структура населения Российской земли? В общем-то, всех сословий понемногу. Трудно теперь поверить, что совсем недавно более половины населения составляло крестьянство… «В. Личутин, В. Распутин, Б. Агеев — буквально последние талантливые дети крестьян в русской современной литературе. Закончилась не просто литературная эпоха — завершилось крестьянское время на Русской земле» [8;175].
Этот ряд писателей, названный известным критиком Капитолиной Кокшеновой во время «Круглого стола» в редакции журнала «Москва» [8], нельзя считать полным без имени Бориса Петровича Екимова. Это редкая теперь полноценная художественная проза, где ничего не говорится прямолинейно, но присутствует подлинная глубина жизни. Следующие слова о произведениях автора были сказаны одним из самых серьезных читателей современной литературы – Андреем Немзером: «Горько, страшно, сердце заходится, кулаки сжимаются, а отчаянья нет...» [9]. Б. Екимов - писатель, «который чисто делает чистое дело, не хуже других зная о нынешних бедах, но сердцем чувствуя и каждым рассказом утверждая: конец века - это не конец света» [9].

2. Учащийся делает подготовленное заранее сообщение по биографии писателя, сопровождаемое презентацией в PowerPoint11:

«Борис Екимов родился в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтером на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.

Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принят в Союз писателей России, а в 1979 году окончил Высшие литературные курсы.

За свою многолетнюю писательскую деятельность он создал более 200 произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Знамя», «Новый мир», «Нива Царицынская», «Россия». Наиболее заметный интерес у читательской аудитории вызвали публикации Б. Екимова в «перестроечные» годы: сборники рассказов «За теплым хлебом», «Ночь исцеления», романы «Родительский дом», «Пастушья звезда».

Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края». Лейтмотив его произведений – реальные жизненные будни простого человека. Это близко и понятно многим, поэтому книги пользуются в России огромной популярностью.

Произведения Бориса Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский и другие языки. Его повесть «Пастушья звезда» включена в президентскую библиотеку – серию книг выдающихся произведений российских авторов.

Борис Екимов - член правлений Союза Писателей РСФСР (с 1985 по 1991 годы) и Союза Писателей России (с 1994 года). Был членом редколлегии еженедельника «Литературная Россия» (с 1987 года). Член редколлегий журналов «Отчий край», «Роман-газета» (с 1998 года). Член комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ (с 1997 года). Входил в жюри Букеровской премии (1997).

Борис Екимов живет, как сам часто говорит, «на два дома»: в Волгоградской области, Калаче-на-Дону, и в Москве» [10].

3. Работа в группах по прочитанным заранее текстам.:

Для того чтобы на уроке работа была продуктивной, учитель должен провести предварительную подготовку. Она связана с индивидуальными (групповыми) заданиями, предполагающими самостоятельное чтение ряда произведений. На предыдущем уроке класс заранее делится на 5 –- 7 групп (по 3 – 4 чел.). Каждой группе в качестве домашнего задания даются два текста, предназначенные для интертекстуального анализа (один из них – произведение Б.П.Екимова, другой – его возможный классический предтекст). Возможные варианты:

1. А.С.Пушкин «Пир во время чумы» и рассказ Б.П.Екимова «Ралли».

2. Эпилог романа «Война и мир» Л.Н.Толстого и повесть «Пиночет».

3. В.М.Шукшин «Как помирал старик» и «Как дед Петро умирал» Б.Екимова.

4. И.А.Бунин «Антоновские яблоки» и рассказ «Холюшино подворье».

5. Н.А.Некрасов, стихи, в которых присутствуют образы крестьянских детей и «Фетисыч» Б.Екимова.

6. «Хорь и Калиныч» И.С.Тургенева и повесть «Пастушья звезда».

7.«Злоумышленник» А.П.Чехова и «Продается дом и старая женщина».

Технология создания диалогической ситуации на основе интертекстуальной связи классического и современного художественного текста подробно изложена нами в Диссертационном исследовании «Русская проза рубежа ХХ – ХХI веков в системе литературного образования учащихся старших классов» 12. В данной статье мы процитируем лишь алгоритм работы на уроке малой группы с двумя текстами.

Последовательность работы учителя и учащихся такова:

1. Распределение класса на малые группы. Начало диалога.

2. Формулировка трех вопросов и запись их на карточках (себе как участнику диалога, учителю, одноклассникам).

3. Атрибутирование интертекстуальных связей (классического предтекста и рассказа или повести Б.Екимова).

4. Актуализация проблем, поставленных в классическом произведении.

5. Попытка осознать себя в пространстве диалога проводником диалогических смыслов.

6. Оформление речевых высказываний, обмен ими, поиск причины обращения современного автора к классическому предексту.

