СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья о воспитании патриотических чувст младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о необходимости воспитания патриотических чувств у младших школьников при изучении природы родного края.

Просмотр содержимого документа
«Статья о воспитании патриотических чувст младших школьников»



" Воспитание патриотических чувств младших школьников при изучении природы своего края."

Сухорукова Елена Владимировн

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 г. Искитима НСО

Как много в последнее время мы говорим о патриотизме, о необходимости воспитывать патриота из каждого гражданина нашей страны. С чего же начать это патриотическое воспитание? Может быть стоит начать с самого определения- патриотизм? Патриотизм с точки зрения Ленина В.И. "... одно из глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств..."; с точки зрения Толстого А.Н. " Патриотизм- это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней."; а с точки зрения Толстого Л.Н. " Патриотизм, в самом простом, ясном и несомненном значении своем, есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так оно и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство»; Даль В.И. трактовал патриотизм как " любовь к Отчизне".  Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Патриотизм можно рассматривать с разных ракурсов, можно соглашаться с классиками и современниками, давшими понятие патриотизму, можно отвергать их понятия и формулировать свои. Но нельзя не согласиться с тем, что воспитывая детей мы должны научить их быть добрыми, справедливыми, отзывчивыми, умеющими любить своих близких, свой дом, свою родину. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: историю, территорию, климат, природу, организацию общественной жизни,  особенности языка, быта. Невозможно заставить человека стать патриотом, патриотизм надо прививать с детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создаётся культурой человека, нравственной eё глубиной.

Необходимость активизировать процесс воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте нашла отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Так, портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д. Личностные результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования должны, среди прочих, отражать формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества и др. Однако, невозможно в одно мгновение сделать из ребёнка патриота. Каждый ребёнок самостоятельно должен понять, почему нужно любить родину, за что ему любить её. На мой взгляд, самоидентификация ребёнка как патриота должна начинаться с  осознания себя частью своей малой родины. Поэтому начинать патриотическое воспитание нужно с самого простого и понятного каждому, с того, что окружает ребёнка, к чему он привык. Начинать нужно с родного края, с родной природы, с того, что ребёнок может рассмотреть, понюхать, к чему может прикоснуться, на что может повлиять. Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них страницы своей малой родины чувствуют себя первооткрывателями. Так воспитывается гражданственность, патриотизм, чувство  собственной значимости.   Работа по изучению природы родного края  расширяет  у  детей  кругозор,  развивает  детское  словесное  и  изобразительное  творчество.

Анализируя работу учащихся по природоведению, развитию устной и письменной речи можно прийти к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его богатым окружающим миром. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит довольно абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к природе родного края я считаю необходимым обратиться к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения. Для чего же следует изучать природу родного края? Что изучать? Как преподносить материал по изучению природы родного края? Моей основной идеей является формирование у детей младшего школьного возраста системных знаний по изучению природы родного края, чувства любви к своему Отечеству на основе разнообразия форм работы. Цель краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями. Начальная ступень – пропедевтический курс, который способствует осознанию важности окружающего его мира. Вторая ступень – интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, т.е. использование местного материала как базы для освоения теоретических вопросов. При этом фрагментарное введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины должно идти в логике основного краеведческого курса, в соответствии с его задачами. Не менее важным этапом работы по изучению разнообразности природы родного края является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

Материал по изучению природы родного края сочетает в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Объем изучаемого материала может быть разным и зависит от количества и значимости местных памятников природы, от богатства флоры и фауны, от экологической ситуации от истории края и её изученности.

Формы работы могут быть различными:

1. Игры – путешествия. 2. Занятия- исследования. 3. Экскурсии. 4. Аукционы знаний. 5. Круглые столы. 6. Практические занятия. 7. Праздники, связанные с охраной природы, экологические праздники. 8. Поисковая работа. 9. Творческие занятия. 10. Занятия социального характера (газеты, листовки, призывы, статьи в школьных газетах) 11. Проектная работа. 12. Встречи с интересными людьми.

Чтобы работа по изучению природы родного края была эффективной, необходимо привести её в систему. Невозможно получить положительный результат спонтанно проводя то или иное мероприятие, необходимо спланировать мероприятия по календарным месяцам на каждый учебный год. Только такая работа помогает видеть результаты работы в полной мере, даёт всю картину по усвоению знаний о природе родного края, помогает планировать работу на уроках и во внеурочное время.

Материал по изучению природы родного края ценен не только в воспитательном значении, он способствует развитию личностно-ориентированного подхода в решении воспитательных задач в начальной школе, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формировать саморазвивающуюся личность путем развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации; развивать интеллект детей и эмоциональное восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося.

Данная работа способствует развитию специальных литературных и художественно-прикладных способностей детей. У ребёнка есть возможность проявить творческое мышление, почувствовать себя значимым для окружающего мира и коллектива. Ребёнок , получив новые знания, стремиться поделиться этими знаниями с родными, друзьями, знакомыми. И тогда не приходится заставлять его оформить стенгазету, написать статью или придумать агитационную листовку, призывающую любить и беречь родную природу.

Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, изучение родного края целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие в окружающим мире. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся, под руководством учителя, могут собирать данные своих исследований и открытий в отдельные альбомы, папки, постоянно пополняя их. К окончанию начальной школы ребята получат их в качестве отличного подарка, который будет свидетельствовать о трудности проделанной ими работы.

*  При изучении родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (улицы города, парки, лесопарки, сады) и в музеи. На них ученики познакомятся с окружающим миром, ощущая себя частью его, с памятниками природы.

*  В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.

*  Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на восприятие ребёнка себя самого , как неотъемлемую частью окружающего его мира.

В процессе работы по изучению природы родного края учащиеся должны: иметь представления:

-  о связях между живой и неживой природой родного края; -  о связях между деятельностью человека и состоянием природы; -  об истории родного края; знать: -  объекты неживой и живой природы родного края; -  особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности; -  водоёмы своей области и их значение в хозяйстве; -  полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве; -  правила поведения в природе и меры её охраны; уметь: -  различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида); -  различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида); -  узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; -  приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида); -  приводить примеры памятников природы своей области и района (не менее 3); -  показывать на карте границу своей области, крупные города и своё местонахождение; могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

-  объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиямвключающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

-  находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту своей области как источник информации;

-  проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

-  ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Создавая план работы по воспитанию патриотических чувств младших школьников при изучении природы родного края, педагогу обязательно нужно учитывать необходимость разнообразить формы и методы работы от класса к классу. Необходимо помнить, что процесс обучения и воспитания будет иметь достаточно высокие результаты, если учащемуся будет интересно и комфортно в процессе работы.





Используемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011г./М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011.-33с.

2. Алексеева, ЛЛ., Анащенкова, С.В., Биболетова, М.З. Планируемые результатыначального общего образования/ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова.- 3-е изд.,- М.; Просвещение, 2011.- 120с.

Интернет ресурсы:

1. http://anton-klyushev.livejournal.com/318334.html

2. http://gmc.ivedu.ru/uploaded/files/Afanasjeva/ponjatie_patriotizma.doc

3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/03/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!