7. Организация системы диалогов в классе.

8. Фиксирование интегрированных диалогических смыслов в «дневнике современного читателя».

9. Чтение по желанию дневниковых записей.

10. Подведение итогов. Перевод диалога во внутренний план, в индивидуальное сознание.

Для учителя, планирующего такой урок, ценной будет информация о «точках соприкосновения» двух текстов. Для этого можно использовать таблицу (можно совместно с учениками заполнять ее в тетрадях или читательских дневниках). В этой таблице будут кратко изложены основные моменты: формулировка трех вопросов и запись их на карточках (себе как участнику диалога, учителю, одноклассникам); атрибутирование интертекстуальных связей (классического предтекста и рассказа или повести Б.Екимова); актуализация в современном тексте проблем, ранее поставленных в классическом произведении:

Текст и его предполагаемый предтекст

Формулировка вопросов для диалога

Атрибутирование интертекстуальных связей

Актуализация проблем


А.С.Пушкин «Пир во время чумы» - Б.П.Екимов «Ралли».


1. В чем сходство двух произведений?

2. Намеренно ли Б.Екимов использует это сходство сюжетных коллизий?

3. Как отражается в этих произведениях историческое время?


Общая сюжетная коллизия: посреди вымирающего поселка на улице (за одним столом) собрались все оставшиеся жители. Открытый финал: есть ли у них будущее?


Онтологические проб-лемы: смысла и ценности человеческой жизни, преодоления смерти и опустошения, общность тех, кто остался в живых. Извечная тяга человека к продолжению жизни.


Эпилог романа «Война и мир» Л.Н.Толстого - повесть «Пиночет».


1. Что общего в характере деятельности Николая Ростова и Корытина-младшего?

2. Какую самооценку дают себе герои произведений?

3. Что помогает героям поднять находившееся в запустении хозяйство?


Архетип Хозяина, радеющего за вверенных ему людей. Вынужденная жесткость, порой жестокость в принятии решений. Отношение к Хозяину окружающих его крестьян. Личная ответственность и трудолюбие героя.


Социальные проблемы:

Необходимость «твердой руки» и спасения крестьян от них самих: повального пьянства, воровства, невежества.


В.М.Шукшин «Как помирал старик» - рассказ «Как дед Петро умирал».


1. Как описывают авторы «приготовление» к смерти?

2. Почему оба героя вызывают глубокое уважение, несмотря на различие их характеров?

3. Можно ли назвать рассказ Б.Екимова «вторичным» по отношению к тексту В.М.Шукшина?


Общая тема: предчувствие смерти, её ожидание и приход.

Архетип русского старика, хозяина жизни, смиренно и мудро встречающего свою кончину. Архетип жены-старухи.



Онтологические проблемы: ментальные особенности встречи смерти русского человека – обстоятельность, «на-казы» ближним, сми-рение.


И.А.Бунин «Анто-новские яблоки» - рассказ «Холюшино подворье».


1. С помощью каких художественных деталей изображается упадок былого патриархального уклада жизни?

2. Как и для чего в этих двух произведениях используется антитеза?

3. Что включает в себя категория «богатства» у русского крестьянина.


Тема упадка патриархального крестьянского быта, былого устройства родового гнезда. Общая категория Прошлого, хронотоп заброшенного поме-стья, хутора, дома.


Философские проблемы:

экзистенциальный пафос,

трагическое ощущение невозвратимости былого уклада жизни русского человека, боль за то, что исчезают глубокие, луч-шие свойства натуры, происходит вырождение.



Н.А.Некрасов, стихи, в которых при-сутствуют образы крестьянских детей – рассказ «Фетисыч».


1. Что общего у героев некрасовской лирики и маленького Яши?

2. Правдоподобен ли герой Б.Екимова, каков он в сравнении со своими прототипами?

3. В чем схожесть пафоса авторского восприятия героев?


Архетип «мужичка с ноготок».

Привычка к труду, оберегающая душу маленького героя. Его деловитость и хозяйственность. Уважительное отношение окружающих к маленькому «радетелю».


Онтологические проблемы. Преемствен-ность поколений, вера в неистощимость духов-ной жизни народа, проявляющаяся в изобра-жении крестьянских детей

«Хорь и Калиныч» И.С.Тургенева - по-весть «Пастушья звезда».



1.К какому типу («Хорь» или «Калиныч») можно отнести героев повести Б.Екимова: Тимофея, Зинаиду, Алика, Чифиря?

2. Найдите и назовите черты типологического сходства характеров Тимофея и Калиныча.

3. Приведите примеры изображения пейзажа как отражения внутреннего мира героев у И.С.Тургенева и Б.П.Екимова


Универсальная «формула» И.С.Тургенева: «Каждый крестьянин похож по своей сути либо на Хоря, либо на Калиныча» и ее интерпретация в повести «Пастушья звезда».




Проблема универсалий в художественном твор-честве. Два полюса в изображении характера русского человека.


«Злоумышленник» А.П.Чехова - рассказ «Продается дом и старая женщина».



1. Найдите комические эпизоды в произведениях писателей.

2. Почему эти эпизоды оставляют «горький» осадок в душе читателя?

3. Что роднит екимовскую бабу Маню со «злоумышленником» А.П.Чехова?


Общий модус художественности (термин В.Тюпы) – пафос произведений. Трагикомизм как сочетание юмора, иронии и печали.


Социальные проблемы:

Проявление неблаго-получия, несовершенства социального устройства общества, в котором возможны нелепые и трагические ситуации: отвинчивание гаек с железнодорожного пути для изготовления рыболовных снастей или попытка продажи дома «вместе с собой».


Завершить урок и целую серию диалогов на основе интертекстуального анализа текстов, необходимо выводами о том, что творчество Б.П.Екимова продолжает традиции классической отечественной литературы. Ее художественные открытия не умирают, а раскрываются в произведениях современного автора уже на новом этапе литературного процесса.

Домашнее задание:

1. Прочесть произведение Б.Екимова «Пастушья звезда».

2. Привести примеры, иллюстрирующие стилевые доминанты его творчества (публицистическое начало, психологизм, тема духовной памяти, образ дома, сюжетная ситуация духовного испытания, вера в конкретные добрые поступки, а не рассуждение об абстрактных теориях добра и справедливости, сострадание, милосердие — высшая ценность для человечества)13.

_________________________________________________

Список использованной литературы:

1. Булкина И. Проза «нулевых». http://magazines.russ.ru/znamia/2010/9/bu15.

2. Кожевникова С. В. Творчество Б. Екимова: динамика «деревенской» прозы последней трети XX века. Дис. на соиск. уч. степ, канд. фил. наук. Магнитогорск, 2002.

3.Мокрова М.В. Жанр рассказа в творчестве Б.П. Екимова: традиции и новаторство. Дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. Волгоград, 2003.

4. Великанова И.В. Поэтика прозы Б.П. Екимова. Дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. Волгоград, 2004.

5. Чалмаев В.А. Русская проза 1980 – 1990-х годов на перекрестке мнений и споров //Литература в школе. – 2002. – № 4.

6. Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы: Учеб.-метод. пособие. – СПб., 2001.

7. Архипова Е.В. Творчество Б.Екимова // Уроки литературы. Приложение. - 2005. - № 8.

8. Почвенная литература в «беспочвенной» России. «Круглый стол» журнала «Москва» // Москва. - 2009. - № 12.

9. Немзер А. «Жизнь продолжается» // Дружба народов.- 1997. - № 2.

10. http://www.volgograd-art.ru/literatura/ekimov/index.shtml


1 Богатко И. «Серьезнее некуда – жизнь». // Богатко И. Предчувствие: Литературно-критические статьи и очерки. – М., 1990. – С. 291–302.

2 Буланов А.М. Живая и честная душа // Веч. Волгоград. – 1987 – 29 марта. – С. 10.

3 Васильев В. Высота Б. Екимова // Васильев В. Достоинство слова: Лит.-критические ст. и заметки о сов. поэзии и прозе. – М., 1988. – С.150–154.

4 Иванова Н.Б. Испытание правдой: [Журнальная проза в 1986 году] // Знамя. – 1987. - № 1. – С. 210.

5 Панков А. Казалось бы обыденная жизнь… // Молодые о молодых: Сб. литературно-критические статьи молодых критиков. – М., 1979. – С. 124-128

6 Роднянская И. Род людской // Новый мир. – 1996. - № 11. С. 237-241.

7 Куницын В. Что же дальше?: Проза и поэзия в еженедельнике «Литературная Россия» // Наш современник. – 1988. – № 1. – С. 178

8Сердюченко В. Русская проза на рубеже третьего тысячелетия // Вопросы литературы. – 2000. – Июль-Август. – С.77-97.

9 Басинский П. «Как сердцу высказать себя?» О русской прозе 90-х годов // Новый мир. – 2000. - № 4.

10 Лифанов Ю. Мастер негероического эпоса // Волгогр. правда. – 1997. – 4 окт. – С. 8.


11 Материалы для презентации ученик может взять из ресурса: http://rus.net.edusite.ru/DswMedia/pisatel-borisekimov.ppt


12 Рамзаева В.А. «Русская проза рубежа ХХ – ХХI веков в системе литературного образования учащихся старших классов». Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Самара, 2006.


13 http://lit.1september.ru/article.php?ID=200404507


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!